Роль святительства и Святых в формировании идентичности православных народов

Автор: Эмиль Миланов

km112

Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку князю Великой Моравии Ростиславу

Есть несколько основных факторов в формировании идентичности православных народов. Принятие христианства от Византии нашими влдетелями, Строительство многочисленных храмов и монастырей, Обучение многих учеников - священников, переписчиков христианских книг и их распространение, Доминирование славянского языка в литургической деятельностии, Сохранение подлинности догм и канонов в переводе, Святость множества светителей, которые распространяли слово Божье среди народов и Установление идентичных православных традиций среди наших народов.

В своем докладе я рассматриваю тему не в смысле национальных границ, а в масштабе православных славянских народов. Из самого названия темы, подлежащей обсуждению и дискутированию, ясно, что роль христианской религии и, в частности, православия, следует рассматривать как двигатель формирования идентичности православных народов. В мире много религий и разных верований. Они похожи друг на друга по заложенным добродетелям и отличаются по установленным правилам, в некоторых из них беспричинные, бесчеловечные отношения между людьми и народами, мстительные догмы, геноцид и т. д. Это отличает христианство - православие от всех других религий. Но самое главное, Господь явился во плоти в мир. Это был Сын Божий Иисус Христос. Господь пришел, чтобы исполнить, а не нарушать закон. Он выбрал своих последователей, учеников - апостолов. Христос, Который страдал от жестокосердия, от каменных непросветленных сердец народов. Христос, Который проливал свет, учил добродетелям, любви, миру, вере, братству, смирению, терпимости между людьми и народами. Сейчас этого нет. Христос, Который воскрешал мертвых, исцелял больных, хромых и слепые проглядели, и согласно Священному Писанию и его словам, он взял на Себя грехи мира, будучи распятым. В качестве истинных фактов божественного происхождения Его первоапостолы и их ученики описали слово Божие, т.е. Христос и его дело в Евангелиях и церковные доктрины в книгах, страдали, но пронесли веру по всему миру и среди людей и народов, избранных Богом. Они поверили и приняли Господа Иисуса Христа и назвали себя христианами. Их учителями были апостолы, первомученики, мученики, святые мученики, священники, епископы, патриархи и митрополиты, дьяконы, монахи и другие.

Многие религии и верования исчезли, другие появляются на короткое время и потом исчезают, другие погрузились в своих языческих объятиях, но наша православная христианская религия держится на своих прочных божественных основах.

Благодаря проявленному нашими народами пониманию сущности христианской (православной) религии, ее божественного происхождения, установленное каноническое священодействие сохранено аутентичным до наших дней нашей Православной Церковью. И когда мы пишем и говорим о формировании идентичности православных народов, это невозможно сделать без краткого описания происхождения, развития, формы, содержания и деятельности Православной церкви, которая существует уже более 2000 лет. Это самая старая христианская церковь, которой сохранила основные каноны, догмы и правила святости, ведение священноействия, установленного Вселенскими Соборами. После 864 благодаря Святым братьям Кириллу и Мефодию большинство славянских стран приняли христианство от Византии, включая западные славяне (но позже, под давлением немецко-латинского духовенства, приняли другую письменность и различные литургии, в т.ч. Румыния, а также другие страны), однако, без доминирования. Или, как говорит словацкий доцент Я. Мравек, корни славянской духовной культуры, ведущей к идентичности наших народов, уходят в девятый век нашей эры когда король Великой Моравии Ростислав попросил византийского императора Михаила III послать ему миссионеров, чтобы помочь ему в создании славянской церкви в его стране на понятном славянском языке и остановить германизацию. Сперва, церковные службы велись на непонятном славянам греческом языке, который, наряду с ивритом и латинским, является одним из трех, принятых и утвержденных для проведения церковных служб.

