Советская идентичность в белорусском контексте

Автор: Александр Гронский

2d1f

Часть проблем современной идентичности связано с восприятием себя, своей группы или своих предков в прошлом. До 1991 г. существовало государство, называвшееся Союз Советских Социалистических Республик. Его граждане составляли советский народ, представление о котором формировалось на протяжении всей советской власти. Определенное количество людей и родились, и умерли в СССР, не имея опыта жизни ни в Российской империи, ни в постсоветских государствах. На формирование советских представлений работала и идеология. Она также давала определенный эффект в становлении и укреплении представлений о себе, как о советских людях. Вполне логично, что утверждения, которые доминировали в течение почти 70 лет, начинали восприниматься как должное, без критики. Это же происходило и с определением себя как новой общности советских людей. Причем, часть граждан СССР воспринимала себя именно как советских людей, а не как определенную этническую группу. Чаще это проявлялась у лиц, рожденных в смешанных семьях, где ребенок не мог однозначно определить свою этничность в виде этничности отца или матери. После распада Советского Союза самоопределение себя как советских людей перестало быть политически актуальным, но оставалось реальностью, поскольку имело под собой базу, формировавшуюся десятилетиями. Говоря о советской идентичности в прошлом, директор института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Российской академии наук академик В.А. Тишков пишет: «Национальная идентичность утверждается, прежде всего, через обеспечение гражданского равноправия, систему воспитания и образования, государственный язык, символы и календарь, культурное и масс-медийное производство» [1]. В СССР эти механизмы утверждения национальной идентичности присутствовали в полной мере. К наиболее явным можно отнести советские революционные праздники, в календарях указывалась дата образования СССР, фиксировались даты рождения и смерти советских революционных деятелей. Биографию В.И. Ленина знал каждый школьник. Огромное количество культурных объектов было посвящено советским политическим деятелям или событиям советской эпохи. Про советскую власть писались книги и снимались фильмы, т. е. постепенно формировалось общество с признаками, не зависящими, в том числе, и от этнических различий. В словаре «Научный коммунизм» об этом говорилось, что советские люди «постепенно приобретают общие, не зависящие от социальных и национальных различий черты поведения, характера, мировоззрения» [2].

Естественно, что представление о советском не могли моментально исчезнуть после распада СССР. Поэтому люди, являющиеся носителями советской идентичности, оставались таковыми и после исчезновения той страны, которая сформировала их самоощущение. Причем, механизм формирования советскости не исчез. Он преодолел кризис и даже укрепился. В частности, в Российской Федерации по переписи 2002 г. советскими назвали себя всего 99 человек, а перепись 2010 г. показала уже 27 тысяч советских людей, т. е. за 8 лет количество тех, кто воспринимает себя советским человеком, выросло в 270 раз [3]. Однако в структуре почти полуторамиллионного российского общества 27 тысяч - это незаметная цифра. На вопрос: «существуют ли после распада СССР советские люди или они исчезли вместе с Советским Союзом?» руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суринов, сказал, что «для статистической науки критерий национальной принадлежности человека -самоназвание. А уж говорить о том, в самом ли деле это национальность или нет, будет наука этнография» [3], т. е. статистика работает с самоопределнием человека, с его самоощущением как носителя той или иной национальной идентичности, а не с теми утверждениями, которые делают о человеке внешние наблюдатели, например, те же этнографы. Но в той же России в 90-е гг. ХХ в. «по разным оценкам, доля идентифицирующих себя с советским народом по-прежнему достаточно велика. Соответствующий показатель возрос от 46 % в декабре 1992 года до 52 % в мае 1998», хотя «распад СССР повлек за собой драматический процесс утраты ощущения принадлежности к общности “советский народ”» [4]. В России процент тех, кто идентифицировал себя с советским народом, колебаясь, постепенно снижался в 90-е гг. ХХ в., на период смены тысячелетий, видимо, пришелся самый низкий процент носителей советской идентичности, но потом снова начался рост.

Постсоветское белорусское общество также прошло путь разрушения советской идентичности. И имеет похожие колебания в процессе уменьшения или увеличения советского самоощущения. В белорусской ситуации «в начале 2000 х социологи называли советскую идентичность уходящем феноменом. Она была присуща людям старшего возраста, сельской местности и менее образованным. Это была тоска по былым временам. [...] Но с уходом старших поколений советская идентичность никуда не делась» [5].

