Опять к вопросу о русской Украине.

 Сейчас, когда кризис на Украине, обострился вплоть до военных действий, необходимо понимать его причины. А они во многом обусловлены искусственным искажением национальной идентичности былого русского населения Малороссии, Галиции, Подкарпатской Руси и бывших русских земель в Польше вокруг Перемышля и до самого Кракова. Сейчас главным своим врагом многие в Российской Федерации считают жителей Западных областей Украины, притом врагом наиболее непримиримым и чуть ли не вечным. Но это не совсем так. Еще сто лет назад во время Первой мировой войны народ этих областей, бывших под властью Австро-Венгрии с радостью встречал войска Российской империи как освободителей. Таким образом самоидентификация русского населения Западной Украины резко изменилась за последние сто лет. Многие в этом обвиняют австрийцев, венгров и поляков, притеснявших и преследовавших вплоть до заключения в лагеря смерти (Талергоф) русских активистов, а также агрессивную украинскую пропаганду. Однако, еще во время переписи в межвоенной Польше в 1932 году более половины населения Волыни и Галичины указали себя русскими, а меньшинство украинцами (также там в основном в городах проживало большое количество поляков и евреев). Значит следует признать, что не только поляки и австрийцы ответственны за искажение национальной идентичности населения Западной Украины, но и советская власть, проводившая здесь после 1939 года наиболее активно и жёстко украинизацию этих областей. При этом советская власть помимо украинизации широко применяла репрессии против населения, не только в борьбе с остатками коллаборантов и бандеровцев, но и совершенно излишне в процессе создания колхозов и закрытия церквей, что вызвало ненависть к Москве откуда шла эта политика. И сегодня следует учитывать, что озлобленность населения Западной Украины хотя и подогрета искусственно, но зачастую имеет основания. Невозможно провести объявленную Российской Федерацией демилитаризацию и денацификацию Украины, без исправления ошибок насильственной советской украинизации, то есть без подлинной декоммунизации. И не надо махать рукой как на потерянное, надо исправлять, в том числе и собственные ошибки. Народ Галичины и Подкарпатской Руси тысячу лет стойко держался своей русскости, и то, что произошло всего за последние сто лет вполне поправимо - были бы только ум, добрая воля и желание.

Как иллюстрацию к сказанному размещаем три стихотворения русинских авторов из Галиции и Пряшовщины (территория Словакия), опубликованные в 1956 году в "Русском альманахе", который с 1909 по 1956 год был ежегодным изданием Организации русского братства (общественная организация русинов Подкарпатья и Галиции) в Филадельфии США. А также текст статьи «Плач Лемковины» из журнала «Костер», ежемесячника Общества «Возрождение» в Праге, июнь — июль 1946 года (это общество, как и все русские общества в Чехословакии были закрыты по требованию СССР, ранее в процессе украинизации такие общества были закрыты в Закарпатье и во Львовской области).

Русины, как и все русские за границей до начала 70-х прошлого века пользовались дореволюционной орфографией. Редакция сайта «Западная Русь» решила стихотворные тексты оставить в старой орфографии, тем более что она лучше предает диалектные особенности, а текст статьи для удобства современного читателя переведен в современную орфографию.

Редакция «ЗР»

 ***

Patrons56

Титульный лист  "Русского альманаха" 1956 г.

 

НЕ ЗАБУДЬТЕ

Не забудьте, други-братья,
эти вѣщіе слова: —
насъ возьметъ въ свои объятья
лишь великая Москва.

Насъ за русскость угнетали
и водили по тюрьмамъ,
но мы вѣру не теряли
и твердили все врагамъ:

эти нивы, эти горы,
отъ Попрада до Кремля, —
это русскіе просторы,
это русская земля!

Мы всегда были и будемъ
дѣти матери одной!
Слова Русь мы не забудемъ
надъ Карпатскою страной.

Не забудьте-жъ, други-братья,
не забудьте тѣ слова:
насъ возьметъ въ свои объятья
лишь славянская Москва.

