Авиаторы 1 мировой войны, погибшие и похороненные на территории Белоруссии

Автор: Андрей Каркотко

Рекордсмен по дальности полета и грузоподъемности русский бомбардировщик «Илья Муромец» И. И. СикорскогоПроект «Западная Русь» одной  из основных своих задач считает возвращение памяти о незаслуженно забытых героях России и Белой Руси. За годы советской власти наибольшему забвению подверглись наши предки, сражавшиеся в Первой мировой войне, которую на самом деле называли вовсе не Империалистической, а Великой Войной и Второй Отечественной.


Предлагаем статью Андрея Юрьевича Каркотко по результат его работы на должности историка 52-го отдельного специализированного поискового батальона ВС Республики Беларусь. В статье описывает только маленький эпизод результатов работы поискового батальона о захоронениях в Белоруссии летчиков Императорского военно-воздушного флота Вооружённых Сил Российской Империи, существовавшего в период 1910 по 1917 годов. Спасибо Андрею Юрьевичу, и надеемся увидеть его следующие очень важные для всех нас материалы.

Редакция ЗР

***

Могила летчика Констенчика Авенира МарковичаВ данной работе я расскажу о могилах авиаторов участников Первой мировой войны похороненных в различных местах на территории Республики Беларусь.

Православное кладбище в г. Столбцы (могила Констенчика Авенира Марковича).

В городе Столбы Минской области на православном кладбище находится могила,  внесенная в Свод памятников истории и культуры Белоруссии  принадлежит она  одному из первых авиаторов Констенчику Авениру Марковичу.

Констенчик Авенир Маркович родился 2 августа 1889 года в г. Гродно. Сын священника. В1908 году окончил 4 класса Литовской духовной семинарии затем Виленское военной училище в 1910 году, из которого выпущен подпоручиком  в 33-й пехотный Елецкий полк.

Констенчик Авенир МарковичВ 1913 году Констенчик был откомандирован в качестве наблюдателя в 11-й корпусной авиационный отряд под командованием П.Н. Нестерова, в составе которого участвовал в маневрах войск Киевского военного округа. В 1914 году окончил Военную авиационную школу в Гатчине и был назначен в Брест-Литовский крепостной авиационный отряд, но почти сразу же он был переведен в Эскадру воздушных кораблей. В 1915 году А.М. Констенчик – помощник командира воздушного корабля «Илья Муромец – V», в 1916 – командир корабля «Илья Муромец – X» .  Служил во 2-м боевом отряде Эскадры на Северном фронте. 13 апреля 1916 года экипаж А.М. Констенчика получил от штаба 12-й армии задание произвести разведку района Фридрихштадта, станции Даудзевас, линии железной дороги до станции Нейгут и разбомбить станцию Даудзевас, сильно защищенную зенитными батареями. Во время первого захода на цель на высоте 2400 метров осколками близко разорвавшихся зенитных снарядов был разбит фотоаппарат и ранен державший его артиллерийский офицер корабля поручик Шнеур. Несмотря на это, был сделан второй заход на цель, и Шнеур продолжил бомбометание. Во время этого захода осколком одной из трех разорвавшихся впереди аэроплана шрапнелей тяжело был ранен Констенчик. Падая с пилотского сиденья, он потянул за собой штурвал, вследствие чего корабль сперва круто пошел вверх, но, потеряв скорость и скользнув на крыло, начал стремительно падать.Илья Муромец №10 после налета на стан. Даудзевас Однако помощнику командира военному летчику В.Ф. Янковиусу удалось на высоте 1500 метров выровнять аэроплан и довести до своего аэродрома в Зегевольде, летя около 70 км с тремя подбитыми моторами. Первую помощь командиру корабля оказал механик Касаткин. Пулеметчик француз сержант Марсель Пля вылез на крыло и долгое время оставался там, ремонтирую поврежденные двигатели. При посадке, вследствие сильных повреждений корабля, отломилась правая половина поверхностей. В корабле насчитали 70 пробоин, он окончательно вышел из строя. Констенчик Авенир Маркович с офицерами ЭВКТяжело раненного Констенчика доставили в госпиталь. За этот полет Авенир Маркович был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, его помощник В.Ф. Янковиус Георгиевским оружием, а сержант Марсель Пля Георгиевским крестом 3-й степени. После выздоровления А.М.

