ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Западнорусский календарь – МАЙ

Представляем майский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.

  • 1 мая - День памяти Макария Киевского (+ 1497)
  • 2 мая – День памяти Одесских мучеников. (+2 мая 2014 г.)
  • 10 мая – день памяти Григория Ивановича Купчанки (1849-1902)
  • 11 мая - день рождения Игоря Вацлавовича Оржеховского (1933 -2002)
  • 18 мая - день памяти Александра  Васильевича Суворова (1730 —1800).
  • 18 мая – день рождения Иоанна Снегурского (1784-1847)
  • 24 мая – день памяти Алексея Ивановича Соболевского (1857 — 1929)

1 мая - День памяти Макария Киевского (+ 1497)

Святые останки его были перевезены в Киев и погребены в соборе Святой Софии, который был тогда закрыт, разорен и запущен. С тех пор в нем часто слышали таинственное пение незримого хора, а перед гробницей священномученика находили горящие свечи, зажженные неведомой рукой. В XVII в. после исцелений, совершившихся по предстательству священномученика митрополита Макария, он был причислен к лику святых.

В настоящее время мощи священномученика покоятся в Киеве, во Владимирском кафедральном соборе.

2 мая – день памяти Одесских мучеников (+2 мая 2014 г.)

2 мая 2014 года в Одессе более сорока восьми человек (по другим данным гораздо больше), несогласных с политикой Киевской хунты, были зверски убиты и сожжено в Доме профсоюзов.  Люди приняли мученическую смерть от рук украинских националистов  за свои убеждения,  за то, что выступали за единство Руси, были против неофашизма и античеловеческих законов, навязываемых Западом, утерявшим  свои былые христианские ценности. Более трехсот человек было ранено, и до сих пор подвергаются преследованиям  как со стороны националистических банд, так и украинских властей.

В Западнорусский календарь, как правило, включаются  памятные даты, связанные с выдающимися личностями, много сделавшими для единства Русской земли.  Для нас 2 мая становится коллективным днем памяти наших современников, тех кто принял мученическую смерть за Единую Русь Православную не только в Одессе, а и в Киеве, Харькове, Славянске, Краматорске , во всех городах и весях  Украины через которые прошла линия фронта борьбы с сатанизмом в виде бандеровщины.

К годовщине трагических событий в Одессе Аркадия Мамонтов снял документальный фильм-расследование "Ожог", который был показан на телеканале РТР 29 апреля 2015 года. Сейчас на Украине запрещены российские телеканалы. В Белоруссии  острые российские публицистические передачи на "РТР-Беларусь" (телеканал принадлежащий белорусскому СТВ, ретранслирующему РТР)  или замещаются другими развлекательными фильмами и передачами, или показываются после полуночи, когда считанные единицы могут их смотреть. Учитывая это мы размещаем запись передачи "Специальный корреспондент" на которой был показан фильм "Ожог".

 

 

10 мая – день памяти Григория Ивановича Купчанки (1849-1902)

Купчанкопростой мужик из буковинской крестьянской семьи, которому посчастливилось окончить Венский университет. Купчанко посвятил себя журналистике, писал популярные книжки для народа на подъяремной Руси, издавал газету «Русская правда», пропагандируя идею единства всего русского мира. Писал простым слогом, за которым чувствовалась искренность порывов и горячее любящее свой край сердце. Нет ничего более могучего, чем простое искреннее мужицкое слово, сказанное на святой мужицкой мове! Несмотря на гонения, на запрещения его изданий светской и церковной униатской властью, книжки его народ зачитывал до дыр. В тех селах, куда долетала его «Русская правда», панукраинская пропаганда вымирала. Выдающийся галицкий писатель Иван Франко, отмечая относительно слабую популярность панукраинских изданий, признавал (перевожу на русский): ««Правда русская» Гр.Купчанки расходится среди народа в громадном количестве; мы знаем случаи, что даже в селах, по нашим условиям наиболее просвещенных, мужики подписываются на нее тайком, боясь священника-народовца и церковного запрета, и хоть и есть у них читальня, но газету Купчанки читают частным образом в хатах, и прячутся с ней, как с незнамо каким сокровищем, и это те самые мужики, которые устраивают торжественные вечера в память Шевченки и Шашкевича!» (Формальний і реальний націоналізм// Іван Франко. Зібрання творів у 50 томах. К., 1986. Т.27. С.361)

 

11 мая день рождения Игоря Вацлавовича Оржеховскоко (1933 -2002)

Игорь Вацлавович Оржеховский родился в г. Минске 11 мая 1933 г., в семье военнослужащего. Уже в детстве он познал всю сложность общественно-политической жизни страны: политические репрессии, преследования «инакомыслящих», войну и голод.

