«Мягкая политическая сила» в процессе смены крестьянской идентичности в годы НЭПа (по материалам Брянской и Гомельской губерний)

Автор: Татьяна Мищенко

304713.p

Юные безбожники. Художник: Самуил Адливанкин. 1930 г.

Проблема определения идентичности крупных социальных общностей наряду с изучением ее видов и процессов трансформации является достаточно невостребованной в отечественной исторической науке, особенно в ее региональном измерении. Тем более актуальным является обращение к изучению содержания крестьянской идентичности в пограничных регионах современных РФ и РБ в пост-имперский период, когда политическая власть определила, что традиционная имперская идентичность населения сломлена «революционным напором» и ощутила себя несомненным бенефицаром этого результата. Но тут же появилась другая проблема: поиск приемлемых качеств «нового человека», а также инструментов воздействия на крестьянство, как наиболее многочисленную категорию населения региона. Источниками данной работы послужили публикации губернского журнала «Коммунар», издававшегося в Брянске в 1920-е гг.,отчеты губернских и уездных органов власти и опубликованные воспоминания первых участников детских и молодежных политических организаций в 1920-е гг. в регионе исследования.

Стремление большевиков разрушив «старый мир», приняться за строительство нового приводило к формулированию целей социокультурных преобразований, поиску методов, каналов воздействия на крестьянство. Исследователи идентичности упоминают, что изменениями идентичности возможно управлять. Существуют «жесткий путь» - искоренение носителей идентичности, прямые культурные запреты (употребление языка, исповедание религии), политические гонения. Однако результаты таких грубых воздействий на общество трудно предсказать однозначно. Гонимые в глазах населения могут превратиться в жертв, лидеров сопротивления, выступят как объединяющие субъекты. Для применения «мягкой мощи» требуется более длительное время, однако воздействие более органично и действенно.

В 1920-егоды в политике большевиков преобладали методы политической пропаганды, привлечения на свою сторону крестьянской бедноты и получения политической лояльности от середняка в деревне. Таким образом, важное место в идентичности крестьянства должна была занять политическая составляющая. Агентов воздействия на крестьянство в начале 1920-х гг. большевики видели в советских низовых органах власти в деревне, культурно-просветительских учреждениях, местной интеллигенции.

Конструирование новой политической идентичности, социально-классовой и идеологической по своей природе, должно было заполнить собой определенный вакуум, возникший при разрушении традиционной крестьянской идентичности. Выделим ее составляющие: труд на земле, синкретичная вера в бога и царя, феномен локальности. В сознании крестьян имперский институциональный порядок не был закреплен, этническая принадлежность осознавалась на уровне местности, от проблем «большого общества» крестьяне были отстранены. Т.В. Спицына объединяет сумму идентичностей, присущих крестьянству рубежа веков, в конфессиональную идентичность: «…По нашему мнению, конфессиональная идентичность подразумевала для крестьянина не только специфическую веру в Бога (преимущественно в форме обрядоверия), но и веру в царя-батюшку, кроме того, по сути, была тождественна его сословной идентичности: быть православным для рядового крестьянина означает быть крестьянином» [10.C.37].

