Формирование и развитие идеи «Великой Сербии» в сербской национальной идеологии в первой половине ХIХ века

Автор: Мария Соловей

Serbia future2

Карта Великой Сербии, изданная в 1862 году в Париже с наложением на современную политическую карту Европы.

Термины «Великая Сербия», «великосербизм», «великосербский гегемонизм», «пансербизм» на протяжении многих десятилетий вызывали острые дискуссии среди ученых и общественно-политических деятелей, как в самой Югославии, так и за ее пределами. Тезис о существовании особых, экспансионистских планов в сербской политике нередко становился орудием политической борьбы различных сил на протяжении всего периода существования Югославии.

В начале XXI ст. идеи «этнонационального возрождения» получили массовое распространение и политическую поддержку в ряде балканских стран. Это «размывает» сложившиеся ранее представления о национальных границах. Поэтому в современный период необходимо подвергнуть пересмотру ряд устоявшихся в исторической науке понятий и определить степень политической подоплеки, скрывающейся за их применением [12].

На югославянских землях Австро-Венгерской монархии эти термины активно использовались представителями различных национально-политических течений и групп уже с первой половины XIX в. - со времени подъема освободительной борьбы, национального возрождения славянских народов Балкан. Уже в ходе Первого сербского восстания (1804 - 1813 гг.) против Османской империи повстанцы высказали идею возрождения Великой Сербии.

Цель статьи - комплексное изучение процесса формирования идеи «Великой Сербии» в сербской национальной идеологии, взятой в контексте взаимодействия внутренних и внешних импульсов развития, творчества элиты и начала массового освободительного движения, внутриполитической борьбы и внешнеполитической конъюнктуры.

Основой пансербизма (великосербской идеи) следует считать историческое предание о средневековом Царстве Стефана Душана — сербского правителя, который, в свою очередь, проводя внешнеполитический курс, вдохновлялся византийской имперской идеей. В состав Сербского государства при Стефане Душане входили не только все этнические сербские земли, но и отвоеванные у Византии территории, заселенные болгарами, греками, македонцами, албанцами.

Начало оформления сербской национальной идеологии следует отнести ко времени распространения идей Просвещения, расцвет которого среди австрийских сербов приходится на последние десятилетия XVIII века и связан, прежде всего, с творческой деятельностью писателя, мыслителя и общественного деятеля Доситея (Досифея) Обрадовича. Его также называют основателем пансербизма, т.к. в своих произведениях об освободительной борьбе сербского народа и патриотических стихах он считал всех жителей Сербии, Боснии, Герцеговины, Черногории, Далмации, Хорватии, Сирмия, Баната и Бачки братьями независимо от религии и церкви [15].

Идея освобождения сербского народа от османского владычества вкупе с исторической памятью о былом величии Сербии стала основой для идеологии воссоздания сильного независимого государства под эгидой Сербии, включающего все югославянские земли.

Первое сербское восстание, в ходе которого повстанцы при поддержке со стороны России добились фактической независимости от Османской империи и приступили к государственному строительству, создало благоприятную возможность для попытки реализации идеи объединения. Рождение выдвинутой ими великосербской внешнеполитической программы следует, по-видимому, отнести к осени 1808 — весне 1809 гг., когда происходившие ранее процессы самоидентификации и некоторые вновь возникшие обстоятельства дали толчок для ее кристаллизации.

Проект сербского государства, которое, кроме Сербии, включало бы в себя и так называемую «Старую Сербию» (сегодняшнее Косово), Черногорию, Боснию и Герцеговину, в 1808 году разработал член Правительствующего совета при Карагеоргии Иван Югович [14, с. 44]. Сербский историк Лильяна Алексич-Пейкович отмечает, что, в первую очередь, «своей землей» как исторически, так и этнически сербы считали Боснию и Герцеговину, бывшие на тот момент частью Османской империи [1, с.331].

