Церковь и нациестроительство: православное движение в Подкарпатской Руси и политика Чехословакии в 1920-х гг.

Автор: Кирилл Шевченко

73881.p

Православный монастырь в Липче. 1926 г.

Поражение в Первой мировой войне и последующий распад Австро-Венгрии привели к вхождению территории исторической Угорской Руси, населенной карпатскими русинами, в состав Чехословакии, где данная область стала официально именоваться Подкарпатской Русью. В составе Чехословакии среди карпатских русинов началось массовое движение за выход из греко-католицизма и возвращение к православию. Данный процесс привел к резкому росту числа православных в Подкарпатской Руси в начале 1920-х гг. Православное движение в Подкарпатской Руси, имевшее давние и устойчивые традиции, возглавил известный карпаторусский политик и общественный деятель А. Геровский, внук карпаторусского «будителя» А. Добрянского, а также православный священник А. Кабалюк.

Хотя в этническом и религиозном отношении население Подкарпатской Руси было довольно пестрым, доминирующую этническую группу здесь составляли русины, которые в конфессиональном отношении являлись в основном греко-католиками и православными. По данным чехословацкой переписи, проведенной в феврале 1921 г., на территории Подкарпатской Руси в это время проживало 372.500 лиц, относивших себя к «русской» национальности, 103.690 венгров, 79.715 евреев, 19.775 «чехословаков» и 22.051 представителей других национальностей, самыми многочисленными из которых были румыны (10.810) и немцы (10.326).1 Среди господствующих конфессий наиболее многочисленными в это время были греко-католики (329.319), иудеи (93.008), православные (60.986), римские католики (54.985) и протестанты-евангелисты (61.953).2

Наиболее важной чертой конфессиональной ситуации в Подкарпатской Руси было резкое увеличение числа православных. Если в 1910 г. среди подкарпатских русинов насчитывалось лишь 577 приверженцев православия, то к 1921 г. их число увеличилось до 60.986, а к 1930 г. — до 112.034.3 Православное движение среди угорских русинов началось еще в конце XIX — начале XX вв. в составе Венгрии, власти которой противодействовали распространению православия путем открытых репрессий. Центром православия в Угорской Руси стало село Иза под г. Хуст. Стремясь воспрепятствовать распространению православия, венгерские власти организовали 29 декабря 1913 — 3 марта 1914 гг. судебный процесс в г. Мараморош-Сигот, на котором 94 русинских крестьянина, перешедших из греко-католичества в православие, были обвинены в антигосударственной деятельности. 33 обвиненных были приговорены к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Наиболее суровый приговор был вынесен лидеру православного движения в Угорской Руси А. Кабалюку, приговоренному к четырем годам тюрьмы и крупному денежному штрафу. Только с падением венгерского режима и вхождением в состав Чехословакии русины получили возможность свободного выбора веры.

Массовый переход русинских греко-католиков в православие объяснялся как национальными и религиозными мотивами, поскольку с ликвидацией венгерского режима многие русины решили вернуться к истинно русской вере своих предков, так и чисто экономическими соображениями. Если в пользу греко-католического священника русинские крестьяне должны были нести повинности в натуральной форме или в виде отработок, то православные священники этого не требовали. Переход в православие сопровождался ожесточенными имущественными спорами между православными и греко-католическими общинами за церкви и церковное имущество, которые часто приобретали насильственные формы.

Эмиссар чехословацких властей и представитель чешской православной общины в Праге адвокат М. Червинка, посетивший Подкарпатскую Русь 5-12 ноября 1922 г. для изучения набиравшего там силу православного движения, в своем донесении в канцелярию президента Чехословакии писал: «Православное движение в тех областях Карпатской Руси, которые я посетил, возникло не по политическим причинам, поскольку подавляющая часть местного народа о политике даже не думает... Движение это возникло на основе сохраненной в народе традиции, а также потому, что в свое время народ был обманут своими священниками и от православия, своей изначальной веры, приведен кунии. С получением свободы вероисповедания народ хочет вернуться к своей первоначальной вере как потому, что униатские священники были в основном помощниками его врагов и поработителей, так и потому, что они возложили на народ невыносимое бремя своих материальных требований за выполнение церковных обрядов... Народ ненавидел своих священников и в своем ошибочном понимании свободы полагал, что настало время мести за угнетение».4

