Доклад Олега Борисовича Неменского на конференции "Отечественные войны Святой Руси", посвященной 200-летнему юбилею Отечественной войне 1812 года. Конференция состоялась 22 июня 2012 года в Бресте.
Отечественная война 1812 года традиционно описывается как военный конфликт между Российской и Французской империями. И новым независимым государствам бывает трудно определить свой взгляд на эти конфликты, найти своё место в памяти о них.
В связи с юбилеем вопрос об отношении к войне 1812 года с новой силой встал перед обществом Белоруссии. Была ли эта война отечественной и для восточнославянских жителей ныне белорусских земель – вопрос не просто исторический, от ответа на него зависит и содержание формирующегося национального самосознания.
В первую очередь хотелось бы заметить, что в обеих русских Отечественных войнах одну из центральных ролей играл конфликт вокруг Польши. Вторая Мировая вообще нередко описывается на Западе как поначалу война Германии и СССР против Польши, а потом уже её последствия, связанные с тем, что две «Империи Зла» друг с другом поссорились и начали воевать уже между собой. Конечно, это ложь: советский солдат в 1939 году не ступал на польскую землю. То, что нашей стране пришлось заключить пакт Молотова-Риббентропа, было прямым следствием захвата Польшей Западной Руси незадолго до этого. Советский Союз лишь возвращал украинские и белорусские земли, которые были под польской оккупацией с 1920 г. Сейчас в Польше почти не вспоминают, что это именно Варшава начала военную кампанию на востоке после Первой Мировой войны. До этого Россия дважды признала польскую независимость и на неё не покушалась. И в конце войны польская политическая эмиграция инициировала Варшавское восстание так же с целью дальнейшего противостояния Советскому Союзу, с целью не допустить установления после войны этнографических границ Польши на востоке. Борьба поляков за власть над Западной Русью столетиями была причиной многочисленных войн и международных конфликтов.
Так, и первая наша Отечественная война, Война 1812 года, считалась её французскими инициаторами «Второй польской» (вслед за чуть более ранней Первой, оконченной Тильзитским договором 1807 г.). Тогда вообще была по-своему забавная ситуация: оба императора хотели восстановить единую Польшу (причём с её «Восточными кресами», то есть с Западной Русью), но под разным протекторатом. Ведь Александр предполагал восстановить Польшу с восточными границами по Двине, Березине и Днепру (план был определённо изложен в письме к князю А.Чарторыйскому от 31.01.1811). Причиной того, что этот план так и не был реализован – широкое возмущение русского общественного мнения, с патриотизмом которого императору-полонофилу пришлось считаться, а также открытая нелояльность польской шляхты царю, так ярко проявленная в наполеоновских войнах.
Поляки воевали вместе с Наполеоном ещё с 1797 года, когда было создано два легиона под командованием Яна Хенрика Домбровского. Этот генерал долго и верно служил Наполеону, воевал в России и в конце даже был тяжело ранен у Березины. Официальный гимн Республики Польша – «Мазурка Домбровского» – связан с его именем. Когда в 1807 году по инициативе Наполеона из земель, доставшихся по разделам Польши Пруссии, было создано Княжество (Великое герцогство) Варшавское, поляки поверили в возможность восстановления Польши в границах до разделов. Предполагалось восстановить Речь Посполитую в границах 1793 года, а при удаче – и 1772 года. К походу на Россию Княжество смогло выставить стотысячное войско, а общее количество поляков, вошедших тогда в Россию с наполеоновскими войсками, ещё большее. Росло их количество и за счёт шляхты оккупируемых территорий. Сейчас среди классического перечня русско-польских войн почему-то нет войны 1812 года, что можно признать недоразумением, ведь масштаб этой войны, наоборот, превосходил все предыдущие. Особой гордостью поляков по сей день является то, что польские войска якобы первыми вошли тогда в Москву. В июне 1812 г. было объявлено о восстановлении Королевства Польского и Великого княжества Литовского, после чего была формально возрождена уния Литвы с Польшей. На всей территории возрождаемого ВКЛ формировались органы польского шляхетского управления.
