Взаимодействие России и Сербии в XVIII в. как пример сотрудничества единоверных государств

Автор: Светлана Велимирович

New serbia slavo serbia

Новая Сербия и Славяносербия (розовым) в отношении к границам нынешних Кировоградской и Луганской областей Украины.

Родственность языков и единоверие сербов и русских благоприятствовали непрерывному вековому соприкосновению, культурному взаимовлиянию и сотрудничеству этих двух народов. Когда Сербии была нужна поддержка России, то в большинстве случаев она была оказана. Между 14 и 18 веками случилось несколько великих переселений сербов на территорию России. Но началом дипломатических отношений российских и сербских земель можно считать 1509 год, когда в Москву к великому князю Василию III Ивановичу приехали представители сербских монастырей. С падением Константинополя в 1453 году православный мир лишился своего духовного центра, и балканские народы искали покровительства, защиты и помощи для сохранения своей истории, культуры и религии у единственного независимого православного государства - Московской Руси.

Чтобы избежать зависимости от венгерских аристократов, в середине 18 века поднялась волна переселения сербов в Россию, которую считали «землёй обетованной», в которой видели новую родину. Первым, кто сообщил царскому двору России о желании сербов, проживающих на территории южной Венгрии переселиться, стал князь Прокофий Богданович Возницын - русский посланник в Вене, представитель России на переговорах о заключении мира между христианской коалицией и Турцией на конгрессе в Карловичах в 1699 году. Отдельные представители сербского народа также посещали Санкт - Петербург, обращаясь с просьбой оказать поддержку в переселении на российские земли. Например, уже в 1704 году, Панта (Пантелеймон) Божич обратился к императору Петру Великому с просьбой включить сербов в ряды российских подданных, мотивируя это желанием бороться с мусульманами, не получая за это ни рубля, исключительно во имя православия. Панта Божич был назначен полковником в Сербский гусарский полк. Кроме того, ему поручили исполнять роль представителя и информатора по сербскому вопросу. Панта Божич принимал участие в военных походах Петра Великого и в награду за верную службу получил от гетмана Скоропадского два села под старинным украинским городом Батурином, где и осел после выхода в отставку. Российская империя была готова принять и других сербских переселенцев в расчете на то, что они примут участие в охране южных границ от турок и татар, а также помогут в осуществлении давнего желания России получить выход к Чёрному морю.

В 1718 году, по окончании Австро-турецкой войны, центральная часть Сербии становится австрийской провинцией. При новом режиме Православие подверглось гонению: сербам запрещалось праздновать национальные праздники; под запрет попали старинные песни «Лазарицы» о гибели сербского царства на Косовом поле и о временах «Марко Кралевича», которые каждый серб слышал уже «с пеленок» от матери. Носить национальную одежду, играть на гуслях также не дозволялось, так как все это воспринималось австрийскими властями как форма политического протеста против их присутствия. Сознавая опасность католизации сербского народа, потери им православного самосознания и национальной самобытности, белградский митрополит Моисей Петрович обращается за помощью к русскому царю Петру Великому. В 1726 году, в соответствии с просьбой сербского владыки, в Сремских Карловцах открывается школа Максима Суворова, посланного от Синода Русской церкви. Вместе с ним было прислано большое количество русских книг. Это событие оказало большое влияние на внутреннюю жизнь сербской церкви: в XVIII веке она меняет свой богослужебный сербско-славянский язык на русско-славянский. Влияние русского языка становится сильным не только в церкви, но и среди светских сербских писателей (П. Юлинац, З. Орфелин, Й. Раич). Русский язык в этот период сербской истории становится мощным средством, позволяющим сербам сохранить свою культуру, свое национальное лицо.

Взаимодействие России и Сербии в этот период складывается по двум основным направлениям: помощь сербскому населению на его территории и участие сербов в российских делах преимущественно военного характера. Когда Петр Великий начал подготовку к войне с Турцией, то получил письмо от Йована Текелийа и Вулина Илича с предложением выступить против Турции совместно с российским пограничным отрядом численностью 10000 солдат. В то время в рядах российской армии уже был один сербский отряд под руководством капитана Йована Албанеза. Именно Петру Великому предстояло заняться организацией переселения из Австрии и славянских земель, находившихся под властью Турции, в Россию православных славян с целью создания из них военных поселений для защиты южных границ империи по примеру австрийской «военной границы». В 1723 году Петр издаёт специальный указ, который подталкивал сербов и других православных славян к переселению в Россию. В указе, в частности, говорилось: «объявляем через сие всем, кому о том ведать надлежит, понеже мы восприняли намерение в наших украинских городах содержать несколько полков конных гусарских из сербского народа и для призыву и принятия оных в нашу службу вручили мы комиссию майору Ивану Албанезу...» [1].