Катализатором для выработки проекта полной независимости и выдвижения идеи Великой Сербии стали активизация контактов с сопредельными балканскими областями, столкновение с переменчивой внешнеполитической средой эпохи «наполеоновских войн» и опыт взаимодействия с русской дипломатией, проникнутой просветительскими тенденциями (постреволюционная адаптация внешней политики предполагала признание de facto негосударственных народов как субъектов международных отношений). Расширение территориальных границ по образцу Средневекового государства гарантировало бы сербам в глазах повстанческого руководства формальный статус «великой» державы [5]. Программа была, безусловно, утопичной, но она имела большой успех у сербских повстанцев.

Свой вклад в формирование великосербской идеи внесли, никак не желая того, российские дипломатические и военные чиновники, все чаще, по мере развития движения и осложнения отношений с Турцией, входившие в контакты (личные и посредством письменных обращений) с представителями повстанцев. Одной из задач, которые русские власти вынужденно решали при подобном общении, являлось внесение элементов системы, сознательности, реализма в требования, выдвигаемые повстанцами. Деятельность Петербурга в данном направлении имела, однако, и некоторые неожиданные последствия: национальная идентификация повстанческих предводителей таким образом совмещалась с политической. В их сознании происходило отождествление самих себя с полномочными предводителями всего сербского народа (именно так их именовали русские чиновники разного уровня), которые должны отстаивать интересы Сербии на международной арене. Надеясь продвинуть усилия сербских повстанцев в выгодном для России направлении, ее дипломаты в результате многочисленных бесед и письменных обращений одновременно внушили повстанческим руководителям мысль, что Белградский пашалык есть ни что иное, как средоточение сербской нации, призванной вершить свою судьбу [4].

Во время борьбы за признание автономии Сербского княжества (1815-833 гг.) идейно-политический опыт Первого восстания прошел переработку в целях утверждения у власти Милоша Обреновича как основоположника истинно народной династии.

В 1836 г. написан один из главных текстов сербского национализма «Сербы все и повсюду» B.C. Караджича, в котором были суммированы его отрывочные взгляды по этому вопросу. Начался следующий этап в развитии сербской национальной идеологии [6]. Вук Караджич доказывал, будто сербы - это почти все славянское население Балканского полуострова, кроме болгар. Неважно, что эти разноплеменные «сербы» принадлежат к трем разным верам. Неважно, что называют они себя не сербами, а хорватами, славенцами или славонцами - все равно все они сербы. Эту точку зрения быстро подхватили и развили. Так, выходящая в Австро-Венгрии сербская газета Srbobran писала о том, что хорватского народа не существует в природе. Люди, назыающие себя хорватами, это окатоличенные сербы. Идея оказалась долговечной для сербской идеологии. Она переходила из сочинения в сочинение и стала общепринятой [7, с.312]. Рассуждения Вука Караджича подвели основу под будущую концепцию «вливания» всех южнославянских народов в состав единого сербского государства.

Первое упоминание термина «Великая Сербия» в значении перспективы создания нового объединенного государства южных славян связывают с именем Илии Гарашанина. Свои великосербские идеи он четко сформулировал в 1844 году в работе «Начертание», ставшей впоследствии на долгие годы тайной политической программой Сербского княжества [3]. В основе этой программы лежал проект известного панслависта, чешского военного теоретика, сражавшегося за независимость Сербии Франтишека Заха «Плана словенске политике Србще» [2], согласно которому Сербия должна завершить свою «священную историческую миссию», начатую царём Душаном в XIV веке, и объединить всех сербов. Однако некоторые различия в планах относительно Великой Сербии у Ф.Заха и И.Гарашанина все же были. Если Зах видел Сербию как ядро будущей югославской империи, где хорватам будут предоставлены равные права, то Гарашанин видел только Сербскую империю. Сильная, независимая Сербия могла бы, по задумкам Илии Гарашанина, помешать великим державам Европы - Англии, России, Австро-Венгрии - занять позиции Турции на Балканах [11].