Главная цель поездки Червинки в Подкарпатскую Русь заключалась в решении вопроса об организации православного движения «в интересах чехословацкого государства». Вину за случаи насилия в Подкарпатской Руси, вызванные борьбой православных и униатов, Червинка возлагал как на «недостаточную образованность народа», настроенного «самозваными вождями против государства», так и на местные чехословацкие власти, которые, по словам Червинки, «не изучили характер православного движения и либо его недооценивали, либо переоценивали, либо рассматривали все движение как политическую агитацию».5

Чехословацкие власти с самого начала относились к массовому переходу русинов в православие настороженно, связывая это с усилением в Подкарпатской Руси великорусской пропаганды, которую Прага стремилась приостановить. В секретном документе, направленном в правительство Чехословакии 8 октября 1919 г., президент Масарик указывал на необходимость предотвратить в Подкарпатской Руси «не только великорусскую, но и украинскую агитацию. ...С великорусской пропагандой, — писал в документе Масарик, — связана православная пропаганда...».6

Поскольку массовый переход русинов в православие, особенно активный в восточной части Подкарпатской Руси, набирал силу, чехословацкое руководство предприняло попытку поставить этот процесс под свой контроль, создав православную церковь в Чехословакии во главе с архиепископом-чехом, резиденция которого должна была находиться в Праге. Предполагалось, что православное русинское население восточной Словакии и Подкарпатской Руси, находившееся в то время под юрисдикцией Сербской Православной церкви, станет частью этой православной чехословацкой церкви, а карпаторусские православные священники будут воспитываться в духе лояльности к Чехословакии в духовной семинарии в Праге.

Весной 1923 г. чехословацкое правительство приступило к осуществлению данного плана. По инициативе чехословацких властей к константинопольскому патриарху Мелетию был отправлен православный чех Савватий Врабец из Праги, который до Первой мировой войны окончил в России духовную семинарию и дослужился до сана архимандрита. Константинопольский патриарх, идя навстречу пожеланиям Праги, возвел Савватия в сан архиепископа и издал декрет об учреждении чехословацкого архиепископства во главе с Савватием, в состав которого должна была войти Подкарпатская Русь. Подготовительная работа, позволившая чехам предпринять данный шаг, была проведена еще в ноябре 1922 г. в ходе поездки Червинки в Подкарпатскую Русь. Так, во время своей встречи с представителями 24 православных общин7 в Бедевле в восточной части Подкарпатья 9 ноября 1922 г. Червинка получил их согласие с тем, чтобы чешская православная община в Праге взяла их общины «под свою охрану и провела реорганизацию». По сообщению Червинки, представители 24 православных общин единогласно приняли его предложение о том, чтобы их «епископом стал глава чешской православной общины архимандрит о. Савватий» и уполномочили его сообщить «пану президенту республики, что православные карпаторусы были, есть и всегда будут верными гражданами Чехословацкой республики».8 В этом же документе Червинка указывал канцелярии президента республики на важность как можно более быстрого введения архимандрита Савватия в сан архиепископа. По словам Червинки, после осуществления данного шага «можно с определенностью ожидать, что и другие православные общины Карпатской Руси присоединятся к нам и организацию всей православной церкви в Карпатской Руси можно будет провести единообразно, положив конец продолжающимся там беспорядкам».9

Касаясь позиции Сербской Православной церкви, под юрисдикцией которой находилось православное население Подкарпатья, Червинка писал, что «поездки епископа ниш-ского в Карпатскую Русь не принесли никаких положительных результатов в организационном смысле..., явившись причиной трений между отд ельными группами православных...».10 В заключение Червинка сообщал о том, что отчет о результатах своей поездки он подал вице-губернатору Подкарпатской Руси П. Эренфельду, убедившись «в полном сходстве взглядов на данную проблему. Все организационные инициативы будут исходить от нашей общины, — указывал Червинка. — Вначале будут организованы приходы; после завершения данной работы будет проведена окончательная реорганизация православной церкви в качестве единой структуры для всей республики, включая Карпатскую Русь».11