Название «Вторая Польская война» в историографии не прижилось, но тогда казалось вполне адекватным. Действительно, конфликт между Россией и Францией долго развивался именно как конфликт вокруг Польши. Это следует помнить: война 1812 года была в том числе и русско-польской войной, и для польского национального самосознания она имеет огромную роль. Польские военные этой кампании стали национальными героями. А победа России в этой войне была поистине общерусской. Из огромного польского войска в живых остался менее чем каждый четвёртый, а марионеточное Временное правительство восстанавливаемой Польши бежало с родных земель вместе с отступающими остатками союзных армий.
Проблема восстановления польской государственности в 1812 году была прямым следствием трёх разделов Польши. И тут нужно помнить о двух моментах. Во-первых, идеология участия России в разделах Польши была примерно той же, что и в операции сентября 1939 года: т.е. Россия возвращала себе Западнорусские земли и принципиально отказывалась от агрессии относительно собственно Польши, польского народа. На памятных медалях Екатерины Второй в честь разделов было написано «Отторженная возвратихъ», и изображён двуглавый орёл, соединяющий карты двух частей исторической Руси. То есть Россия возвращала земли, а не завоёвывала. К сожалению, этого не понимают в Польше, так как там в результате многосотлетней истории агрессии на восток просто исчезло чувство своей восточной этнической границы и иноэтничности т.н. Восточных кресов. Но границы Русской земли не забыл русский народ, не забыла Россия, и их помнит Белоруссия.
Это противостояние имеет очень большие исторические корни. Вообще, всю русскую историю (т.е. историю Руси – не только Восточной, а всей!) можно рассматривать через призму польской агрессии на русские земли и противостояния ему. Может, стоит начинать его с XI века, то есть с т.н. «болеславовых походов» и борьбой за червенские города, но полноценное его начало определённо состоялось в XIV веке, то есть с завоевания польским королём Казимиром Великим Галицкой Руси. Далее наступление Польши на Русь шло поступательно и успешно до XVII века. 4 ноября – официальный праздник в России, день нашей страны, имеет для нас огромное значение: это не просто начало поражения поляков в той конкретной военной кампании и их скорого отступления из Москвы. Это крайняя дата многовековой польской агрессии на Русь, самая дальняя географическая точка их завоеваний и подлинный перелом всей нашей истории. До этого поляки в основном наступали. После этого – после 1612 года – они в основном отступали, вплоть до ликвидации их государственности в конце XVIII века.
Почему конфликт Польши и Руси столь значителен, столь значим для обеих сторон? Наверное, дело в том, что русско-польский конфликт – это не просто противоречия между двумя соседними народами, но это конфликт цивилизаций. Устанавливая свой контроль над русскими землями, поляки стремились истребить местную культуру, местную цивилизацию, и насадить свою – западную, католическую. Это трагедия конфликта генетически близких, но всё же очень разных цивилизаций: Западной и Восточно-христианской.
Основной удар польской политики был направлен против основ нашей культуры – против Православия. И, кстати, здесь стоит вспомнить не только о церковной Унии и печальной истории её насаждения, которую для белорусских земель символизирует фигура католического святого и изувера Йосафата Кунцевича. Это и, например, история массового уничтожения поляками православных церквей, их варварского сноса, о чём часто забывают. Эта печальная политика велась не только в XVI – XVIII веках, но и в ХХ веке: напомню о кампании массового сноса православных церквей в межвоенной Польше, проводившейся при активной общественной инициативе и при поддержке центральных и местных властей. Кстати, украинский и белорусский национализмы в том их виде, в котором они предстают как жёстко антирусские, дерусификаторские идеологии, тоже являются плодом польской, и вообще западной агрессии на русские земли, ведь они сами себя мыслят в первую очередь как вестернизационные движения.