Определенное идейное влияние на И.Гарашанина оказали также польские эмигранты, в частности, Адам Чарторыйский. Написанные весной 1843 г. «советы Чарторийского», предоставленные И.Гарашанину, предполагали, что Сербия должна была участвовать в процессе создания крупного славянского государства с другими славянскими народами, которое могло бы изменить равновесие сил в Европе в противовес в первую очередь России. Деятели польской эмиграции стремились добиться восстановления польской государственности, утраченной в ходе разделов Польши в конце XVIII в. Создание крупного славянского государства должно было ограничить влияние российской империи и создать благоприятный прецедент для решения польского вопроса [9, с.43].

В «Начертании» Гарашанин принимал идею создания крупного славянского государства, но, в отличие от польских внешнеполитических программ, для Гарашанина на первом месте было создание сербского государства во главе с сербской династией, которое объединило бы всех сербов. Формирование нового сильного государства, по его мнению, способствовало бы созданию равновесия на Балканах и избавило бы балканские народы от посягательства великих держав. Илия Гарашанин допускал и сотрудничество с Россией, если она поддержит объединение сербов вокруг княжества. Отношениям с другими славянскими народами тоже уделяется особое место, предполагались совместные выступления против Османской империи что, впоследствии воплотилось в идее создания Балканского союза, но, в отличие от плана Заха, идея единого славянского государства уступает идее Сербского национального государства. Как отмечает К.В. Никифоров, Гарашанин в тексте «Начертания» поставил перед сербским княжеством «насущные задачи», где речь шла «...о начале процесса собирания этнических сербских земель» [10, с.51].

Относительно Боснии и Герцеговины в тексте «Начертания» говорится о создании союза этих земель с Сербией, в рамках которого в Боснии и Герцеговине будут введены сербские законы, а политическим лидером в союзе будет сербский князь. Для создания государства, объединяющего сербские народы, проживающие на территории Османской империи, во главе которых встала бы Сербия, предполагалось вести подготовку к общему восстанию христиан на территории Османской империи и поддерживать национальные восстания [8, с.34].

Предпринимались также попытки добиться территориального расширения Сербии путем соглашения с Портой. Так в марте 1848 г. по заданию Гарашанина представитель Сербии в Турции К.Николаевич презентовал проект «Сербского вице-королевства», согласно которому в рамках Османской империи создается вице-королевство во главе с сербским князем, включавшее в себя Черногорию, Северную Албанию, Боснию и Герцеговину. Однако султан решительно отклонил этот проект [13].

Стремясь реализовать свои планы, И.Гарашанин в 1866 - 1867 гг. заключил несколько договоров с Румынией, Черногорией, Грецией и таким образом создал в 1866- 1868 гг. Балканский союз. Впоследствии «Начертание» легло в основу внешней политики многих сербских государственных деятелей, в том числе Александра Карагеоргиевича, Михаила Обреновича, Николы Пашича и других.

Таким образом, подводя итоги, мы можем констатировать, что идея «Великой Сербии» формировалась и вызревала постепенно, долгие годы. Истоки ее следует искать в патриотических произведениях просветителя Д.Обрадовича, воспевавшего былое величие Сербии и призывавшего к единению в борьбе против османов. Стремление сербов избавиться от турецкого владычества и восстановить свою государственность с годами плавно трансформировалось в задачу воссоздать державу в границах правления Стефана Душана - великого сербского правителя средневековья.

Новый толчок формированию пансербизма дало Первое сербское восстание, в ходе которого появились программа И.Юговича - первая программа воссоздания государства с включением в него чужих территорий. В определенной мере способствовали укоренению пансербизма и российские военные и дипломаты, которые оказывали помощь сербам в их борьбе против турок, вели с ними переговоры, чем подогревали в них осознание своей исключительности. В дальнейшем идея пансербизма укрепилась благодаря утверждениям Вука Караджича о том, что все южные славяне суть сербы.

В законченном виде концепция Великой Сербии получила освещение в «Начертании» Илии Гарашанина, который учел наработки Ф.Заха и советы А.Чарторыйского. «Начертание», предполагавшее включение в состав Великой Сербии других южнославянских земель, представляет собой уже детальную программу сербской экспансии. Именно это произведение долгие годы определяло вектор внешней политики Сербии и было руководством к действию для многих сербских политических деятелей.