Его отец, Вацлав Александрович Оржеховский, офицер, был репрессирован в 1930-е гг. После ареста отца Игоря Вацлавовича, его мать Маргарита Петровна, чтобы спастись от преследование, вынуждена была переехать в 1936 г. в г. Горький (ныне - Нижний Новгород). В 1944-1951 гг. И. В. Оржеховский, как сын офицера (сведения о судьбе которого удалось сохранить), воспитывался в Горьковским Суворовском военном училище. После окончания Суворовского училища он был направлен во Львовское пехотное училище имени М. И. Щорса, которое окончил по первому разряду в 1953 г. В 1953 - 1955 гг. Игорь Вацлавович служил в г. Львове (командиром взвода, комсоргом полка). В декабре 1955 г., когда началось сокращение численности Вооруженных Сил СССР, И. Оржеховский был уволен в запас и вернулся в г. Горький. В 1956 г. И. В. Оржеховский поступил на отделение истории историко-филологический факультета Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Успешно окончив университет, И. Оржеховский поступил в аспирантуру на кафедре истории СССР Горьковского государственного университета. Став кандидатом исторических наук, И. В. Оржеховский преподавал с 1963 по 1976 г. в Горьковском государственном университете (ассистентом, старшим преподавателем, доцентом). В 1975 г. Игорь Вацлавович блестяще защитил докторскую диссертацию по теме «Внутренняя политика российского самодержавия в 1866-1878.

Становление И. Оржеховского как профессионального историка происходило в конце 1950-х - 1960-е гг., Когда в стране обозначились серьезные изменения в общественно-политической жизни, когда начался процесс десталинизацыи, реабилитации репрессированных в сталинское время людей. И. Оржеховский уже тогда отличался энциклопедичностью своих знаний, нестандартностью мышления и оценок. Он смело выражал свои взгляды в научных дискуссиях, в аудиториях перед студентами во время лекций и семинаров. Игорь Вацлавович считал, что необходимо коренным образом менять критерии разработки российской истории, избавляясь от прежних штампов и оценок. Конечно, такие подходы к преподаванию истории и развития исторической науки не удовлетворяли партийных функционеров.

В 1976 г. И. В. Оржеховский вместе с семьей переехал в г. Минск и возглавил кафедру истории СССР досоветского периода Белорусского государственного университета. И. Оржеховский, как известный ученый и преподаватель, к тому же белорус и уроженец г. Минска, был приглашен на работу в БГУ его ректором В. М. Сикорским. Возглавив кафедру, И. Оржеховский сумел активизировать ее работу, коллектив, создать творческую атмосферу, делился своими знаниями и опытом, всегда был полон энергии и самых разнообразных планов. Серьезно оживилась научная работа на кафедре. Именно благодаря И. Оржеховскому на кафедре одна за другой шли успешные защиты диссертаций аспирантами и преподавателями кафедры. И Оржеховский руководил кафедрой до 1998 г., а с мая 1998 г. являлся профессором кафедры истории России исторического факультета БГУ. В 1996 г. он был избран членом-корреспондентом Академии образования Республики Беларусь. Прекрасный лектор, педагог, ученый, И. В. Оржеховский за годы своей работы подготовил сотни специалистов с высшим образованием, 11 кандидатов наук. Но самой большая заслуга Игоря Вацловавича Оржеховского в том, что он возродил объективный взгляд на российскую и белорусскую историю в западнорусской традиции, начатой Михаилом Кояловичем.
Текст биографии И.В. Оржеховского составлен по материалам статьи В.В. Сергиенковой.
Статьи И.В. Оржеховского на сайте «Западная Русь»:

 

18 мая - день памяти Александра  Васильевича Суворова (1730 —1800).

Александр  Васильевич Суворов  - великий русский полководец и военный теоретик. Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60 сражений).