Констенчик Авенир Маркович с орденом св. Георгия

Констенчик служил в наземной службе Эскадры воздушных кораблей. 
За свою службу Констенчик был награжден  орденами Св. Станислава 3-й ст., Св. Анны 3-й ст., мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Анны 3-й ст., Св. Станислава 2-й ст. с мечами, мечи и бант к имеющемуся ордену Св. Станислава 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. с мечами, Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Св. Георгия 4-й ст..

Во время Гражданской войны А.М. Констенчик служил в Добровольческой армии, затем в Вооруженных силах Юга России. Дослужился до чина полковника. После эвакуации из Крыма эмигрировал в Югославию, но вскоре возвратился в Россию и жил в г. Столбцы у своего брата – священника. Работал в церкви псаломщиком. Был репрессирован. Умер от сыпного тифа 29 декабря 1935 года.

 

 

Военное братское кладбище в г. Минск (Сторожевское).

Погоны подпрапорщика 4 авиационной роты, обнаружены при проведении поисковых работ в 2008 году в г. Минске на территории Минского братского кладбища.

Сейчас в городе Минске открыт мемориал посвященный воинам Российской императорской армии, погибшим и умершим в годы Первой мировой войны.  При реконструкции Минского военного братского кладбища военнослужащими 52 отдельного специализированного поискового батальона были обнаружены погоны. По шифровке мною было установлено, что они принадлежали подпрапорщику 4 авиационной роты.

По спискам захороненных на Минском военном братском кладбище (из Российского Государственного Военно-исторического архива) значится: Колесников Иван - кандидат на клас. должность. 4 авиационная рота.

Дата смерти или погребения 23 июля 1915 г. Умер во 2 госпитале Красного Креста Московского Александровского общества. Похоронен он был на 3 участке Минского братского кладбища.

На 4 (иноверческом) участке Минского братского кладбища похоронен старший унтер-офицер Эдмунд Фогт (могила не сохранилась). Убит при падении 2 ноября 1915 г. "Илья Муромец 3" командир Озерский Дмитрий Алексеевич вылетел на бомбардировку ст. Барановичи, близ г. дв. Волчковичи, в четырех верстах от м. Прилуки, вместе с подполковником Звегинцевым - офицером-наблюдателем от штаба 3-й армии и старшим унтер-офицером Фогтом - младшим механиком корабля. При определении причин аварии воздушного корабля "Илья Муромец - III" было установлено, "что рули направления с корабля были сняты до полета, вследствие чего при спуске корабля, когда внезапно остановились оба левые мотора, получившийся большой крен не удалось выправить. Корабль перешел на нос и упал на землю с высоты 200-250 метров".

 

«Илья Муромец-III» тип В №151 и его экипаж, Влодава июнь 1915 г.Подвиг "Муромца" №16.

Рано утром 25 сентября 1916 года с аэродрома у деревни Мясота, восточнее Молодечно, взлетели три воздушных корабля "Илья Муромец" и тринадцать самолетов "Моран-Парасоль" для их прикрытия. Над аэродромом отряд построился и его командир - штабс-капитан И. Башко, уроженец Витебской губернии - на корабле "Киевский" лег курсом на цель - штаб 89-й германской дивизии, аэродром и склады, расположенные южнее Сморгони в районе Боруны-Антоново.

На середине пути командиру доложили, что "Муромец" №16 поручика Д. Мокшеева разворачивается назад. У него не работал крайний правый двигатель. Всего их было четыре, они обеспечивали дальность полета 540 км, грузоподъемность до 500 кг бомб и скорость 135 км/час.

«Илья Муромец-XVI» и его экипажПри подлете к передовой немцы открыли по русским самолетам сильный артиллерийский заградительный огонь. Его не смог преодолеть экипаж "Муромца" №12, и самолет развернулся назад.

Остальная группа прорвалась через фронт, западнее Крево.