Прящевъ 1933 г. Михаилъ Поповичъ

 

РОССИЯ

ГОРДИСЬ! — тебѣ льстецы сказали, —
Земля съ увѣнчаннымъ челомъ,
Земля несокрушимой стали,
Полъ міра взявшая мечомъ!
Красны степей твоихъ уборы,
И горы въ небо уперлись,
И, какъ моря, твои озера...
Не вѣрь, не слушай не гордись!
Пусть рѣкъ твоихъ глубокихъ волны,
Какъ волны синія морей,
И нѣдра волнъ алмазовъ полны,
И хлѣбомъ пышенъ тукъ степей;
Пусть предъ твоимъ державнымъ блескомъ
Народы робко клонятъ взоръ,
И семь морей немолчнымъ плескомъ
Тебѣ поютъ хвалебный хоръ;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись...
Всей этой силой, этой славой
Всѣмъ этимъ прахомъ не гордись!
Бесплоденъ всякій духъ гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крѣпокъ ясный миръ святыни,
Сильна молящихся рука!
И вотъ за то, что ты смиренна,
Что въ чувствѣ дѣтской простоты,
Въ молчаньи сердца сокровенно —
Глаголъ Творца пріяла ты,
Тебѣ Онъ далъ свое призванье,
Тебѣ Онъ свѣтлый далъ удѣлъ:
Хранить для міра достоянье
Высокихъ жертвъ и чистыхъ дѣлъ!

Львов. 1932. А. С. Хомяковъ

 

ВЪ ПАНСКОЙ НЕВОЛѢ

Было то во время оно,
Коли галицкое лоно
Заливали струи слезъ,
Коли бури, громы грали,
Зойки стоны досягали
Ажъ подъ хмары до небесъ

Коли гордый родъ вельможный
Позабылъ на законъ Божій,
На христіанскую любовь,
И надъ своимъ меньшимъ братомъ
Сталъ тираномъ лютымъ катомъ,
Точилъ съ него живу кровь.

Тогда вдовица Олеся
Село — (я забылъ якъ звеся)
Рѣшилася на тотъ крокъ,
Ити въ панскую палату
Милосердія благати
Для себе и сиротокъ.

Бо дворскіи посѣпаки,
Злобны, люты, якъ собаки
Уже больше якъ пять лѣтъ,
Гонятъ вдову сиротину
На панщину на всю днину
Хоть у ней земли нѣтъ.

Несчастная бѣдакиня,
Подъяремная рабыня,
Жертва шляхоцкихъ утѣхъ,
Въ недѣленьку встае рано,
Збираесь, иде до пана
И падаетъ ему до ногъ.

И проситъ го со слезами
«Пане! Яжъ- съ сиротками
Млѣю и пухну съ бѣды,
У мене земли ни скибы,
Въ хатѣ хлѣба мы не видимъ,
Жіемъ съ квасу, лободы.

А тутъ майже каждой днины,
Менѣ бабѣ, сиротинѣ,
Робити ити велятъ,
Панщину четыредневку,
Хоть я пухну въ передновку,
Ажъ костоньки дроготятъ.

Змилосердѣтся надо мною,
Несчастливою вдовою,
Тажъ у мене земли нѣтъ,
Здѣлайте же тую ласку
И мене крайню жебрачку
На панщину не женѣтъ».

Но у кого въ сердцѣ холодъ,
Той не знае што то голодъ,
Што сиротство, што бѣда,
Онъ убогого не знае,
Бо занадто много мае
Збожа, хлѣба и гроша.

Онъ пьетъ меды и шампаны,
Ѣсть ласощи, марципаны,
Што забагне лишь душа.
Онъ не знае курну хижу,
Ей нужду наготу.
Та гдежь ему о томъ знати,

Якъ жіется въ курной хатѣ,
Якъ терпятъ тамъ нищету.
И на штожь ему тое знати,
Тажъ онъ себѣ панъ богатый,
Ему Парижъ ночь и день
Съ мысли и съ души не сходитъ.