Отметим, что антирелигиозной пропагандой в период 1918-1920 гг., визуализированной агитационными плакатами, к врагам Советской власти относили офицера, капиталиста, священника и кулака (см. плакат Д. Моора «Кто против Советов»,1920г.). Характер отношений местной власти и церкви передает обращение Орловского центрального бюро по организации комитетов бедноты к рабочим и крестьянам-беднякам с разъяснением политики Советской власти, приведенное в коллективной монографии «История крестьянства Западного региона России 1917-1941»: «Правда ли, что Советская власть гонит православие? Конечно, нет. Советская власть говорит всякому: веруй, как хочешь, как ты думаешь и считаешь правильным. Но Советская власть не хочет содержать на общенародные деньги дармоедов-попов, блудников монахов, архиереев в драгоценных митрах, жирных монахов. Пусть живут, как все остальные, пусть им платят верующие, если хотят. А земли, дома, все неправильно нажитые богатства нужно у них отобрать и отдать всему трудовому народу на его нужды» [11.C.158]. Насколько крестьяне поддерживали гонения на церковь, говорят следующие факты: в передел земли в 1917г. крестьяне стремились вовлечь земли монастырей, церквей и архиерейских домов. В резолюции Новозыбковского уездного съезда крестьянских депутатов, состоявшегося 22 октября 1917г. «О передаче частновладельческих земель народу…» выдвигалось требование «немедленного перехода всех частновладельческих земель (пахотных, сенокосных и лесов, кабинетских, удельных, церковных, монастырских и казенных) земельными комитетам…»[11.C.153].Но крестьяне осуждали выдворение церкви из школы, о чем составляли наказы Луначарскому и жалели священников и клир, отправленных по призыву в тыловое ополчение и вспомогательные учреждения в связи с введением всеобщей воинской повинности. «…Нельзя нам без священника…разве мало они для нас делают? И венчают, и хоронят, и с крестом по приходу ходят!»[11.C.160].Обрядоверие было укоренено в крестьянской среде и, несомненно, служило основой идентичности, связывая восприятие себя в коллективе и на определенной локальной территории. Однако дальнейшее идеологическое наступление на религию, кампания по изъятию церковных ценностей 1922г., нарастание волны посадок и расстрелов религиозных деятелей к концу 1920-х гг., постоянные кампании в местной печати и советских культурных учреждениях заставило крестьян задуматься о последствиях высказывания поддержки священникам и церкви, подчеркивания своей религиозной принадлежности. Так действует «спираль умолчания», описанная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман: человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве и опасается возмездия или изоляции. Идентичность постоянно подтверждается интеракцией, но привычная связь: Бог, царь, место рождения и работы на земле оказалась разорванной, локальный крестьянский мир был разрушен. «Вакуум» крестьянской идентичности на протяжении послереволюционного десятилетия начал заполняться элементами политической идентичности.

Е.Б. Рашковский описал процесс смены элементов следующим образом: «Изменение идентичности наступает в результате увеличивающегося напряжения между старыми и вновь возникшими смыслами (что указывает на кризис идентичности). Идентичность формируется в процессе придания смысла реальности посредством установления или переустановления определенных ценностей. На первой стадии в результате исторических практик в обществе появляются новые смыслы, допускающие другое толкование прошлого и настоящего. На этой стадии вновь выявленные интерпретации оспариваются; они минимальны по своему влиянию на превосходящую силу главного дискурса. Однако на второй стадии вновь возникшие сигналы получают шанс увеличить свое влияние» [8.C.33].

Политические цели, формы и методы агитации можно проследить по итогам губернских совещаний большевиков. Так, в 1926г. в условиях НЭПа ставилась цель расширения партийного влияния на широкие рабоче-крестьянские массы, втягивание их в русло активного социалистического строительства, при этом «…выдвигается особая важность массовой агитации как одного из орудий политического руководства партии…»[4.C.17]. Планировалось улучшать разъяснительную работу, обеспечив политическую лояльность крестьянства и увязав ее с местными нуждами, сделать понятной для крестьян: «Массовая агитация должна быть направлена в сторону более широкого охвата крестьянских масс, более углубленного и своевременного ознакомления их с политикой и мероприятиями партии, особенно в отношении укрепления рабоче-крестьянского союза, с текущими задачами культурного и сельскохозяйственного строительства, с практическими задачами кооперации, благоустройства деревни и пр. Все это, конечно, освещая в связи с местными нуждами» [4.C.17]. Агитация должна была способствовать привлечению бедноты и середняка в работу новых политических институтов в деревне: ВИКа, сельсовета, кооператива, кресткома. «Важна популяризация советских законов и постановлений, направленных к борьбе с кулацкой кабалой, к защите интересов бедноты и батраков (при взимании налогов, землеустройства, получения кредитов, сдачи в аренду земли, найма рабочей силы…Должна быть поставлена разъяснительная воспитательная работа в вопросах деревенского быта (борьба за раскрепощение женщин, борьба с пьянством, хулиганством и пр.» Насколько успешно проводилась политическая агитация, может служить степень обсуждаемости крестьянами того или иного политического мероприятия в деревне: «К таким мероприятиям, получившим наибольший резонанс в крестьянском обществе, можно отнести налоги на крестьянское хозяйство, землеустройство, кооперацию. Довольно широко обсуждалось крестьянами социальные проблемы: расслоение крестьянства, положение крестьянина и рабочего в обществе» [6.C.136]. Часть политических мероприятий советской власти в деревне воспринимались с прежних крестьянских позиций: заботы власти о своих подданных, коллективизма, взаимопомощи. Это землеустроительная и кооперативная политика, деятельность крестьянских комитетов взаимопомощи. Налаживанию диалога между крестьянством и властью способствовали беспартийные крестьянские конференции в 1921-1927 гг. Предоставляя трибуну выражения общественного мнения различным слоям крестьянства, власть выявляла, определяла и стабилизировала настроения крестьянских масс. Проводились отдельные конференции для женщин, молодежи. Несомненно, что демократические тенденции прямого диалога между крестьянством и властью способствовали появлению политической лояльности и появлению политической идентичности, соотнесению себя со властью: «В своих выступлениях некоторые крестьяне напоминали слова Ленина: «Мы в долгу у крестьянства»» [5].