Поездка Савватия в Константинополь и его возведение в сан архиепископа были, таким образом, первым пунктом плана, заранее разработанного Червинкой и чехословацкими властями. После возвращения Савватия из Константинополя чехословацкое правительство известило все православные общины в Подкарпатской Руси о том, что в соответствии с решением константинопольского патриарха они должны подчиниться архиепископу пражскому Савватию. Однако попытки Праги установить контроль над православной церковью в Подкарпатской Руси вызвали активное противодействие лидеров православного движения в Подкарпатской Руси и Сербской Православной церкви. Русофильски настроенные руководители православных общин Подкарпа-тья были недовольны проукраинской политикой чешских властей в Подкарпатской Руси, которая стала проявляться с начала 1920-х гг., и по этой причине относились к планам Праги настороженно, усматривая в их попытках подчинить себе православную церковь желание превратить ее в орудие чехизации и украинизации местных русинов. «Против архиепископа чешского Савватия, стремящегося подчинить себе карпаторусскую православную церковь, продолжают поступать протесты православных общин со всех уголков Карпатской Руси. ...Против Савватия выступили все общины Воловского округа, от которых недели две назад выманили признание Савватия, — сообщал 3 мая 1923 г. ужгородский еженедельник «Русская земля». — Савватиевские агенты в рясах... имеют мало успеха, потому что народ им не верит. Они стараются повлиять на народ то обещаниями материальных благ, то угрозой, что упорствующих жандармы заставят подчиниться Савватию...»12

Следует отметить, что, пытаясь поставить под свой контроль православное движение среди карпатских русинов, Прага стремилась в то же время завоевать доверие грекокатолического духовенства, настроенного в значительной степени провенгерски. Поскольку массовый переход населения в православие лишил значительную часть грекокатолических священников их доходов и поскольку Прага, учитывая настроения населения, официально отменила повинности в пользу униатской церкви законом № 290/20, принятым в мае 1920 г., чехословацкие власти оказывали грекокатолическому духовенству значительную материальную помощь из государственного бюджета.13 Так, в ходе беседы в канцелярии президента республики 25 января 1923 г. вицегубернатор Подкарпатской Руси П. Эренфельд ходатайствовал о том, чтобы гражданское управление Подкарпатья немедленно выплатило греко-католическим священникам по 6 тысяч крон «в качестве залога за их службу». Эренфельд подчеркивал, что как можно более быстрое решение этого вопроса диктуется «политическими причинами».14 По словам Эренфельда, в местном бюджете была предусмотрена отдельная статья расходов на материальную поддержку грекокатолического духовенства Подкарпатья, составлявшая значительную сумму в 2.410.000 крон.15

Тогдашний глава правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев Н. Пашич, являясь убежденным русофилом, энергично выступил в защиту традиционных прав Сербской Православной церкви в Подкарпатской Руси. Центральный Исполнительный Комитет Православных Общин Подкарпатья во главе со своим председателем А. Геровским выразил протест чехословацкому правительству. В ходе своего визита в Белград А. Геровский обратился за поддержкой к сербскому патриарху и к Пашичу. Во время пребывания в Константинополе Геровский сообщил константинопольскому патриарху о непризнании карпаторусской православной церковью Савватия своим архиепископом. Общественность Подкарпатья была уверена в том, что «спор о юрисдикции Сербского или Константинопольского патриарха в Карпатской Руси» был инспирирован вице-губернатором Эренфельдом.16 Однако в действительности Эренфельд был лишь одним из технических исполнителей данного проекта, подлинные инициаторы которого находились не в Ужгороде, а в Праге. Сопротивление православной общественности Подкарпатья и поддержка сербов вынудили чехословацкое руководство признать, что православное население Подкарпатской Руси по-прежнему находится под защитой и управлением Сербской Православной церкви.

Тем не менее, попытки Праги поставить православную церковь в Карпатской Руси под свой контроль продолжались. Чехословацкие власти всячески препятствовали деятельности в Подкарпатской Руси представителя Сербской Православной церкви епископа Нишского Досифея, которой однажды по надуманному поводу был даже арестован чехословацкой полицией на железнодорожной станции в г. Хуст и несколько часов продержан в полицейском отделении несмотря на свой дипломатический статус. В марте 1927 г. глава Центрального Исполнительного Комитета Православных Общин А. Геровский, активно выступавший против планов Праги и добивавшийся автономии Подкарпатья, был лишен чехословацкого гражданства и впоследствии был вынужден покинуть Подкарпатскую Русь. Первоначально А. Геровский переехал в Югославию, где продолжал выступать с критикой политики чехословацких властей в Подкарпатской Руси. Чехословацкое правительство требовало изгнания А. Геровского из Югославии, но Белград отказался пойти навстречу Праге в этом вопросе.

