Текст доклада Кладченко Нины Мефодиевны (директор Кобринского военно-исторического музея им. А.В.Суворова в 1978-2004 гг.) на международной научно-практической конференции, посвящённая 285-летию со дня рождения А.В. Суворова, прошедшей 27 ноября 2015г. в Кобринском военно-историческом музее им. А.В. Суворова.
Увы…
Эта тема из тех, что, по-видимому, надолго перешла из научной, исторической плоскости в актуальное пропагандистско-политическое пространство.
"Ганьба сённяшняй уладзе, што імем карніка Суворава ў нашай краіне па- ранейшаму называюцца дзесяткі вуліц… Прыйдзе час, калі Касцюшка будзе афіцыйна лічыцца нашым нацыянальным героем,” (Позор сегодняшней власти, что именем карателя Суворова в нашей стране по-прежнему называются десятки улиц ... Придет время, когда Костюшко будет официально считаться нашим национальным героем, - здесь и далее перевод ЗР) – такими словами известный в современной Беларуси писатель и историк В. Орлов приветствовал участников торжеств по случаю 264-й годовщины со дня рождения Тадеуша Костюшко. [1]
«Ганьба, карнiк” (Позор, карателей) – слова хлёсткие. Мемы, как сейчас принято говорить, в чёрном политпиаре.
Свядомый белорусский поэт Леонид Дайнеко всё упростил до степени абсурда, разработав моментальный «Патриотический тест»:
Вызначым (не трэба кворум)
Хто ёсць вы і ваш народ –
Патрыёт для вас Сувораў
Цi Касцюшка патрыёт?
(Определим (не нужно кворум)
Кто есть вы и ваш народ -
Патриот для вас Суворов
Или Костюшко патриот?)
Однако, на наш взгляд, и «сённяшняй уладзе», как и любому здравомыслящему гражданину, требуются не раскол сознания нации на фракции, а, прежде всего, спокойная, трезвая и объективная оценка событий нашего прошлого. Востребовано должно быть понимание реальных, а не придуманных писателями-фантастами корней белорусской государственности. И нужен для этого лишь здравый смысл, спокойствие и терпимость к иному мнению, исторически столь свойственные нашему народу. Агрессивное же мифотворчество и политизированные злободневные вымыслы способны лишь разодрать наш древний народ и нашу молодую государственность в кровь и хаос. За примерами последствий далеко ходить не надо. Украина во всех смыслах к нам близко. Слишком близко.
Только на твёрдом, надёжном основании объективной истины, при уважении исторической памяти, традиций и не только различных малых этноконфессиональных групп, но и большинства православного и русскоязычного по происхождению населения нашего государства, можно сохранить равновесие внутри Республики Беларусь.
Нам, гражданам, как и властям, жизненно важно сохранить как гражданский мир внутри нашего белорусского государства, так и сохранить при этом добрососедские отношения с Россией. Вопреки ужасному примеру наших украинских соседей и братьев.
Считаю необходимым, в этом докладе ещё раз осветить с точки зрения исторической науки реальную, а не мифическую, роль великого российского полководца Александра Васильевича Суворова в истории белоруской государственности.
В рамках предложенного нам «свядомымi беларусамi» теста и начнём. С биографии упомянутого нашими оппонентами американского бригадного генерала Тадеуша Костюшко. Только факты. Отец будущего «белорусского национального героя» - отставной капитан польской королевской артиллерии. На двенадцатом году отец отправил сына учиться в польскую столицу Варшаву. В кадетский корпус, в т.н. рыцарскую школу, только что основанную польским королём Станиславом Августом для приготовления молодых польских шляхтичей к военной службе. Откроем, не утаим «страшную тайну» - просто не мог юный Тадеуш Костюшко поехать учиться военному делу в белорусскую столицу Минск. Ибо никакой белорусской военной академии в то время не было. Потому как не было тогда и белорусской столицы, и никакой вообще «нашей» белорусской государственности, «ворагам» которой, в распаленном воображении некоторых писателей, является «карнік» (каратель) Суворов. Была Речь Посполитая. Польское королевство в Унии с Великим Княжеством Литовским. Кстати, правильное ее название: «Великое княжество Литовское, Русское и Жамойцкое». Но уж очень некоторым нашим историкам невыгодно упоминать, что в те далекие времена мы назывались русскими.
В 1696 г., постановлением сейма Речи Посполитой в официальном делопроизводстве этого государственного объединения был запрещен русский язык (он же ныне – т.н. «старобелорусский») и польский язык стал единственным государственным языком. И это при том, что язык и вероисповедание в те времена были единственными маркерами этнической принадлежности.