Сложнее обстояло с приобщением крестьян к политическому активизму в заданном партией русле: рост сознательности, культуры и активная управленческая деятельность в низовых партийных органах. Так, после партийной чистки и объявления «ленинского призыва» 1924г. появилась программа «выдвиженчества». Середняки и бедняки «по разнарядке» отправлялись на общественную работу. В Гомельской губернии к 1927г. было выдвинуто 90 крестьян. В Брянской 226 [6.C.118]. Во многих случаях обстановка и условия работы были неблагоприятны для выдвиженцев. «Дела и бумаги не подшиты, протоколы из уездов …валялись по столам и в шкафах…работа эта показала себя трудной, вследствие отсутствия работников, знакомых с делами» [3.Л.57]; формально выдвиженцы числились на высоких постах, а практически использовались на аппаратно-технической и всякой мелкой работе: «дают что-нибудь переписать, заставят после ухода специалистов сложить книги», «я проработал 15 месяцев и еще не справился с работой» [7].

Сложности в привлечении активистов к партийной учебе на селе обобщены в статье И. Сосина в журнале «Коммунар»: это недостаточное привлечение женщин, большое количество неграмотных, случайно подобранные люди и соответственно «текучка кадров», небольшой процент членов ВКП(б) в школах партактива [9.C.34]. Поиски приемлемых форм влияния на крестьянства привели большевиков к самому удачному, по нашему мнению, проекту – использовать для продвижения своих политических идей в деревню детей и молодежь. Замечательное объяснение этой идеи содержится в лекции Артема Кравченко «Создание нового советского человека» в рамках образовательного проекта «Arzamas»: ««Переделать природу» - задача не из легких. Поэтому люди, прожившие большую часть жизни в дореволюционное время, казались большевикам в целом гораздо менее перспективным материалом, чем дети и подростки. Перековать взрослого было гораздо труднее, чем иметь дело с детьми. Большинству пришедших к власти революционеров ребенок казался своеобразной tabularasa, куском глины, из которого при определенной сноровке можно было вылепить что угодно» [1]. Пионерское движение возникло в 1922г. и на протяжении 1920-х гг. происходило последовательное вытеснение различных форм детских организаций и самоуправления большевистскими детско-юношескими объединениями – комсомолом и пионерской организацией. Воспоминания пионеров, комсомольцев и участников «Синей блузы» их Брянско-Гомельского региона свидетельствуют о том, как формирование этих организаций было связано с их агитационной работой в деревне, причем очень удачной. Так, первые пионерские отряды возникли в конце 1922–первой половине 1923г. в Клинцах, Володарском поселке, Севском детдоме, Радице-Крыловке, Бежице. Ребята учились строить шалаши, разучивали песни, занимались спортом. В газете «Молодой пролетарий» были опубликованы «Обычаи юных пионеров»: «1. Пионеры не валяются в постели утром, а поднимаются сразу, как ванька-встанька. 2. Пионеры стелят постели своими, а не чужими руками.3. Пионеры моются тщательно, не забывают мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы- друзья желудка. 4. Пионеры точны и аккуратны и т.д.» [2.C.6]. Заметно влияние скаутского движения. Первые пионеры вспоминают о летнем лагере, военных играх, походах на местные фабрики вместе с комсомольцами. Почти сразу дети и молодежь включаются в агитацию на предприятиях и на селе. Пионеры несли новую социалистическую культуру: организовывали детские площадки, пионерские огороды, выполняли такие задания: «Утеплим хлева во дворах бедняков»; «починим в сельпо рваные мешки». Для подшефного деревенского отряда ребята сделали настольные игры. Пионеры объявили войну бутылкам и начали борьбу с пьянством среди взрослых. «У пионеров уйма дел. В школе уборщицы нет. Надо самим мыть и топить классы. Надо и винтовку,и пулемет изучить, и далеко метать гранату. А еще хочется показать крестьянам концерт. Если нет пьес, ребята сами их сочиняют, сами пишут песни. Идут из дома в дом и делают политсообщения. Да что политсообщения! Устраивают целые политбои. Для того, чтобы ответить на хитроумные вопросы богачей и кулаков, надо много знать. И они не боялись смелого вызова. Вслух читали газеты и ликовали, когда выигрывали бой. Здорово им помогал тогда вожатый, которого называли «партпапашей»» [2.C.6]. Пионеры- горожане, но они идут с новой культурой в деревню: «Каждому пионеру обучить одного неграмотного»! В 1925г. в селах Брянской губернии было уже 4504 пионера. Социальное происхождение было важно для вступления в организацию. По воспоминаниям И.Чернявского: «Ранней весной 1924г. в Гомеле были организованы первые губернские курсы пионерских работников, на которых учился я. После окончания курсов комсомол направил меня в Стародубский уезд для организации пионерских отрядов…В ряды пионеров принимали детей и подростков до 16 лет. При приеме учитывалось не только безупречное поведение, но и социальное происхождение вступающего. Детям торговцев, владельцев крупных мастерских, имеющих наемных рабочих, в приеме отказывали…Ребята свято выполняли пионерские законы, активно участвовали в сборах, не ходили в церковь, проводили с населением беседы о жизни страны…» [2.C.24].