Онъ узрѣвши ту нужденну,
Нагу, босу, пригнобленну
Людску постать въ лахманахъ,
Крикнулъ люто съ цѣлой силы
Што ажъ шибы зазвонили
Въ великихъ дворскихъ окнахъ.

«Маршъ пся крефъ, ты дябелнича,
Хамье, мудью, чаровницо.
Ты нье здыхашъ зъ глоду, ты лжешъ.
То нье правда, ты удаешь,
Во воды, повьетржа машъ
Ажъ занадто. Чего хцешъ?
Вьенцъ за те два элемента,
Машъ бестыйо, ты пшекльента
Робиць, цо накаже двуръ.
Во якъ тобье дамъ литосцьи,
То южъ не позбьерашъ косьцьи,
Маршъ пся крефъ и мильчъ якъ муръ».
Такъ панъ гукнулъ съ цѣлой силы,
На гукъ гайдуки явились,
И нужъ жваво съ нагайками
Выкинули за двѣ брамы —

— «Охъ! Господи Милосердный,
Спасителю Божественный,
Врачу болезней и ранъ,
Глянь на раны и обиды
Опомнись за всѣ тѣ кривды
Яки здѣлавъ мнѣ тиранъ».

Такъ вдовица зарыдала,
Богу себе поручала,
А по лицѣ струи слезъ
Цюркомъ на землю сплывали
Охъ! «Бігме!» Они взывали
Мести Божой съ небесъ.

А слезъ подобного роду
Съ очей русского народу
Знаетъ о томъ цѣлый свѣтъ,
Лилося безъ числа, мѣры,
Бо ихъ всяки Казимиры
Вытискали пятьсотъ лѣтъ.

Михаилъ Васичка
(Примѣчаніе сообщителя. — Повысшу декламацію, стихотвореніе, научилъ мене учитель сельской школы Иванъ Вацлавскій въ 1910 году.)

 

ПЛАЧ ЛЕМКОВИНЫ

Долина, долина,
Попрадска долина,
Хто же тя малевалъ,
Хто же тя малевалъ.
Красы не жаловалъ.
(Народна пѣсня).

Победоносный конец Второй Мировой войны между прочими своими последствиями имел почти 100% воссоединение всех русских земель.

Только на запад от реки Сан в пределах Польши и на запад от реки Унг (Уж, Уг) в пределах Чехословакии осталось русское племя «руснаков» — «русинов» — «лемков» за пределами Державной Руси.

Положение обломка русского народа в Польше было определено решением Крымской конференции и польско-советским договором о восточных границах Польши и соглашением, заключенным в Москве 6 июля 1945 года между правительством СССР и Польским Временным Правительством, о праве на выход из польского гражданства лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей, проживающих на территории Польши, и об их эвакуации в СССР.

По упомянутому соглашению «лицам русской, украинской, белорусской, русинской и литовской национальностей и членам их семей предоставляется право выхода из польского гражданства и переселение на территорию СССР».

«Соглашение предусматривает, что выход из гражданства и эвакуация проводится на добровольных началах». («Известия» от 7-го июля 1945 года).

Право оптации гражданства СССР лиц украинской и русской национальностей, проживающих на территории Чехословакии, (в районах Словакии) предусматривает протокол к договору между ЧСР и СССР о Закарпатской Украине от 29 июня 1945 года. («Известия» от ЗО июня 1945 года).

Но пока в Чехословакии строго соблюдается добровольный характер этой оптации и добровольный характер переселения русского населения в СССР, вместо того в Польше из добровольной эвакуации, вследствие русофобства польских властей, получилось повальное изгнание «руснаков», называемых «лемками» из их испокон веков насиженных месть между рекой Сан и реками Попрад-Дунаец на северном склоне Карпат.

Из общего числа почти 300.000 «лемков» на прадедовской русской земле не осталось уже почти и 50.000 человек. И им грозит насильное выселение вопреки духу и букве международного соглашения.