Знать же и духовенство на территории нынешней Беларуси к концу ХVIII века почти поголовно перешли в «польскую» веру, т.е. окатоличились и полонизировались. Они стали частью польской нации и противопоставили себя «хлопам», которым оставили униатство. В их руках оказалась и вся земля нашей нынешней Республики. Следует вспомнить, что униатами многие наши предки стали в результате страшного насилия и гонений со стороны таких, например, «душехватов» как Иосафат Кунцевич. Не случайно, доведенные до отчаяния православные, забили до смерти этого «душехвата», а тело его сбросили в Западную Двину. (Вместе с тем, хочу сказать, что у нас сегодня находятся такие «национально свядомые», которые приглашают жителей Беларуси в туристические поездки к могиле Иосафата Кунцевича, причисленного Ватиканом к лику святых).
К 1772 году на нынешних белорусских землях оставалась уже только одна православная епархия – Белорусская с центром в Могилеве. Древнейший православный Софийский собор в Полоцке стал униатским, не говоря уже о Жировичском монастыре. Даже святыня земли белорусской - Жировичская икона Божьей матери – также стала принадлежать униатам.
И еще один пример того, как наши предки на самом деле страдали в том «замечательном» государстве - Речи Посполитой Польской.
Последний Кобринский князь Иван Семенович в 1465 году построил в городе мужской православный монастырь во имя Святого Спаса. Увы. Просуществовал он недолго. После принятия Брестской Унии он был преобразован в униатский Базилианский монастырь. Верные православной религии, кобринчане на свои сбережения построили новый монастырь в деревне Лепесы, в 1 км от города. Как свидетельствуют архивные документы, в 1601 году униаты напали на православных, выходивших из монастырской церкви с освященными пасхальными куличами и яйцами. Они вырывали у православных из рук корзины, бросали их наземь и топтали ногами освященные дары. Такого рода событий в 17-18 вв. происходило много на нашей земле. Я это вспоминаю к тому, что некоторые наши историки стараются замалчивать об этом. И, как написал в одной из своих книг, присутствующий здесь кандидат исторических наук Л.М.Нестерчук, «можно просто о каких-то событиях не вспоминать, а на других, наоборот, сосредоточить внимание и вроде бы ничего не наврал, но уверил читателя в совершенно другой трактовке того или иного события». Так и действуют последние 20 лет наши «национально свядомые» историки. Подтверждением тому служит тот факт, что на сегодняшней конференции нет ни одного представителя Института Истории АН РБ. У них нет фактов, которыми можно доказать трагические последствия для Беларуси военных действий А.В.Суворова в XVIII столетии против Речи Посполитой Польской.
Уже к первому разделу Речи Посполитой, шляхетство было ассимилировано польской нацией полностью, а простой народ Белой Руси находился на грани ассимиляции.
В 1768 году, когда Барская конфедерация польской шляхты решила расторгнуть союз с Россией, по их заявлению, для защиты независимости Речи Посполитой, в государстве началась очередная гражданския война.
Брат Костюшко, Юзеф (какое белорусское имя!) воевал как раз на стороне повстанцев, выступавших против равноправия православных. И брат Юзефа – молодой перспективный польский офицер Тадеуш Костюшко - вовсе не считал себя никаким древнебелорусом. В числе отличившихся польских кадетов он был отправлен во Францию и там поступил в Версальскую военную академию в Париже. Получив во Франции военное образование, Костюшко провёл ещё некоторое время в Париже, а затем уехал искать счастья и чинов в Америку. «Белорус» Костюшко остался за границей не только для усовершенствования в науках, и не просто потому, что ему не нашлось места в польской королевской армии. Но, и, главным образом, от того тяжёлого впечатления, которое произвела на него трагическая смерть отца. Отставной польский капитан Костюшко, видимо, обходился со своими белорусскими «хлопами» слишком жестко. Они, хлопы, и убили отца будущего «национального героя» своих потомков. [2]
Нужно заметить, что ссыльный немощный старик Суворов, по его собственным воспоминаниям, совершенно спокойно гулял по своему кобринскому поместью без всякой охраны и никто из белорусских мещан или крестьян этого «карнiка» отчего-то не убил. [3]
Итак, вплоть до конца ХХ столетия никто не сомневался в том, что Суворов был и является российским, русским национальным героем, а вовсе не карателем, вроде украинских полицаев, которые сожгли белорусскую Хатынь 22 марта 1943 года.