Благодаря Святым славянским братьям Кириллу и Мефодию, которые создали глаголицу, отвечающую славянской фонетике, христианство распространилось среди славянских народов. Оба братья поселились в Великой Моравии, где обучали учеников, распространяли славянскую письменность и христианство. Начинается перевод церковных книг с греческого на славянский. Они основаны на строгом соблюдении канонов и догм, принятых на церковных соборах. Христианство начало распространяться по нашим землям. Святые братья обучают своих учеников Климента, Наума, Савы, Горазда и Ангелария, которые переписывают, распространяют славянскую письменность, христианство и обучают других учеников. Но под вероломном давлением немецкого духовенства они были изгнаны, книги на славянском языке были сожжены и навязана латынь, а Святой Мефодий нашел там свою смерть. Но вера в Христа не сломлена среди славян. Здесь можно подчеркнуть, что именно Святой Горазд остался там и распространял славянскую письменность и христианство среди западных славян, но он также последовал за судьбой Св. Мефодиа.

(Славяне и принятие христианской веры?) Выгнанные из Моравии Св. Св. Климент, Наум, Сава и Ангелари отправились в Болгарию и были встречены крещеным князем Борисом-Михаилом, который предоставил им благоприятные условия для их святительских дел. Христианство процветает на наших славянских землях. Строятся церкви и монастыри, в которых среди населения проводятся священные и просветительские деятельности. С этого начинается процесс крещения наших народов. Также создаются школы церковного образования. Таковы в Болгарии были школы в Преславе и Охриде, где работали принятые святые, которые обучали сотни священников, монахов, переписчиков и распространителей христианства в разных частях наших земель. Одним из создал ей школы является и святитель Константин Преславский. Святой Князь Борис Михаил послал в Охрид Святого Климента и Святого Наума. Создалась Охридская церковно-просветительская школа. Святой Климент переработал глаголицу и создал кириллицу, которая является более совершенной. Там обучалось более 3500 учеников, которые стали распространять просвещение среди народов на славянских землях. Такие школы создались и в Сербии, многие в России, а также в Румынии. Святой Климент является первым епископом, который вел службу на славянском языке. Это нарушает триумвират и монополию греческого, иврита и латинского языков в качестве языков богослужения. Благодаря нашим святителям и созданным ими церковным книгам, богослужения стали проходить на славянском языке. Слово Божье распространяется понятно народам по нашим землям. Их было много, наших славянских православных святителей, через которые слово Божье было переведено, передано, распространено и укреплено глубокими корнями среди наших народов. Сперва это были святые братья Кирилл и Мефодий и их ученики Св. Св. Климент, Наум, Сава, Горазд, Ангеларий, Константин Преславский, Черноризец Храбр, Преподобный Иоанн Рильский Чудотворец, Св. Георги Софийский, Св. Георги новый Софийский, Св. Георги самый новый Софийский и остальные Софийские мученики Святой Николай, Терапонти, Пимен, Софроний, Серафим, Св. свегц. мученик Симеон - погибли как мученики в Софии посеченными турецким ятаганом, на костре или на виселицах, но не предали православную веру и стали достойным примером для подражания героическому шопскому населению Софии и Болгарии. При. Паисий Хилендарский, Св. Григорий Охридский, Преп. Еразм Охридский, Св. Нектарий Битолский. Св.Панкратий Варненский, Св. Онуфрий Габровский, Св. Ромил Видинский, Св. Иоаким Осоговский, Прохор Пшинский, Гаврил Лесновский, Сергий Капинский, Патриарх первый Дамян Болгарский, Иоан Дебырски-болгарский, Патриарх Теодосий тырновский сожжен на костре, Св. Сава первый архиепископ Сербский, Св. Максим архиепископ сербский, Св. Яков архиепископ Сербский, Св. Иоаникий первый патриарх Сербский, Босны и Герцеговины, Черногорья, Св. Кирилло Словенский, Св. свмч. Платон Банялучкий, Св. мч. Добробосанский и Малашевский, Св. свмч. Сава Горнокарловичкий ,русские, белорусские и украинские святители, Св. Киприан-Киевско-Московский патриарх, Св. Князь Владимир, Св. Равноапостольная княгиня Ольга, Князь Владимир-I, Антоний Печорский, Данаил Александрович, Митрополит Петр, Андрей Рублев, Иосиф Волоцкий, Патриарх Гермоген, Николай-!!, Патриарх Тихон, Серафим Вирицкий, Св. Серафим Саровский, Св. Сергий Радонежский, Св. Филипп Московский, Св. Яков Ростовский, Св. Александр Невский, Преи. Сава Псковский, Св. Петр Киевский и многие другие наши святители на протяжении многих лет своим непоколебимым свягценодействием способствовали распространению православия среди наших народов. Этот язык был назван церковнославянским. (В Румынии богослужение ведется на славянском языке примерно до середины XIX века, а и до сих пор на церковно-праздничном богослужении некоторые церковно-славянские строфы произносятся на церковнославянском языке.) Слава Богу, он сохранился до наших дней, и богослужения ведутся в наших православных храмах на нем. Его использование позволяет взять от первоисточников все канонические и догматические правила и доктрины христианства, в точном переводе и позволяет понятное для людей проведение литургий. Ведение церковных служб на славянском языке для наших православных славянских людей сближает их, укрепляет братство, терпимость, смирение, их взаимное уважение, сохраняет родственную связь неувядаемой, которая всегда давала силу, сочувствие и помощь страдающему славянскому братству. Возможно, были конфликты между нами, но благодаря православной вере и нашей идентичности мы любили друг друга, что было доказано со временем. Я бы сказал, что каждый из нас, кто находится в братском славянском государстве, может чувствовать себя как дома. Все это делает нас одинаковыми благодаря общечеловеческому славянскому менталитету. Пример этому Россия, благодаря жертвам которые она дала, южнославянские народы и другие народы Балкан были освобождены от турецкого рабства.

