История, изучая прошлое, на самом деле является наукой о будущем.
Если мы не будем помнить о свершениях предков, их победах и поражениях, не будем учиться на достижениях и ошибках прошлого, то пустоту заполнят мифы из болезненных снов «свядомых историков». Тогда наше будущее станет таким же фантастичным как сфальсифицированная история, а скорее всего - его просто не будет. Знание подлинной истории предков является фундаментом процветания потомков.
Весь постсоветский период белорусское общество бурлило идеями обоснования неожиданно обретенной государственности. В результате, помимо вполне здравых концепций, на поверхность поднялась обильная пена национализма, основанного на русофобии.
Построения белорусских националистов довольно примитивны: если независимость обретена в результате распада Советского Союза, то защищать ее надо от его правопреемника - России; огульно очернять советское прошлое и Российскую империю; отказываться от исторического наследия не только Киевской Руси, но и от самой русской сущности белорусов; переименовать белорусов в неких «литвинов». Во многом из-за недостатков в системе образования, и отсутствия стройной государственной идеологии, весь этот набор шизофрении смог заразить некоторые слои белорусского общества. Даже в министерствах культуры и образования завелись чиновники, начавшие возводить на пьедестал национальных героев врагов Православия и всего русского: Витовта, Радзивилов, Сапег, Батория, Иософата Кунцевича,Тадеуша Костюшко, Калиновского и прочих польско-литовских исторических деятелей. Белорусам навязывается история и культура польско-литовского шляхетства, с умалчиванием того факта, что к восемнадцатому столетию предки белорусов были почти полностью вытеснены из городской среды и из элит Речи Посполитой, и в основном были угнетенным сельским населением. Появился даже проект отметить 200-летие Отечественной войны 1812 года под названием «Франко-Русской войны» с мотивами симпатии к Наполеону, и в которой белорусы оказались третьей пострадавшей стороной.
Если так извращать исторические факты, то это приведет к тому, что подлинная история и культура народа исчезнут, а останется пустое эхо от полонеза. После такой «белорусизации» могут исчезнуть и сами белорусы.
Но не все так печально.
У большинства белорусов преобладает здравый подход к своему прошлому и желание восстановить традиции, основанные на Православии.
Яркий тому пример - обустройство мемориала на территории Братского Воинского кладбища в Минске, на котором захоронены воины Русской императорской армии, погибшие во время Первой мировой войны. Создание этого мемориала является результатом конструктивного сотрудничества белорусской общественности, Православной Церкви и государства. Есть основания надеяться, что таких примеров будет все больше, а националистическая пена будет унесена «ветром времен».
14 ноября на белорусском телеканале ОНТ состоялось ток-шоу Вячеслава Бондаренко «Открытый формат», посвященное Дню окончания Первой мировой войны. Эта передача замечательна тем, что в ней показано множество примеров частной инициативы, когда граждане на собственные средства восстанавливают захоронения времен Первой мировой войны. В общем, так и должно быть - инициатива идет от граждан, и только потом к «народным проектам» подключает свои ресурсы государство.
Предлагаем запись ток-шоу «Открытый формат» в двух частях.
В передаче принял участие руководитель проекта «Западная Русь» Игорь Зеленковский.
Первая мировая война (1)
Первая мировая война (2)