Костюшко, традиционно и общепризнанно, считался именно польским, а не белорусским национальным героем. И даже коммунистический вождь Иосиф Сталин в этом нисколько не сомневался. Так, 6 мая 1943 года Государственный комитет обороны СССР издал постановление № 3294 «О формировании 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко». Возможно, причина именно в этом – коварный большевик Сталин похитил у белорусов имя национального героя, передав его полякам. Но не только большевик ХХ века Сталин, но и никто из современных Костюшко европейцев ХVIII века в польском его патриотизме не сомневался. Так, согласно мифу, рождённому журналистами "Южно-Прусской газеты" ("Südpreußische Zeitung« vom 25. Okt. 1794"), для европейского читателя, Костюшко, взятый в плен в бою с российскими войсками при Мацеёвицах 30 сентября 1794 г., будто бы сказал, отдавая свою саблю казакам: "Finis regni Poloniae" ("Конец королевству Польскому").[4]
Позднее, в своём письме к графу Ф. П. Сегюру от 31 октября 1803 г. сам Костюшко решительно опровергает это недоразумение, но вовсе не в той части, что он, дескать, произнёс при пленении что-нибудь вроде «Канец Беларусi!». Просто американский генерал потом, задним числом, объясняет, что при нескольких ранах не мог ничего связного говорить и помнить. Хотя, возможно, будущий «белорусский национальный герой» Костюшко просто бредил в беспамятстве, а университетски образованные русские казаки немецкому корреспонденту этот пафосный бред на латыни точно воспроизвели.
И можно ли нам вообще-то не верить всегда свободной и никем не ангажированной европейской прессе?
Но вернёмся в советские времена. Не являлось никогда никакой тайной, что родился Костюшко на территории современной Белоруссии, в Ивацевичском районе в усадьбе Меречевщина. Об этом открыто писали и в университетских учебниках истории, и в научных публикациях. [5]
Да, Костюшко родился на территории нынешней Беларуси. Но является ли этот общепризнанный факт достаточным основанием для объявления польско-американского генерала, владевшего только польским и французским языками, «белорусским национальным героем»?
Тогда почему Шмуэль Годер (Городецкий) – не наш национальный герой? Тоже, как и Костюшко, бригадный генерал, только Армии обороны Израиля (имя при рождении Самуил Давыдович Городецкий), (1917, Микашевичи, Мозырский уезд, Минская губерния - 1989). Обладатель наибольшего числа военных наград из всех израильских офицеров, участник, в составе Войска Польского, штурма Берлина. [6]
Но красный командир, затем польский офицер и, наконец, израильский генерал Самуил Городецкий никогда не воевал с русскими и не попадал в российский плен. Может быть, только потому и именно потому, некоторые «нацыянальна свядомые» писатели и поэты и не сделали из Шмуэля Годера, родившегося в Белоруссии, национального героя и образец свядомага белорусского патриотизма?! Следовало бы вспомнить тогда и Голду Мейер, и Самуэля Вейцмана – первого президента Израиля, также родившихся на территории нынешней Беларуси.
Что же касается полководца Александра Васильевича Суворова, то он, без всякого сомнения, был патриотом России и до мозга костей русским человеком. Тут спора нет.
Вот речь Суворова, записанная со слов Багратиона на военном совете в монастыре Святого Иосифа в швейцарских Альпах: «Мы окружены горами… окружены врагом сильным, возгордившимся победою… Со времени дела при Пруте, при Государе Императоре Петре Великом, русские войска никогда не были в таком гибелью грозящем положении… Нет, это уже не измена, а явное предательство… разумное, рассчитанное предательство нас, столько крови своей проливших за спасение Австрии. Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая - на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых… Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы - русские! С нами Бог!..»
Мешает ли нам – белорусам уважительное отношение к памяти этого сильного человека и великого полководца?
Белорусский классик поэт, публицист и литературовед Максим Богданович некогда написал так: «Мы, белорусы - третий народ русского корня». Эту идею русской исторической общности - братства русских, украинцев и белорусов, можно не любить и не принимать. Но родилась-то она не сегодня и не вчера. Эта идея жива в современных нам людях и имеет многовековую историю. И истоки её коренятся ещё в эпохе Киевской Руси.
Уже в начале XVII века осознание этой общности было достаточно чётко сформулировано автором «Русского летописца», вошедшего позднее в состав Густынской летописи: «Вестно есть всем, яко сии все… Москва, Белая Русь, Волынь, Подоля, Украина. Подгоря… единокровны и единорастаны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».[7]
На это объективно общее культурно-историческое наследие и наложилась затем объективно обусловленная длительным сосуществованием в составе Российской империи и Советского Союза государственная стандартизация в рамках единого правового и культурного пространства. Противники этого явления называют его русификацией. Но нравится оно, это явление, вам, или вам больше по вкусу прерванная при участии Суворова полонизация, но от исторически сложившейся реальности в измышленную не убежать. Для носителей общерусского исторического наследия, вполне очевидно, что если мы – русского корня, в определении Максима Богдановича, то и Суворов – тоже наш. Безусловно, наш!