Соловей Мария Александровна

Кафедра истории России и славянских народов,
Донецкий национальный университет
Научный сборник «Исторические связи России и Сербии» .

ЛИТЕРАТУРА

  • Alexi-l 1е|кови1ъЬ. Bosna and Herzegovina at sonoporation pla-navimo and New. Bosna and Herzegovina credig century to navieg times.Odgovorni urednik the Slavenka Terzi. - Beograd, 1995. -S.331.
  • Kratka biografija Frantiseka Aleksandra Zaha iz emisije Ecce
  • Homo. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. rozhlas.cz/brno/upozornujeme/_zprava/342326
  • Nacertanije, Encyclopedia of Eastern Europe. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.questiaschool.com/ read/106918273?title=N%3A%20Na%C4%8Dertanije
  • Белов М.В. К вопросу о роли России в возрождении идеи Великой Сербии в период восстания 1804—1813 гг. / М.В.Белов // Мининские чтения. Материалы научной конференции 10 декабря 2002 года. Нижний Новгород, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://annales.info/evrope/small/ greatserb.htm
  • Белов М.В. Формирование и развитие сербской национальной идеологии в конце XVIII - середине 30-х гг. XIX века. Автореферат диссертации на соискание степени доктора исторических наук. - Нижний Новгород, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-i-razvitie-serbskoi-natsionalnoi-ideologii-v-kontse-xviii-seredine-30-kh-gg-xix
  • Белов М.В. Формирование и развитие сербской национальной идеологии в конце XVIII - середине 30-х гг. XIX века. Автореферат диссертации на соискание степени доктора исторических наук. - Нижний Новгород, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-i-razvitie-serbskoi-natsionalnoi-ideologii-v-kontse-xviii-seredine-30-kh-gg-xix
  • Беляков С. Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя / С.Беляков. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - С. 312.
  • Гарашанин И. Начертание // Sarkinovic H. Bosnjaci od Nacer-tanija do Memoranduma. - Podgorica, 1997. - С. 34.
  • Никифоров Д.И. На пути к восточному кризису 1875 - 1878 гг.: Босния и Герцеговина в плане Илии Гарашанина «Начертание» / Д.И.Никифоров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Tom 7. - №5. - часть 1. - С.49.
  • Никифоров К.В. Сербия в середине XIX в. Начало деятельности по объединению сербских земель / К.В.Никифоров. - М.: Институт славяноведения РАН, 1995. - С.51.
  • Узун Ю. В. Геополкичний проект «Велика Сербiя»: формування та сучасне використання // Науков1 пращ. Полыолопя. - Випуск 236, том 248. - С. 105 - 109. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : file:///C:/Users/lblix/Downloads/55723-113535-1-SM%20(1).pdf
  • Филимонова А. Понятие «Великая Сербия» в политике хорватских и словенских католических деятелей (1914-1918) / Анна Филимонова // Рел1пя в Украшк [Электронный ресурс].
  • - Режим доступа : https://www.religion.in.ua/zmi/foreign_ zmi/5619-ponyatie-velikaya-serbiya-v-politike-xorvatskix-i-slov-enskix-katolicheskix-deyatelej-1914-1918.html
  • Чершк Л.С. Державотворчш процес у Серба в другш половин XIX столытя // Порiвняльно-аналiтичне право. Електронне наукове фахове видання юридичного факультету ДВНЗ «Ужгородський нацюнальний ушверситет» - Ужгород, 2017.
  • - №2. - С. 27. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.pap.in.ua/2_2017/7.pdf
  • Чиркович С. История сербов / С. Чиркович - М. : Весь мир, 2009. - С.44.
  • Ярчевич С. Предками Румын и молдаван были сербы (славяне) / Слободан Ярчевич [Электронный ресурс] / Информационное агентство «Русская народная линия - Режим доступа : http:// ruskline.ru/analitika/2010/09/06/predkami_rumyn_i_moldavan_ yavlyayutsya_serby_slavyane/