Пришедшая на смену Петру Великому его дочь, императрица Елизавета Петровна, 13 июля 1751 года издаёт рескрипт о принятии на службу сербских переселенцев во главе с полковником Иваном Хорватом. Путь в Россию, таким образом, был для сербов открыт. Сербские беженцы из Австрии начинают заселяться на берегах Днепра и Донецка. Среди прочих в их числе оказались и довольно известные сербские семьи: Хорваты, Чорбы, Цветановичи, Вуичи, Серезлии. Они - то и послужили основой для формирования сербских поселений на украинских землях - Новой Сербии и Славяносербии. Эти поселения имели военный характер. Переселенцы столкнулись с множеством проблем. Прежде всего, это были проблемы с украинскими казаками, которые грабили и разоряли сербские дворы. Украинские казаки видели в переселенцах конкурентов и опасались, что из-за «Новой Сербии» будет ликвидирована Запорожская Сечь. В 1760 году население Новой Сербии и Славяносербии составляло около 26 тысяч человек: селений на их территории насчитывалось 122, «дач для поселений» - 195, церквей - 31. К этому времени на российской военной службе находилось более 250 сербов-офицеров, в том числе 25 генералов. В годы семилетней войны 4 полка, выставленные из Новой Сербии и Славяносербии, показали высокую боеспособность [2]. Сербы селились не только в отведенных местах - наиболее знатные и зажиточные селились в украинских и южнорусских городах и даже в столицах. Своим военным знанием и умением сербские переселенцы внесли значительный вклад в русское военное дело.

Russian troops

Рядовой сербского Бахмутовского гусарского полка

Но 22 марта 1764 года в русской столице принимается документ, согласно которому Новая Сербия юридически прекратила свое существование, вошедши в новую административную единицу - Новороссийскую губернию. Виной тому послужил ряд обстоятельств. Среди них - серьёзные должностные нарушения Йована Хорвата, взяточничество и произвол с его стороны. Вслед за поселением команды Йована Хорвата и его гусарским полком пришел черед Славяносербии, также ликвидированной и переподчинённой Новороссийской Губернии «под единое право».

В наиболее активное время переселения, в начале 50-х годов 18 века, важность этого шага осознавали все участники процесса: и «австрийские», и «турецкие» сербы, и русское правительство. Обещая всё новые привилегии и льготы, переселенцев старались всячески привлечь, дав им, может быть, даже больше, чем было обещано сначала. Со временем ситуация переменилась, и такие понятия, как «славянское единство», «единоверность» отсутствовали в лексиконе принимавших с территории Балкан русских. Вероятно, в них не было необходимости. Опыт заселения Новороссийского края однозначно показал, что явной пользы от разделения колонистов на «единоверных» и «остальных» для воплощения интересов империи нет. Для освоения новых земель одинаково подходят люди всех национальностей и вероисповеданий. Главное - их готовность вступить «в службу и вечное подданство» и, таким образом, влиться в тот своеобразный стихийный «интернационал», составленный из народов и народностей, которые волею судеб собрались в причерноморских степях во второй половине 18 и начале 19 века [3]. Несмотря на прекращение существования Новой Сербии и Славяносербии духовная связь, проявляющаяся во взаимопомощи, единоверии, стремлении к сотрудничеству России и Сербии продолжилась и в дальнейшем.

Светлана Сергеевна Велимирович,
Тюменский государственный, институт культуры

Научный сборник «Исторические связи России и Сербии» .

ЛИТЕРАТУРА

  • Архив внешней политики России (Москва). - Фонд 32. - Опись 1. - Дело 6. - Лист 1
  • Славянские народы Юго-Восточной Европы и Россия в XVIII в. / под ред. Лещиловской И.И. - М.: Наука, 2003. - 315 с.
  • Рудяков П. «В службу и вечное подданство...». Сербские поселения Новая Сербия и Славяносербия на украинских землях (1751-1764). - Киев, 2001. 153