Кто сомневается в существовании исторической преемственности, может поинтересоваться историей партизанского отряда имени Суворова бригады "Советская Беларусь" Брестского партизанского соединения: …”После многодневных боев у партизан закончились боеприпасы. По приказу командования они перешли на вторую линию обороны между деревнями Здитово и Спорово (деревни в Брестской обл. 1941-1944 гг.). Второй взвод третьей роты отряда имени А.В. Суворова, прикрывавший отход, 6 часов удерживал переправу. Лишь на седьмой день каратели смогли войти в Здитово и Спорово, но линию обороны штурмовать не осмелились. За период боев противник сумел лишь оттеснить партизан на подготовленный оборонительный рубеж, потеряв 260 солдат и офицеров убитыми и 318 ранеными.” [8]
Особо «свядомые» могут, конечно, и тут предположить, что за спинами белорусских партизан-суворовцев Великой Отечественной стояли сталинские заградотряды НКВД и под дулами пулемётов заставляли воевать с нацистами. Но проще будет согласиться с тем фактом, что в коллективном сознании большинства белорусов находит отражение некая историческая реальность. Реальность, где Суворов – не палач и захватчик, а великий русский полководец. Реальность, в которой, если бы не Суворов, не было бы никаких белорусов и Беларуси, а только Польша – “от можа до можа”. Её, эту реальность, достаточно убедительно обрисовал ни разу не “расеец”
(россиянин), а вполне «свядомы» белорусский культуролог и философ Акудович в своей книге "Код адсутнасці” : …”Інакш кажучы, яшчэ да таго, як на нашыя землі прыйшлі расейцы, мы ўжо былі грунтоўна скаланізаваныя палякамі…расейская экспансія якраз і вызваляла ВКЛ ды ліцвінаў-беларусцаў…з-пад польскай каланізаціі…” ("Код отсутствия": ... "Иначе говоря, еще до того, как на наши земли пришли русские, мы уже были основательно колонизированы поляками ... российская экспансия раз и освобождала ВКЛ и литвинов-белорусцев ... из-под польской колонизации ..."). [9]
Дело прошлое. Много чего за прошедшие века случилось. Польские патриоты перманентно воевали с Россией за идею Великой Польши. Москву брали. В Кремле сидели. Королевича Владислава царём Московским объявляли. Россия и русские выстояли. Суворов брал штурмом Варшаву. Затем поляки вместе с Наполеоном брали Москву. Затем бежали с ним через Березину. Кто успел. Большевики на обломках Российской империи учредили БССР. Современная Российская Федерация признала и признаёт государственный суверенитет Республики Беларусь.
Тот, кто все эти столетия кровавых войн и революций считает всё ещё недостаточным итогом, очевидно, хочет объявить существующую власть «ганебной» (позорной), Тадеуша Костюшко - нашим, белорусским героем, а Александра Васильевича Суворова – палачом белорусского народа. Это понятно. Только это - никак не раскрытие исторической правды. Это подготовка к гражданской войне.
Кладченко Нина Мефодиевна,
директор Кобринского военно-исторического музея
им. А.В. Суворова в 1978-2004 гг.
1.Урачыстасці з нагоды святкавання 264-й гадавіны з дня нараджэння Тадэвуша Касцюшкі. http||charter 97.org//be/news/2010/2/5/26093//.,
2.Карнович Е.П. Очерки и рассказы из старинного быта Польши. СПб. Типография Ф.С.Сущинского. 1873.
3.Жизнь Суворова им самим описанная, или собрание писем и сочинений его. Часть 1 и 11. С примеч. С.Глинки. Изд-во: тип. С.Селивановского.
4.(»Sudpreus1sche Ze1tung» vom 25. Okt.1794)
5.История Польши в 3-х тт. Под ред.В.Д.Королюка и др. М. Изд-во АН СССР. 1954.
6. http,/m1kascev1ch1.ru/gistori/1748-2015-04-16-06-03-39.html.
7.Полное собрание русских летописей.- СПб.2003. т.40. «Густынская летопись».
8.http/ yandex.net./ peramoga. Belta.by. vospominania. Партизанский отряд им.Суворова.
9.Акудовіч В. Код адсутнасці. Асновы беларускай ментальнасці. В.Акудовіч. Минск. Выд. И.В.Логвинаў.2007.