Итак, рост влияния коммунистических идей на новое поколение сформировал еще один канал продвижения агитации большевиков из города в деревню, выступил проявлением «мягкой силы» трансформации традиционной идентичности,способствовал приобщению крестьянства к политической жизни в стране и ощущения себя частью государства.

Татьяна Александровна Мищенко
к.и.н., доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный университе
имени академика И.Г. Петровского»филиал БГУ в г. Новозыбкове

Текст доклада на Международной научной конференции
«Славянские идентичности и нациестроительство в XIX-XX в.в. ».

Опубликовано: Междунароный независимый журнал
социлаьных и гуманитарных исследований "Аспект" 2019 № 1-4 (9-12)

 

Литература:

  1. https: //arzamas. academy/ materials/1499.
  2. Внучата Ильича. Страницы из истории Брянской областной пионерской организации имени В.И. Ленина. Брянский рабочий. 1964.
  3. ГАБО. Ф.508. оп.1. ед.х.306.
  4. Гренун И. Текущие задачи агитации (К итогам губсовещания по агитпропработе)// Коммунар. 1926. №1-2.
  5. Известия Гомельского губернского комитета РКП(б). 1924. №72.
  6. Мищенко Т.А. Образ жизни крестьянства юго-западных губерний Центра России в 1921-1927 гг.: традиции и новации: Монография. Брянск. 2009.
  7. Полесский коммунар. 1927. №15-16.
  8. Рашковский Е.Б. Многозначный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн…// Идентичность как предмет политического анализа: сб. статей/ отв.ред. И.С. Семененко, Л.А. Фадеева. М.2011.
  9. Сосин И. О работе деревенской сети партвоспитания (некоторые итоги и перспективы)// Коммунар. Январь-февраль 1926г.
  10. СпицынаТ.В. Национальная идентичность в контексте социокультурного кризиса в России: Конец XIX – начало XX века. 24.00.01, кандидат философских наук. Белгород.2005.
  11. Филимонов В.Я., Журов Ю.В., Будаев Д.И. История крестьянства западного региона России 1917-1941. Калуга.2002.