Советская идентичность заметна, в частности, в поздравлении с праздником 23 го февраля Республиканского общественного объединения «За Союз и коммунистическую партию Союза» (РОО СКПС) и «Белорусской коммунистической партий трудящихся в составе КПСС» (БКПТ-КПСС). В 2016 г. они заявляли: «Советский народ, включая его неотъемлемую часть - граждан Белоруссии, никогда не простит предательства» [6]. Как минимум, некоторая часть современных белорусских граждан левых взглядов ощущает белорусский народ как часть советского.

Те, кто называет себя независимыми социологами, также фиксирует большой процент белорусов, считающих себя советскими людьми. В частности, в 2006 г. таких было 52 %. Для сравнения европейцами в то время считали себя лишь 36 % опрошенных [7]. Во время другого опроса, проведенного в другое время, социологи спрашивали «как часто вы ощущаете близость теми, о ком можно сказать «Это - мы». Среди ответов был перечислен и советский народ.

Формула «советский народ - это мы» как постоянное ощущение присуще 25,6 % опрошенных, иногда такое ощущение появляется у 18,5 % [8]. Независимые социологи заявляют, что «с уходом старших поколений советская идентичность в стране никуда не делась», хотя «в начале 2000-х социологи называли советскую идентичность уходящем феноменом. Она была присуща людям старшего возраста, сельской местности и менее образованным. Это была тоска по былым временам». Однако советская идентичность не только осталась, «советская идентичность в Беларуси молодеет», «много молодых людей чувствуют близость к советской идентичности - 20 - 22 % молодых людей». «Это пятая часть поколения, которое родилось уже после СССР! У них нет личной ностальгии». Причинами такой советскости белорусов названы «результат трансляции старых норм в современной Беларуси» и «результат работы идеологов и БРСМ» [5]. Также «на трансляцию и укрепление советской идентификации влияет актуальный информационный контекст. И это не только постоянные отсылки к позитивному советскому опыту в официальном белорусском идеологическом дискурсе, культ “Великой Отечественной войны” [...]» [8]. Однако, это данные социологов, оппозиционно относящихся к власти. Сама же власть относится к советскости вполне нормально. В частности, белорусский президент признает то, что нынешние белорусы - потомки советского народа (цитата: «мы не должны никому отдать эту Великую Победу, потому что это свидетельство величия советского народа, потомками которого являемся и мы» [9].

В некоторых случаях можно сказать, что Г лава белорусского государства спокойно допускает возможность существования советской идентичности и в настоящее время. Например, его заявление о том, что «мы сохранили и используем передовой опыт, накопленный предыдущими поколениями советского народа» [10] можно проинтерпретировать таким образом: если существуют предыдущие поколения советского народа, значит, есть и нынешние. Также А.Г. Лукашенко спокойно подмечает некие признаки советскости у белорусов: «Так вот, сознание наше сложилось так, а, может быть, это признак советскости нашей, признак славянства. Мы привыкли жить вместе, надеяться на кого то, друг на друга [...]» [11]. Так же о советскости белорусов он упоминал, вспоминая первые президентские выборы: «Я победил в этих выборах. При всем административном давлении и ресурсах и так далее. Они не смогли меня задавить. Почему? Потому что у нас тогда сложилась страшная обстановка: пустые полки в магазинах, русских гнали из Беларуси, все было повернуто в НАТО и так далее. У нас, у советских белорусов. Это же самая советская республика была» [11]. Президент выступает против того, чтобы о советском народе забыть, в частности, заявляя: «Когда мы [...] принимали постановление, помню, по юбилею Победы в Великой Отечественной войне, [.] и то были замечания отдельных государств, экспертов и руководителей ведомств, что нельзя указывать “советский народ”. Мы 20 лет прожили вне Советского Союза - уже “советский” нельзя. Но он же был, советский народ, почему не написать это?» [12]. Г оворя о Хатыни, Г лава белорусского государства указывает: «Эта история знакома каждому советскому человеку и каждому гражданину государств СНГ» [13], т.е., по мнению Президента, как минимум, до образования СНГ существовали советские люди. То, что белорусы были этими советскими людьми для него также не секрет, причем об этом он упоминает неоднократно. Так, 1 августа 2003 г. Глава государства сказал: «Одно из достоинств нашего народа, советского народа, в том числе белорусского, - то, что мы спасли цивилизацию от уничтожения» [11]. 1 июля 2004 г. Президент сказал: «Но, если бы не подвиг наш, советского народа - русских, белорусов, россиян, трудно было бы пред-ставить, что было бы с миром и Европой» [13]. 9 мая 2009 г. Президентом было сказано, что «с годами все более очевидным становится всемирно-историческое значение освободительного подвига белорусского и всего советского народа» [14]. А 22 июня 2011 г. он заявил: «Поэтому прежде, чем нас учить и наклонять, вы, пожалуйста, отдайте дань уважения не только советскому народу в целом, но и белорусам» [15].