В борьбе против Чехословакии А. Геровский использовал Лигу Наций. В частности, 20 сентября 1929 г. А. Геровский опубликовал в Швейцарии документ, критиковавший чехословацкие власти за несоблюдение своих обязательств по отношению к русинам, обвинявший Прагу в обращении с Подкарпатской Русью как с «заморской колонией» и свидетельствовавший о масштабных финансовых злоупотреблениях министра иностранных дел Чехословакии Э. Бенеша. Данный документ был разослан делегациям стран-членов Лиги Наций и позже опубликован в одной из югославских газет. Однако в ответ на предложение А. Геровского привлечь его к суду, Бенеш предпочел «не заметить» столь серьезных обвинений и не доводить дело до судебного разбирательства.

В январе 1930 г. А. Геровский переехал в США, где вскоре по его инициативе был создан Карпаторусский Союз, который, являясь представителем американских русинов православного и греко-католического вероисповедания, активно боролся за предоставление автономии Подкарпатской Руси в рамках Чехословакии.

После неудачи с Савватием Прага сделала ставку на епископа Горазда, который был рукоположен в епископы в Белграде в 1921 г. для чехов из Моравии, перешедших из католичества в православие. Впоследствии, с согласия Сербского Синода, Горазд возглавил православных чехов в Чехии, Моравии и Силезии. Сменив Савватия, Горазд, желая стать главой православной церкви в Чехословакии, стал предпринимать попытки поставить православные общины в Подкарпатье под свой контроль. Деятельность и амбиции Горазда поддерживались и направлялись чиновниками канцелярии президента Чехословакии и, судя по всему, непосредственно самим Масариком. 21 марта 1923 г. в своем конфиденциальном письме Я. Нечасу, занимавшемуся вопросами Подкарпатской Руси в канцелярии президента Масарика, епископ Горазд писал: «...Я был бы признателен, если бы Вы послали мне короткое сообщение о том, как пан президент представляет себе возможность новой независимой церковной организации и есть ли надежда на скорое одобрение устава, который будет составлен через 2-3 недели.... Разумеется, я буду рассматривать это как полностью конфиденциальную информацию. В своем письме Вам даже не надо упоминать о пане президенте — Вы могли бы представить его взгляд как свой. Я это пойму. Позиция пана президента была бы для меня директивой в переговорах с доктором Червинкой...»17 Содержание письма говорит о том, что Масарик, не желая, впрочем, этого афишировать, играл значительно более важную роль в планах реорганизации православной церкви в Подкарпатской Руси и в Чехословакии в целом, чем это принято считать. По сути, направление деятельности чехословацких властей по созданию единой православной церкви в Чехословакии под контролем Праги с включением в ее состав православных общин Подкарпатья была определена Масариком, который в конфиденциальном документе, направленном в правительство еще 8 октября 1919 г., прямо указывал на то, что «церковная организация будет требовать единства».18

Активность Горазда вызвала противодействие Сербии. Постановлением архиерейского собора Сербская Православная церковь запретила епископу Горазду какое-либо вмешательство в дела православной церкви в Карпатской Руси. Однако попытки Праги установить контроль над православной церковью в Подкарпатской Руси продолжались. В феврале 1930 г. чехословацкое правительство без согласия Сербской Православной церкви и карпаторусских православных общин опубликовало «Организационный устав» для православной церкви в Карпатской Руси, предусматривавший создание автокефальной чехословацкой православной церкви с включением в нее Карпатской Руси и ставивший православную церковь в крае в полную зависимость от чехословацких чиновников и полиции. Так, получить приход мог только тот священник, который имел полицейское свидетельство о благонадежности. Кроме того, устав предусматривал организацию отдельной православной церкви в Пряшевской Руси на территории восточной Словакии (так называемая «Словацкая Епархия»),

Новый устав вызвал возмущение православных в Подкарпатской Руси и карпаторусской эмиграции в Америке. Крайне негативно к новому уставу отнеслись в политических и церковных кругах Югославии. Архиерейский собор Сербской Православной церкви, состоявшийся в октябре 1930 г. в Сремских Карловцах, отказался принять устав, опубликованный чехословацким правительством. Собор высказался за сохранение венгерского устава 1868 г., принятого для Сербской Православной церкви в Венгрии. Более того, сербские епископы сочли, что прежний венгерский устав 1868 г. дает православной церкви в Карпатской Руси больше прав и свобод, чем новый чехословацкий устав. В конце концов, чехословацкие власти были вынуждены окончательно смириться с независимостью православных общин Подкарпатской Руси от Праги. В 1931 г. была образована православная Мукачевско-Пряшевская епархия под юрисдикцией Сербской Православной церкви.