И именно в этом контексте становится особенно понятным уникально русский (общерусский) идейный концепт – «отечественных войн». Что такое отечественная война? Это война, в которой, во-первых, под угрозой оказывается существование всего Отечества, то есть на кону стоит вопрос выживания всего народа, и во-вторых, это те войны, в которых военные действия не ограничиваются войсковыми или армейскими сражениями – всеобщая опасность осознаётся народом и побуждает все слои населения, и особенно простое крестьянство, принять участие в боевых действиях, в сопротивлении. То, как откликнулся простой народ на события 1812 года, как он встал на защиту своего Отечества, не надеясь лишь на армию, произвело огромное впечатление на образованные слои русского общества, и они назвали войну Отечественной. Такой же была и Великая Отечественная война.
Ещё раз подчеркну: главный критерий здесь – это участие простого народа, широких народных масс. И если мы смотрим на события 1812 года на белорусских землях, то видим именно это. Да, высшие слои общества (поляки по вере и культуре), отчасти и мещанство (которое тоже было по большей части иноэтническим) приняли участие в войне, делом или просто сочувствием, скорее на польско-французской стороне. Но простой народ – восточнославянский, восточнохристианский – не был им союзником, и его движение стало частью отечественной войны всей Руси.
Чем на самом деле была для Белоруссии война 1812 года? Это была очередная попытка польского подчинения белорусских земель, после которой наверняка наступило бы их новое – и окончательное – окатоличивание и ополячивание. То есть тогда решался вопрос о судьбе Белоруссии, о самом её праве на существование – будет она наследницей древней православной культуры и народности, или же превратится в восточную окраину большой Польши. Таким образом, для Белоруссии эти события не были просто войной двух империй, Российской и Французской, а очередным нашествием поляков и судьбоносным ему противостоянием.
Чем на самом деле являются современные попытки отрицать отечественный характер этой войны для Белоруссии? На мой взгляд, это не что иное, как сознательная денационализация белорусов.
Что такое нация? Нация – это не данность (языка, территории, государства и т.д.). Нация – это выбор. Выбор, который делается каждым её членом. И национальная история – это история выбора. История, в противоречивых событиях которой народ выбирает свою сторону, свою субъектность. Например, не так уж и важно, сколько советских людей воевало во Вторую Мировую на стороне нацистов – важно, какая сторона в этом конфликте выбрана нацией. Украинские националисты в пылу полемики могут утверждать, что русских на той стороне воевало ещё больше, чем украинцев. Положим. Но мы, в отличие от них, в своей исторической памяти однозначно выбрали свою сторону в этом конфликте, и для нас – и в России, и в Белоруссии – это определённо. Это часть нашей национальной идентичности, это одна из основ нашего самосознания. И этот выбор делает нас теми, кем мы являемся.
А что же делают те, кто предлагает убрать наименование «отечественная» из истории той войны в Белоруссии? Предлагают выбрать другую сторону? Тоже нет, ведь это было бы абсурдно. Но они отрицают выбор какой-либо стороны, они лишают народ Белоруссии исторического самоопределения, то есть выбора, основанного на его православной и восточнославянской идентичности. Выбора, который для белорусов природен, так как в истории противостояния Руси и Польши естественная сторона Белоруссии – быть частью исторической Руси, то есть попросту быть собою. В результате они осуществляют его денационализацию, то есть делают из сознательной нации простое население, которое не знает своего места в истории, не делает своего выбора и воспринимает свою страну лишь как территорию конфликтов соседних народов. И за этой попыткой денационализации трудно не разглядеть также презрительный плевок в память тех многочисленных известных и безымянных героев, благодаря которым Белая Русь смогла выстоять в многовековой борьбе, сберечь свою веру и своё самосознание, то есть попросту сохраниться – как народ, как страна, а теперь и как государство.
Выступление по видеомосту "Москва-Брест"
на международной конференции «Отечественные войны Святой Руси»
(Москва-Брест, 22 июня 2012 г.)