Нас, «руснаков» Пряшевской области Восточной Словакии, как кровных братьев, наиболее на запад высунутого русского племени, которое в постоянной борьбе за свое национальное существование в пределах бывшей панской Польши и бывшей джентрической Венгрии сохранило свой национальной облик и дифференцировалось как «русское» племя, живо интересует его судьба. Мы вместе с ним целыми веками еще со времен Киевской Руси, Червоной Руси, со времен перед татарским нашествием и даже до принятия христианства, еще как язычники, держали без всякой посторонней помощи этот самый западный кусок русской земли в Карпатах вплоть по горные массы Татр, этот могучий раздел польских, словацких и русских племен.

Наш народ в Польше, в Чехословакии и наши переселенцы в Америке никак не могут понят, почему «лемки» должны оставить свою русскую землю, как раз во время крупнейшей победы родных русских племен Советского Союза?

Народ понимает, что, в виду высших государственных интересов, граница между Советским Союзом и западными славянскими странами должна проходить по линии рек Сан и Унг, что земля веками закаленных в своей «русскости» «лемков» должна остаться вне пределов державной Руси, но зачем же должны быть изгнаны насильно те из них, которые хотят и дальше сидеть на своей прадедовской земле?

Нам могут возразить, что этот незначительный кусок русской земли не имеет никакого значения, и что неважно, будет ли он в будущем заселен русским населением или иными славянами.

С точки зрения большой нации это может быть и так, однако, для «лемков» их земля — это их родина, где покоятся кости их предков. Родные пепелища своих отцов они должны оставить и на «верхах» зеленых Карпат зазвучит чужая речь, по могилам русских предков будут ходить чужие люди.

Русский и украинский народы не имеют более верного племени, чем «руснаки» Лемковины, которые опираясь только на свои силы, стоя на грани Руси, веками отстаивали и отстояли свое национальное я, свою землю. На такой подвиг способен был только морально высоко стоящий, «твердый руснак» зеленых Бескидов.

Наших «руснаков» после падения Киевской и Червоной Руси притесняла венгерская и польская государственная власть, которая провела границу по хребтам Карпатских гор, разрезав на двое живое тело нашего народа. Однако наши «руснаки» не сдавались. «Руснаки» из «Венгер» и «руснаки» из «Польши» подавали друг другу руку вопреки запрету своих панов.

«Неизвестные герои» нашего народа, православные «батьки» и вожаки народа «шолтысы», как это описывает известный русский ученый Петров в своем сочинении «Карпаторусские древности», без помощи шляхты, только своим «хлопским» разумом и неимоверной стойкостью сохранили этот кусок русской земли для нас их потомков и для будущего поколения. Нашим предкам не жилось весело. Было время, когда панская Польша закрывала даже наши церкви, этот последний оплот «русскости». В наших селах маленькие дети до сих пор поют старинную песню:

«Не лій дождю, не лій,
Бо нѣтъ попа дома,
Пошолъ до Кракова,
Ключи выминяти,
Церковь отмыкати».

Наши деревянные церкви в «лемковских» селах, этот шедевр русского зодчества, которые наши предки сохранили от католической Польши и от напора венгров, теперь народ Лемковины оставляет рыдая и с плачем целуя землю, где похоронены его предки, где в братских могилах спят русские земляки-богатыри из далекой России, павшие здесь в' борьбе за освобождение славян в первую и вторую мировые воины. Кто будет эти братские могилы украшать, кто будет садить «барвинок» н а скромных «гробах» отдыхающих здесь русских предков? Народ, это ведь, не только мы — люди живущие в настоящее время, но и наши предки, и те потомки, которые нас сменят. Без предков народ никогда не полноценен.

Вследствие польской нетерпимости опустели древние русские села на «Лемковине» в Польше. Там, где раньше звучала «русская речь» «лемков», где народ жил, боролся, горевал и веселился, стало пусто. В наших зеленых Бескидах не прозвучит больше грустная песня «лемковских» девушек:

«Ой, верше мой верше
Мой зеленый верше!
Ужъ ми такъ не буде
Ужъ ми такъ не буде,
Якъ ми было перше.
Бо теперь ми плано
Бо теперь ми бѣда
Бо сте ня выдали
За старого дѣда...»