Существование в белорусском обществе советских представлений белорусского Президента не беспокоит. В 2012 г. он говорил: «Мало того, что белорус - это русский со знаком качества. И когда я говорю ’’белорус, русский“, я не имею в виду [...] национальность, я имею в виду советский народ, как раньше его называли [...]» [16]. Ранее, в 2004 г. он заявлял: «Каждый из вас, стоящих в эти минуты у подножия Кургана Славы - живая легенда: белорусы, русские, украинцы, казахи - представители дружной и единой семьи с названием “Советский народ”» [17]. Получается, о советском народе в 2004 г. было заявлено в настоящем времени. Более того, в 2012 г. А.Г. Лукашенко четко сформулировал мысли, что советский народ - это мы [18]. Таким образом, представление о себе как о советском народе разделяют как большое количество простых белорусов, так и власть, как минимум, в лице президента. Пожалуй, только оппозицию беспокоит такое положение дел.

Официальная белорусская власть действительно транслирует представление о советском народе без всяких отрицательных коннотаций, но это ли является причиной такого советского самоощущения белорусских граждан? Например, в России, помимо явного позитива в отношении СССР (победа в Великой Отечественной войне, полет Гагарина и т.д.) открыто присутствует и негатив (сталинские репрессии). Но Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза, поэтому фактор «государственного родства» может повышать позитивное восприятие. Однако, положительное отношение к СССР можно встретить и в других бывших союзных республиках. В частности, в 2013 г. американский Институт Гэллапа провел соцопрос среди граждан некоторых стран СНГ. Людям предлагалось ответить, пользу или вред принес распад СССР. В России 19 % опрошенных решили, что распад СССР принес пользу, а 55 % высказали противоположное мнение. На Украине 23 % увидели в распаде пользу и 56 % - вред, в Белоруссии 26 % сказали о пользе и 38 % о вреде. Но в белорусском случае появилось большое количество тех, кто не ответил на данный вопрос. Их доля составила 21 %. Также 15 % не смогли ответить однозначно. Ситуация оказалась похожей и в Молдавии: 26 % молдаван решили, что распад СССР принес пользу, 42 % - что вред, 22 % не ответили и 10 % не определились однозначно [19]. Комментируя итоги этого опроса, кишиневский политолог Н.В. Цвятков подчеркивает, что более трети тех, кто родился после 1989 г., т.е. не мог иметь личных впечатлений о СССР, сожалеют о распаде страны. Н.В. Цвятков указывает, что эту молодежь нельзя обвинить в ностальгии, она не помнит СССР, более того, «ее социализация происходила на фоне полномасштабной кампании по очернению советского прошлого в учебных заведениях, в средствах массовой информации», что не могло конструировать положительный образ Советского Союза. Политолог предполагает, что «произошла передача информации из поколения в поколение - от родителей к детям, то есть роль семьи как агента политической социализации была успешно реализована». В семье передавались воспоминания о том уровне социальных гарантий, который получали граждане СССР от государства, об уровне жизни и т.д., что создавало у молодежи, никогда не видевшей СССР, положительный образ ушедшей страны [20, с. 27]. Скорее всего, у белорусской молодежи, которая идентифицирует себя с советским народом, работает тот же механизм. При этом обвинять белорусские власти в том, что в обществе присутствует советская идентичность, нет смысла. Если Молдавия, которая после распада СССР формировала свою элиту не по принципу опыта, знаний и образования, а по принципу преданности новому несоветскому государству [20, с. 28], не смогла сформировать несоветскую молодежь, то что говорить о белорусской ситуации, в которой преданность элиты государству не означала автоматически антисоветских взглядов.