Сделали по два захода на цель. "Мораны" сбросили 78 бомб по автомобильному обозу, а все 15 пудовых бомб с "Киевского" попали в расположение штаба и артиллерийские склады, вызвав там сильный пожар. Когда отряд развернулся домой, в небе появились немецкие истребители.

В это время к цели стал приближаться корабль поручика Д. Мокшеева. Это был большой риск - бомбить в одиночку, но честь превыше всего. Корабль штабс-капитана И. Башко помочь не мог. Горючего было в обрез. Во время бомбометания с "Муромца" №16 в небе завязался воздушный бой. "Моран-Парасоль" № 770 рядового И. Янсона прикрывал свой бомбардировщик. Их атаковали два немецких "Альбатроса" и два "Фоккера".

И.И. Сикорский беседует с подпоручиком Д.Д. Макшеевым. Фото сделано под ПсковомУ "Моран-Парасоля" заел пулемёт и он вышел их боя, загорелся "Илья Муромец". Пулеметным огнем его экипаж срезал три атакующих немецких истребителя, но бомбардировщик завалился на крыло, раздался взрыв и он рассыпался в воздухе.

На земле среди обломков немцы обнаружили четыре обгоревших тела русских авиаторов. Их с воинскими почестями, "согласно сброшенной на следующий день неприятельским лётчиком записке", похоронили на кладбище в Борунах как "неизвестных храбрых воинов" (могила сохранилась). Все члены экипажа - поручики Д. Мокшеев, М. Рахмин, Ф. Гаибов (фото 13, 14, 15) и О. Карпов - были посмертно награждены "за неустрашимость и самоотверженность в неравном бою" орденами св. Георгия 4-й степени. (фото захоронения в Борунах 16-первоночальный вид, 17, 18-крест установленный поляками в 20 годы)

Это была единственная боевая потеря такого самолета в русской авиации за всю войну.

Подпоручик Гаибов Фаррух-Ага-Мамед Керим-Ага-оглы после окончания училищаГаибов Фаррух-Ага-Мамед Керим-Ага-оглы курсант Константиновского училищаГаибов Фаррух-Ага-Мамед Керим-Ага-оглы

Командир III-го отряда Эскадры Воздушных Кораблей штабс-капитан И. Башко за разгром складов и германского штаба получил орден св. Анны 4-й степени с надписью "За храбрость" и был произведен в капитаны. Авиаторы этого соединения стали одними из самых "награждаемых" в русской армии. "За воздушные разведки" герои погибшего "М-16-го": помощник командира поручик Митрофан Рахмин был удостоен трёх боевых орденов, офицер-наблюдатель поручик Олег Карпов - четырёх, артиллерийский офицер поручик Фаррух-Ага-Мамед-Гаибов - пяти, командир корабля поручик Дмитрий Мокшеев - пяти: Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 2-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Могила летчиков в Борунах. Первоначальный вид захороненияМогила летчиков в Борунах. Надпись на польском языкеМогила летчиков в Борунах. Надпись на польском языке

Авиаторы, похороненные в д. Лунин, Лунинецкого района Брестской области.

Во время Моей работы по поиску неучтенных воинских захоронений  первой мировой войны в Национальном историческом архиве Беларуси в Метрической книге Лунинской Борисо-Глебской церкви, Пинского уезда. – (Фонд 136, Опись 37, Дело 26) были обнаружены сведения а захоронении авиаторов 24-го корпусного авиационного отряда в д. Лунин. Нижние чины  Крюков и Лапоухов похоронены на сельском кладбище в д. Лунин. Офицеры 24-го корпусного авиационного отряда похоронены на погосте Лунинской Борисо-Глебской церкви. Из ответа на запрос из Российского военно-исторического архива выяснились следующиеданные на погибших офицеров.

Памятник погибшим летчикам у церкви в д. ЛунинПрево Николай Анисимович (Анатольевич ?) - 30 лет. Летчик-наблюдатель 24-го авиационного отряда, поручик 83-ей артиллерийской бригады. Убит в бою 14 мая 1917 года бомбой, сброшенной с немецкого самолета близ господского двора Лунин.

Богдановский Федор Иванович - 29 лет. Летчик-наблюдатель 24-го авиационного отряда, подпоручик 517-го пехотного Батумского полка. Погиб 1 августа 1917 в воздушном бою с немецким самолетом. Упал с аэроплана.