В своих воспоминаниях карпаторусский политик А. Ге-ровский приводил факты открытой поддержки униатской церкви в Подкарпатской Руси чехословацкими властями, которые, в частности, предоставляли значительную материальную помощь униатам. В то же время, материальная помощь православной церкви была значительно меньше. Ссылаясь на М. Годжу, видного чехословацкого политика, занимавшего пост премьер-министра Чехословакии во второй половине 1930-х г., Геровский указывал, что Масарик и Бенеш поддерживали униатов и препятствовали православию в Подкарпатской Руси, поскольку были заинтересованы в политической поддержке со стороны чешских католических кругов в лице влиятельной народной партии во главе с монсиньором Шрамеком, тесно связанным с Римом. Примечательно, что Шрамек занимал министерские посты в каждом чехословацком правительстве. По воспоминаниям Геровского, бывший премьер Чехословакии Годжа, находясь после Мюнхенского сговора в эмиграции в Нью-Йорке и являясь оппонентом Бенеша, утверждал, что одной из главных помех в вопросе предоставления автономии Подкарпатской Руси был именно Шрамек, сотрудничавший с Масариком и Бенешем только при условии их поддержки униатской церкви и отказа от предоставления автономии Подкарпатью.19 Чешские католики во главе со Шрамеком опасались, что предоставление автономии Подкарпатской Руси еще больше усилит позиции православной церкви и ослабит влияние греко-католиков в карпатском регионе.

Таким образом, политика официальной Праги в Подкарпатской Руси была направлена на подчинение православной церкви в Подкарпатской Руси и на срыв своих международных обязательств о предоставлении широкой автономии Подкарпатью. В значительной степени подобная политика объяснялась влиянием чешских католических кругов, тесно связанных с Ватиканом.

 

Шевченко Кирилл Владимирович.
Доктор исторических наук, профессор Минского филиала РГСУ.

Материалы IХ международной научной конференции,

посвященной 100-летию восстановления патриаршества
и избрания святителя Тихона (Белавина)
на Всероссийский Патриарший престол. 27 апреля 2017 г.

 

-----------------

1  Statisticky lexikon obci v Podkarpatske Rusi. Vydan ministerstvem vnitra a statnim uradem statistickym na zaklade vysledkii sčitani lidu z 15. unora 1921. V Praze. 1928. S. 35.

2 Ibidem.

3  Magocsi P.R. The Shaping of a National Identity. Subcarpathian Rus’ 1848-1948. Harvard University Press. Cambridge. Massachusetts. 1979. P. 179.

4 Archiv Ustavu T.G. Masaryka (AUTGM), fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1922,22 b. krabice 403. Cirkev pravoslavna na Podkarpatske Rusi.

5 Ibidem.

6 AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1919, krabice 400. Naprosto duverne. Rusinsko. Dne 8. rijna 1919.

7 По сообщению Червинки. на встрече с ним присутствовали делегаты православных общин из следующих населенных пунктов Подкарпатской Руси: Вулховце, Пуд-плеша, Буштина, Копашново, Бедевля, Чумалово, Секерница, Уйбарово, Дулгово, Теребля, Салдобош, Уйгово, Урмезиев, Грушово, Ганичи. Дубовое. Данилов. Тер-нова. Нересница, Терешва, Калина. Терешул, Дулово и Луг Широкий. См.: AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1922, 22 b. krabice 403. Cirkev pravoslavna na Podkarpatske Rusi.

8  AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus t922, 22 b. krabice 403. Cirkev pravoslavna na Podkarpatske Rusi.

9 Ibidem.

10 Ibidem.

11 Ibidem.

12 Русская земля. 3 мая 1923. № 16.

13 Ванат I. Нариси новпньоТ icTopii’ украТнцӀВ СхщноТ Словаччини. I. (1918-1938). Сло-вацьке педагопчне видавництво в Братиславк Вщдт украТнськоТ ЛӀтератури в ПряшевӀ. 1990. С. 156.

14 AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1923/1. krabice 402. Zaznam ze dne 25. ledna 1923.

15 Ibidem.

16 Русская земля. 6 декабря 1923. № 47.

17 AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1923/1, krabice 402. Dopis biskupa Pavlika ing. Nečasovi.

18 AUTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatska Rus 1919, krabice 400. Naprosto duverne. Rusinsko. Dne 8. rijna 1919.

19 См. Путями истории. Общерусское национальное, духовное и культурное единство на основании данных науки и жизни. Под редакцией О.А. Грабаря. Том I. Нью-Йорк. 1977.