Александр Васильевич родился 24 ноября 1730 года в семье военного, генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова (крестника Петра I Великого), в Москве и назван Александром в честь Александра Невского.
На военную службу поступил в 1742 году в возрасте 15 лет и был зачислен в лейб-гвардии Семёновский полк. Действительную службу начал мушкетёром с 1748 года  и служил вплоть до своей смерти 18 мая 1800 года в чине генералиссимуса.

Суворов вошёл в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Это был один из образованнейших людей своего времени, обладавший обширными познаниями не только в военных науках, но и в других областях знаний. Суворов оставил огромное военно-теоретическое и практическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Отбросив устаревшие принципы кордонной стратегии и линейной тактики, Суворов разработал и применил в полководческой практике более совершенные формы и способы ведения вооружённой борьбы, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место.  Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, А. А. Брусилов и другие известные русские военные деятели.

Огромную роль Суворов сыграл в судьбе Западной Руси и особенно Белоруссии. Он участвовал в разгроме польской Барская конфедерация (1769—1772), приведшей к первому разделу Речи Посполитой и освобождению Восточной Белоруссии от поляков. Суворов сыграл решающую роль в  подавлении польского восстания  1794 года, после чего последовал третий и окончательный раздел Речи Посполитой и воссоединение всех белорусских земель с остальной Россией.  Екатерина II за эти заслуги пожаловала Александру Суворову поместье в белорусском городе Кобрин, в котором он любил бывать. Сейчас в городе Кобрин существует музей Александра Суворова.

9 мая 2014 года по итогам интернет-голосование Именем Победы стал Александр Васильевич Суворов.

Статьи на сайте Западная Русь, посвященные А.В. Суворову

 

18 мая – день рождения Иоанна Снегурского (1784-1847)

В кафедральной церкви Ивана Предтечи, переделанной из кармелитского костела, в церкви, где на иконостасе нет икон, где священники бриты, где проповедник размахиваете руками, где русское так перепутано с польским, Византия с Римом, что одним шагом можно перейти и на ту и на другую сторону – стоит у правой стороны памятник из черного мрамора. На нем портрет старика с полным добродушным лицом, в архиерейской мантий, с бритою бородою и стриженою головою. Надпись под портретом гласит слово в слово:

[*] Собственно, 1784; на памятнике 1782 год поставлен ошибкою. (Обратите вниманее, что благодарный клир, чтобы не дразнить австрийскую администрацию ненавистной ей московщиной, написал табличку на безукоризненном соверменном украинском литературном языке. – М.Б.;))

Всего, что рассказывают эти униаты о своем Снегурском, даже не переслушаешь. Этот архиерей был действительно отцом своей епархии. Священники так его любили, что приезжавший из села в город считал грехом не навестить владыку; быть в Перемышле и у владыки не побывать считалось тогда несообразностью. В этом крае – так владыка умел привязать к себе всех и каждого. Любимый и уважаемый всеми Иоанн первый заговорил с своими подчиненными по-русски – это была великая новость; русский язык считался до того мужицким, что священники даже азбуку русскую не всегда знали, и в церквах не редкость было видеть, требники и евангелия, в которых над церковными буквами священник надписывал польскими, что и как нужно ему выговаривать. Слабо, робко стало припоминать духовенство точно сквозь сон, что не всегда ж в этом краю язык народа считался хлопским, что до завоевания Галичины Казимиром в XIV веке, в ней были свои князья, даже, наконец духовенство стало смутно догадываться что быть русином вовсе не стыдно. В дружеских разговорах со священниками уговорил он их заботиться о их же благосостоянии и заложить вдовий фонд, в обеспечение их семей, и сделал то, что каждый священник вносит, до сих пор, по 12 гульденов ежегодно или 250 единовременно, на обеспечение вдов и сирот духовенства. Теперь епархиальное управление обязано выдавать каждой вдове по 65 гульденов в год, а на сироту по 35: деньги небольшие, но вдова с пятерыми детьми, все-таки, имеет 240 гульденов в год, все-таки может кое-как вырастить и воспитать детей.