Ермилов Стефан Федорович - 23 года. Летчик-наблюдатель 24-го авиационного отряда. Военный летчик подпоручик 181-го пехотного Остроленского полка Ермилов награжден орденом св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (приказ войскам 2-й армии от 14.08.1917 №624). Погиб 1 августа 1917 в воздушном бою с немецким самолетом.

Желтиков Василий Васильев - 24 года. Летчик-наблюдатель 24-го авиационного отряда, поручик 27-й артиллерийской бригады. Разбился 7 июля 1917 года.

Совсем недавно у церкви был открыт памятник .

 

Другие авиаторы и воздухоплаватели, похороненные в Белоруссии.

В Национальном историческом архиве Беларуси имеются сведения на следующих авиаторов, похороненных в Белоруской земле.

Памятник погибшим в годы 1 мировой войны в д. Поповцы на сельском кладбищеОрлов Егор Тимофеевич – рядовой 10 воздухоплавательной роты. Умер 30 ноября (погребен 2 декабря) 1915 года. В д. Поповцы на сельском кладбище Вилейского района, Минской области. 25 лет. Крестьянин, уроженец Ковенской губернии, Вилкомирского уезда, Угипольской волости.

Синчук Федор - нижний чин 15 воздухоплавательной роты. Умер от ран  25(26) августа 1915 г. Погребен в д. Носилово (Молодеченского района) на приходском кладбище. 27 лет.

Бычков Андрей – рядовой 17 авиационного отряда. Скончался от дизентерии 6(7) августа 1915 года.  Похоронен в Лунинце на кладбище. Крестьянин Тверской губернии Калязинского уезда деревни Васальвой.

Кузьмин Александр Герасимович – рядовой 19 воздухоплавательной роты. Умер 10(12) сентября 1916 г. Погребен на Вилейском военном братском кладбище  (Территория современного кладбища по ул.1 Мая). 38 лет. Из крестьян Петроградской губернии Лужского уезда Кологородской волости д. Ропти.

Смирнов Ефим Дасифеевич - рядовой 19 воздухоплавательной роты. Умер (погребен) 23(24) сентября 1916 г на Вилейском военном братском кладбище  (Территория современного кладбища по ул.1 Мая). Умер в 396 полевом подвижном госпитале. Из Новгородской губернии Череповецкого уезда д. Крестино.

Штырев Дмитрий Николаевич - рядовой 22 авиационного отряда. Умер от дизентерии в 396 полевом подвижном госпитале 22(23) июля 1916 г. Погребен на Вилейском военном братском кладбище  (Территория современного кладбища по ул.1 Мая). 20 лет. Тамбовской губернии, Тиликовского уезда, Спокороменской волости.

"В книге Памяти Столинского района Республики Беларусь (на с.88) имеется следующую информацию. Васечка Яков Борисович. Родился в 1891 г. в д. Бережное. Умер 30.06.1953 г. Служил в эскадре воздушных кораблей. Награжден Васечка 3 георгиевскими крестами и рядом медалей."

 

Использован материал:

Материалы из Национального исторического архива Беларуси и Российского Государственного Военно-исторического архива

1. М. Хайрулин - Воздушный корабль "Илья Муромец". Серия Армада вып. 8. М., 1998. С. 56.

2. Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. – М.: АСТ. Мн. Харвест. 2005. – 224с.

3. Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник/Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с. илл.

4. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., "Русскiй мiръ", 2004. 928 c., илл.

5. Никольской С. На воздушном корабле. Из дневника войны 1914-1917 гг. М., 2001. С. 191.

6. Гусев М.Ю. В боях за гибнущее Отечество...//Военно-исторический архив №6, 2006. с 10-17.

7. Памяць: Гiсторiка – дакументальная хроника Стаубцоускага раёна. Мн. «Беларуская Энцыклапедыя» 2004. – 832с. О Костенчике на с.-225.

8. Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Книга 2-я. Минск, 1987. С. 232.

9. Лигута В. "Наша кровь у Сморгони" (Записки о забытой войне). Мн. Хурсик

Андрей Каркотко

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.