Существовала советская идентичность и на Украине. Так, директор Центра исследований южно-украинского пограничья В. Коробов в 2010 г. в Херсоне зафиксировал 13 % тех, кто считает себя в первую очередь со-ветскими людьми. Для сравнения, тех, кто в первую очередь считает себя гражданином Украины - 35 %, херсонцем - 28 %, европейцем - 9 %, представителем своей национальности - 7 % [21]. В 2012 г. на Украине 9 % объявили себя советскими людьми и гражданами СССР [22]. В 2016 г., т.е. в период продолжающейся декоммунизации, на Украине зафиксировано 3,9 % респондентов, считающими себя гражданами СССР. В то же время лишь 1 % украинцев воспринимает себя как граждан Европы [23]. Впрочем, последние опросы на Украине стоит воспринимать с осторожностью, т.к. в ситуации, когда СССР воспринимается как «империя зла», далеко не каждый заявит свою советскую идентичность открыто.

В целом, можно сказать, что советская идентичность существует. Более того, временами количество ее носителей повышается, поэтому вопрос, когда она исчезнет окончательно, пока не стоит на повестке дня. Обращение к прошлым победам и семейная память помогают сохранению советской идентичности. Однако стоит учитывать, что идентичность советского человека далеко не всегда отрицает этническую идентичность. Советский народ был гражданской нацией, а не этнической, поэтому современные симпатизанты советскости в большинстве случаев вряд ли будут отвергать другие идентичности, построенные на иных маркерах, в первую очередь на этнических. Этот вопрос стоило бы прояснить социологам и социальным антропологам, чтобы более корректно определять суть советской идентичности в постсоветский период и постараться понять, означает ли советская идентичность всего лишь тоску по утерянному великому государству, или это нечто большее.

Александр Дмитриевич Гронский.
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений
Российской академии наук. Кандидат исторических наук, доцент.

Сборник статей по итогам научно-методического семинара кафедры гуманитарных дисциплин УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники». Минск, февраль 2018 г.

 

Список источников и литературы

1. Тишков, В.А. Российский народ и национальная идентичность / В.А. Тишков // Известия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/news-/325722 - Дата доступа: 17.01.2018.

2. Советский народ (Научный коммунизм. Словарь. 1983) // Коллекция текстов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tape-mark.narod.ru/kom-munizm/188.html - Дата доступа: 12.01.2018.

3. Белонучкин Г. Госкомстат насчитал в России 27 тысяч людей советской национальности / Г. Белонучкин // Сцилла. Аналитический и новостной сайт информационного агентства Панорама. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://scilla.ru/content/view/4329/2 - Дата доступа: 12.01.2018.

4. Данилова, Е.Н. Изменения в социальных дифференциациях россиян / Е.Н. Данилова // Наука-Интернет-Россия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj3-4-00dan.html - Дата доступа:14.01.2018.

5. Социолог: Благодаря идеологам и БРСМ советская идентичность в Бе-ларуси молодеет // БелСат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bel-sat.eu/ru/programs/sotsiolog-blagodarya-ideologom-i-brsm-sovetskaya-ide-ntich-nost-v-belarusi-molodeet/ - Дата доступа: 12.01.2018.

6. Белорусские коммунисты: «Советский народ возродит свое общее Отечество» // Информационное агентство Регнум. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2084729.html - Дата доступа:12.01.2018.

7. 52 % белорусов до сих пор считают себя советскими людьми // Новости политических партий России и стран СНГ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.qwas.ru/belarus/ucpb/id_29938/ - Дата доступа:12.01.2018.

8. Шелест О. «Новые советские» беларусы: характеристики и распространенность идентификации с «советским народом» / О. Шелест // Международный консорциум «ЕвроБеларусь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eurobelams.info/news/society/2017/11/06/novye-sovetskie-belamsy-ha-rakteristiki-i-rasprostranennost.html#_ednref4 - Дата доступа: 12.01.2018.