С другой стороны, православное христианство приносит много новых идей в наши страны, формирует мораль, обычаи, ценности, практики, навыки, церемонии, праздники, торжества, чествования, сохраняет наш язык. Оно формирует традиции, которые утверждаются постоянно одним и тем же путем в наших странах и среди наших народов. Их уважают и проводят одним и тем же образом. Все это делает нас одинаковыми и отражает существнные характеристики православного славянского общества и передает их из поколения в поколение. Благодаря правильному и успешному формированию православного мировоззрения среди наших народов они утверждены как непереходные и соблюдаются до сих пор. У нас есть один корень, одна кровь, один язык, одна культура, традиции, одно писание, одна вера, православие и все остальное. В наши дни, когда наши враги пытаются сломить славянскую идентичность и православие, они, очевидно, не осознают, что они делают, они не знают, с кем имеют дело, они не читали историю, или, прочитав ее, они ничего не поняли и не запомнили. Они очень хорошо знают, что их вековая мечта - уничтожение славян, может осуществится разрушением православия.Я не специалист, но мне кажется, что сегодня в мире глобализации, под формой общей территории совместных действий и обязанностей, ущемляются православие и сложившиеся культура, традиции и самобытность. Это начинается со времен Средневековья. То же самое мы видим в гонениях на славянских святителей, в разделении православных по юлианскому и григорианскому календарю, в сокращении количества литургий на церковнославянском языке, в расколе в наших церквях, а в наши дни в незаконном отделении некоторых церквей.

Но они должны знать, что православие, наряду с нашим славянским происхождением и характером, сплотило нас, сохранило и утвердило нас как идентичную славянскую общину. Они должны знать, что когда наши правители- цари, князья и короли приняли христианство от Восточной Римской империи - Византии, позднее при разделении церкви в 1051 году, принимая православную веру, они сделали свой „славяноправославный цивилизационный выбор".

Есть несколько основных факторов в формировании идентичности православных народов.

1. Принятие христианства от Византии нашими влдетелями.

2. Строительство многочисленных храмов и монастырей.

3. Обучение многих учеников - священников, переписчиков христианских книг и их распространение.

4. Доминирование славянского языка в литургической деятельности.

5. Сохранение подлинности догм и канонов в переводе.

6. Святость множества светителей, которые распространяли слово Божье среди народов.

7. Установление идентичных православных традиций среди наших народов.

Так мы видим роль святительствя и святых в формировании идентичности православных славянских народов. Как бы странно это ни звучало, как бы нас не разделяли расстояния, реки, горы, попытки внутренних и внешних врагов, чужие нам силы, идеологии, политики, религии и отдельные лица, мы здесь и вместе с остальными нашими отсутствующими братьями составляем один народ. Один и тот же славянский православный народ. Независимо от административных и книжных границ, от нападок на нас, история доказала это, мы останемся одним народом - Славяно-Православным. Бог с нами!

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Аминь!

Эмиль Миланов

Болгария

«Светост и идентитет Улога светаца и светости у формирању идентитета православних народа»