В исконных русских селах, как Крыница, Тылич, Мохначка, Щавник, Била Вода, Чорна Вода, Ропица Русска, Устье Русске, Королева Русска, Дубровка Русска, Регетов, Роздолье, Нижня Воля, Вышня Воля, Русска Воля и в десятках других будет тихо. . .

В пору величайшей победы русского народа мы теряем ценнейший и самый западный кусок русской земли и можем потерять самородное самобытное русское племя «лемков», которое обосновалось в Карпатах у самого подножья Татр, еще во время язычества, о чем свидетельствует сохранившаяся славянско-языческая мифология среди «руснаков» Лемковины и Пряшевщины, и которое уже тогда сознательно определило себя как русское племя, что видно и из вышеприведенных названий его селений.

Земля «лемков» в Польше также, как и земля «руснаков» в Словакии отстала вследствие неблагоприятных общественных условий в прошлом. Эта территория была уже несколько десятков лет тому назад перенаселена, и народ принужден был уже тогда эмигрировать в открытую тогда Америку. Переселенцы в Америке облегчали положение оставшихся жителей «в старом краю», но свою родную землю полякам не уступали. Были тысячи случаев, когда руснаки выкупали землю от иноплеменников, а свою родную землю они никому не отдавали, ни на торгах, ни под давлением чужой власти.

Под Австрией за свою «русскость» они шли на виселицы, но против русского народа в отличие от «украинофилов» они никогда не пошли. Лемков и «руснаков» вообще следует рассматривать как верный форпост, авангард русского мира среди западных славян, а не как Пьемонт эвентуального похода на Россию.

Лемки держат в своих руках ценнейший кусок русской земли, обильный богатством и красотой. В Карпатах через Лемковину и Восточную Словакию проходит свыше 10 горных перевалов, есть там залежи нефти, соли, лесные богатства, минеральные воды.

Вдоль рек Попрад и Ториса-Горнад находится в Карпатах единственное место, где каналом можно соединить воды рек Вислы и Тисы (Дуная). Через Лемковину и Пряшевщину мог бы проходить канал, соединяющий Балтийское море с Черным. При изменившихся после второй войны международных отношениях Лемковина и Пряшевщина имеют все предпосылки стать местом для создания стратегической промышленности Чехословакии и Польши под сенью близкой России, для постройки дорог и курортов. В этой области Бескидских гор подают друг другу руки Русь, Польша и Словачь. При наличии советской национальной политики наш народ мог бы процветать на своей древней земле.

Насильная эвакуация Лемковины поляками равносильна для лемков народной катастрофе, а с точки зрения русского народа, она является большой потерей. Лемковские переселенцы в Америке протестуют против нарушения той части польско-советского соглашения о выходе лемков из польского гражданства, которая говорит о добровольных началах.

Русская Лемковина даже в пределах Польши имеет свой смысл и свое значение. Пусть поляки привыкают к наличию русских и к русскому духу в их стране. Хотя сегодня вошло в моду подчеркивать необходимость организации государств без меньшинств, однако русских лемков нельзя ставить наравне с побежденными немцами или венграми. К ним можно применить действительно только добровольное начало, а не принуждение. Впрочем, как раз настоящая мировая война доказала, что так «называемые «многонациональные государства», как Советский Союз, содружество народов в Британской империи и США, куда сильнее, чем «одно национальное» государство германского фашистского типа.

Русский народ Лемковины добровольно не откажется от своей земли. Каждый наш «хлоп» в столетней борьбе за свою правду научился одному: право только тогда перестает быть правом, когда мы от него откажемся. Отказаться же от русской Лемковины наш народ не может, и мы надеемся, что бодрый дух «руснаков», который помог им сохранить свою землю при более тяжелых условиях в прошлом, не оставит их и теперь, как это говорит и наша народная поговорка:

«Ой русине, русине
Русснаку, небоже
Небойся ты баламуты,
Русскій Богъ поможе».

Д-р Иван Жидовский