9. Участие в митинге-реквиеме «Врата памяти» 22 июня 2015 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/uchas-tie-v-mitinge-rekvieme-vrata-pamjati-11612/ - Дата доступа: 14.01.2018.

10. Приветствие участникам Ill Пленума Центрального совета СКП-КПСС (23.09.2017). // Президент Республики Беларусь. Официальный интернетпортал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://presi-dent.gov.by/-ru/news_ru/view/privetstvie-uchastnikam-iii-plenuma-tsentralnogo-sove-ta-skp-kpss-17151/ - Дата доступа: 14.01.2018.

11. Пресс-конференция Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко средствам массовой информации регионов России 1 августа 2003 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/vi-ew/press-konferentsija-prezidenta-respub-liki-belarus-aleksandra-lukashenko-sredst-vam-massovoj-informatsii-5911/ - Дата доступа: 14.01.2018.

12. Пресс-конференция белорусским и зарубежным средствам массовой информации 15 января 2013 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/press-konferentsija-belorusskim-i-zarubez-hnym-sredstvam-massovoj-informatsii-5791/ - Дата доступа: 14.01.2018.

13. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко при

посещении Государственного мемориального комплекса «Хатынь» президентами Беларуси, России и Украины 1 июля 2004 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vystuplenie-prezidenta-

respubliki-belarus-aglukashenko-pri-poseschenii-gosudarstvennogo-memorialnogo-5834/ - Дата доступа: 14.01.2018.

14. Выступление на церемонии возложения венков к монументу Победы 9 мая 2009 г. // Президент Республики Беларусь. Официальный интер-нет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/n-ews_ru/view/vystuplenie-na-tseremonii-vozlozhenija-venkov-k-monumentu-pobedy-9-maja-2009-g-5883/ - Дата доступа: 14.01.2018.

15. 22 июня Александр Лукашенко принял участие в мероприятиях, по

священных 70 летию начала Великой Отечественной войны // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/22-ijunja-aleksandr-

lukashenko-prinj al-uchastie-v-meroprij atij ax-posvj aschennyx-70-letiju-nachala-velikoj-5225/ - Дата доступа: 14.01.2018.

16. Стенограмма пресс-конференции представителям средств массовой

информации регионов России 16 октября 2012 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/stenogramma-press-konferentsii-predstaviteljam-sredstv-massovoj-informatsii-regionov-rossii-5792/ - Дата доступа:14.01.2018.

17. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на торжественном открытии отреставрированного мемориального комплекса «Курган Славы» 1 июля 2004 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vystuplenie-prezidenta-respubliki-belarus-aglukashenko-na-torzhestvennom-otkrytii-otrestavrirovannogo-5833/ - Дата доступа: 14.01.2018.

18. Александр Лукашенко принял участие в праздничных мероприятиях по случаю Дня Победы 9 мая 2012 года // Президент Республики Беларусь. Официальный интернет-портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prinjal-uchastie-v-pra-zdnichnyx-meroprijatijax-po-sluchaju-dnja-pobedy-63/ - Дата доступа: 14.01.2018.

19. Esipova N., Ray J. Former Soviet Countries See More Harm From Breakup // Gallup [Electronic resource]. - Mode of access: http://news.gal-lup.com/poll/166538/former-soviet-countries-harm-breakup.aspx - Date of access:19.01.2018.

20. Цвятков, Н.В. Гражданское общество Республики Молдова: социальные и политические аспекты развития / Н.В. Цвятков - Кишинев: Intellect Group, 2017. - 322 с.

21. О персональной идентичности на постсоветском пространстве // Информационное агентство REX. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iarex.ru/interviews/11744.btml - Дата доступа: 10.01.2018.

22. Соцопрос: в Украине живут не украинцы, а абстрактные «советские люди» // Аргументы и факты - Aif.ua. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ua/society/peopleworld/994620 - Дата доступа: 2.02.2018.

23. Почти половина украинцев не считает себя гражданами страны // Правда.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pravda.ru/ne-ws/wo-rld/formerussr/ukraine/18-08-2016/1310309-ukraine-0/ - Дата доступа:2.02.2018.