Обряд церковный падал. Священник редко хорошо знал устав, особенно молодой, только что вышедший из семинарии – народ южнорусский не формалист, как великорусы: он мало дорожит буквою и всегда готов делать уступку в мелочах, что так и способствовало его полонизации. Нужно было, уж если не во всей чистоте восстановить обряд русского богослужения, то хоть не давать ему далее впадать в латинство. Владыка Иоанн и на это нашел средство: он завел в Перемышле бурсу для дьяков – по-нашему дьячков или, еще лучше, уставщиков, как в старину говорилось. Теперь в перемышльской епархии дьячками делаются не “убоявшиеся бездны премудрости”, а люди, нарочно готовившиеся к этому делу. Поляки, поэтому, совершенно правы, когда кричат, что здесь попы фанатизуют (!) хлопов... без униатских попов здесь ровно ничего бы не было. Обрили их поляки, остригли; в церкви “им католических алтарей понаставили; пятьсот лет все шло тихо и мирно; этнографы только знали, что в Галичине есть русский народ, и вдруг, через пятьсот лет молчания... Да я понимаю, почему поляки их так глубоко ненавидят.

Еще братство св. Николая завел Снегурский для вспомоществования бедным ученикам и для украшения церквей. Все, что мог сделать этот великий человек, все сделал, все подготовил и наконец, открыто заявил, что униатская церковь – церковь не польская, а русская. В 1847 году святили какую-то деревенскую церковь – уже тогда новые церкви стали заводиться у русских. Проповедь нужна при освящении – священник по старому обычаю пригласил какого-то ксендза. Снегурский поморщился, когда услышал это: “Нет, я сам привезу проповедника”, сказал он и пригласил священника [Антония] Добрянскаго. Скандал вышел невероятный, когда русский священник явился на кафедре русской церкви и заговорил по-русски! Ксендзы, бывшие на освящении, насупились и друг за дружкою повыходили из церкви, говоря, что не понимают по-русски – они знают русский язык, которым народ говорит, но ничего не могут понять, когда на этом языке говорят о высоких предметах. Снегурский торжествовал. “Дело сделано!” радовался он, “наши ступили первый шаг – теперь польский язык больше не будет слышаться в русском храме. Недели через две его не стало. Он простудился на освящений, ему завалило грудь. Не знаю, следует ли повторять общее мнение, что поляк-доктор с умыслом не лечил его как следует. Здесь вообще смерть каждого русского деятеля приписывают полякам – ожесточение зашло так далеко, что обе стороны не могут беспристрастно судить друг о друге. (Из книги: Кельсиев. Галичина и Молдавия. Путевые письма. Спб, 1868 [http://oboguev.narod.ru/images/kelsiev.htm])

 

24 мая – день памяти Алексея Ивановича Соболевского (1857 — 1929)

Соболевский – известнейший русский филолог XIX века, член Императорской Академии наук. Его научный авторитет был так велик, что перед ним склонялись даже его заклятые враги свидомиты, например, Александр Лотоцкий (Лотоцький О. Сторiнки минулого. Варшава, 1932. Ч I. С.201),
«Наука делит весь стомиллионный русский народ, – пишет Соболевский, – всего на три груп­пы - великорусов, белорусов ималорусов… Не думайте, чтоб разница между великорусами и белорусами, меж­ду белорусами и малорусами, между великорусами и малорусами была сколько-нибудь значительна…
Если мы сравним русский народ в нынешнем его состоянии с другими народами Европы, мы будем поражены его однообразием. Немцы, например, в разных местах немецкой территории (в Германии, Австрии и Швейцарии), несмотря на все усилия превосходной немецкой школы, остаются при своих говорах, и немец из Гамбурга не понимает немца из Вестфалии, а немец из Вестфалии не понимает немца под Цюрихом или под Веной. То же можно сказать об испанцах и итальянцах, несмотря на то, что размеры испанской и итальянской территории не идут ни в какое сравнение с размерами территории русской." (Соболевский А.И. Русский народ как этнографическое целое (1907) [http://pohodd.ru/article_info.php?articles_id=275]).

«Русский народ как в антропологическом, так и в лингвистическом отношениях, – писал он в другом месте, – представляет единое целое. История русского языка, отличающегося вообще значительным консерватизмом (сравните историю языков чешского и болгарского), за много веков не дала ничего такого, что разрушило бы единство русского языка».(Цит. по: Т. ФЛОРИНСКИЙ : Малорусский язык и 'украінсько-руський' литературный сепаратизм [http://www2.unil.ch/slav/ling/textes/FLORINSKIJ-00/2.html])

Составлено при участии Михаила Быстрицкого

 

 


У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.

Сейчас на сайте

Сейчас 49 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте