Конфессиональные группы северных уездов Черниговской губернии и их влияние на экономику в конце XIX в.

Автор: Виктор Мищенко

novozyb

Характеристику данного региона начнем с анализа административно-территориального деления. Черниговская губерния на западе граничила с Киевской, Минской и Могилевской губерниями; на востоке с Курской и Орловской; на юге с Полтавской. Губерния была разделена на 15 уездов (Черниговский, Городненский, Новозыбковский, Суражский, Мглинский, Стародубский, Новгород-Северский, Сосницкий, Борзенский, Глуховский, Кролевецкий, Конотопский, Нежинский, Козелецкий, Остерский)[2.C.10-11]. Площадь Черниговской губернии, по данным подробного генерального и специального межевания, произведенного в 1858-1890 гг. по точным и окончательно утвержденным межам земельных владений, составляла 4752363 десятины или 45622,3 кв. версты [14.C.8]. В Черниговской губернии к концу XVIII века существовало  около 30 старообрядческих поселений на территории Новозыбковского, Стародубского Мглинского и Суражского уездов. Позднее 13 из слобод получили статус посадов, а Зыбкая, Клинцы - стали городами [11.Приложения]. Преимущественное расселение старообрядческих общин в четырех северных уездах Черниговской губернии, а также заметные естественно-географические отличия северной части губернии делают необходимым их особое изучение.

Земли северных уездов были малопригодны для занятия земледелием, изобиловали природными ископаемыми (болотная железная руда, кварцевый песок, глина). Удобное географическое положение, скудность почв способствовали развитию у населения ремесел, промыслов, торговли. Население губернии в серединеXIX в. составляло 1 392 374 человек, на каждого человека приходилось более трех десятин земли.

Конфессиональный состав северных уездов Черниговской губернии очень разнится, так наряду с православными проживали как старообрядцы так и евреи. Общее количество жителей Черниговской губернии на 1896 г. составило 2390016 человек, из них по вероисповеданиям:

Таблица 1

Конфессиональный состав Черниговской губернии в 1896 г.

Вероисповедания

Всего, человек

Православные

2194817

Единоверцы

5022

Раскольники

60446

Католики

3360

Лютеране

3682

Евреи

122484

Мусульмане и прочие

205

Евреи, старообрядцы в большинстве случаев числились мещанами, среди которых были и купцы и почетные граждане.

Данные Генерального штаба свидетельствовали, что к середине XIX в. на территории Черниговской губернии проживало 46 326 старообрядцев, из них: «принявших священников – 38 438, не принявших – 7 888 человек» [2.C.70].

Данные Черниговского Статистического комитета свидетельствуют не только о преобладании старообрядческого населения в северных уездах во второй половине XIX в., но красноречиво говорят о тенденции к их увеличению:

Таблица 2

Распределение старообрядцев по северным уездам Черниговской губернии (1860 г.)

Поселение

город Новозыбков

Новозыбковский уезд

город Стародуб

Стародубс кий уезд

Суражс кий уезд

Всего жителей

М.п.

3923

57000

6088

50947

58582

Ж.п.

3741

60431

6283

54064

60794

Раскольники

М.п.

3340

9029

257

7627

4554

Ж.п.

3354

9371

206

8416

5254

Исходя из данных таблицы подсчитываем, что число раскольников проживающих в северных уездах Черниговщины составляло 51408 человек, из них: в г. Новозыбкове 87% населения составляли старообрядцы, в Новозыбковском уезде – 15,7%, г. Стародубе – 3,7%, Стародубском уезде – 15%, Суражском уезде – 8%. Меньшее число проживающих в уездах было обусловлено тем, что старообрядцы смешивались с местным населением.

По данным на первое января 1912 г. в Черниговской губернии проживало уже 72 716 старообрядцев разных толков [16.C.518]. Посады Добрянка, Злынка, Святская находились под влиянием Ветковских слобод, а посады Чуровичи, Еленки, Климово и г. Новозыбков – под влиянием посадов Воронок и Лужки. Посад Клинцы и слобода Ардонь находились под влиянием и тех и других, но подчинялись Московскому Рогожскому кладбищу.

Статистические данные второй половины XIX в. показывают увеличение доли еврейского населения в Черниговской губернии.

Таблица 3

Еврейское население Черниговской губернии во второй половине XIX в.

Год

Количество проживающих евреев в Черниговской губернии

1846 г.

21 725

1859 г.

36 539

1862 г.

35 624

1872 г.

58 460

1880 г.

81 475

1894 г.

119 890

1896 г.

122 484

Данные не могут быть признаны точными, так как неизвестна методика сбора информации. В одном случае может быть число приписанных евреев к губернии, в другом – число евреев, действительно проживающих, не принимая во внимание места прописки. Тем не менее, статистические данные указывают общую тенденцию увеличения еврейского населения в губернии. За период с 1846 по 1896 гг. еврейское население выросло в пять раз. Столь быстрое увеличение численности вызвано не столько естественным приростом, а сколько иммиграцией вследствие благоприятных условий в губернии для деятельности евреев во второй половине XIX в.

В 1864 г. евреев в Черниговской губернии было 36 539 человек, из них в уездах проживало 8 568 человек, остальные проживали в городах. По сведениям Статистического комитета Черниговской губернии за 1880 г. количество еврейского населения губернии уже составило 81 475 человек; 44 784 проживало в городах губернии, а 36 691 проживало в уездах (местечках, селах и деревнях).

Таким образом видно, что среди всего конфессионального многообразия особенно выделялись старообрядцы и евреи, которые несмотря на свою малочисленность, по сравнению с православным населением Черниговской губернии, играли существенную роль в экономической жизни в конце XIX в. М. Вебер объясняя экономический успех религиозных меньшинств, писал, что, как правило, в хозяйственном отношении они оказываются более активными, чем большинство населения – «именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности, - концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе»[1.C.64].

Основные занятия еврейского населения Черниговской губернии во второй половине XIX в. были: содержание шинков (2386 – существующие на законных основаниях и 1389 – беспатентных), торговля (23% всех евреев), ремесло (13% всех евреев). Земледелием занималось всего 1% всех евреев [18.C.34]. Мглинский и Суражский предводитель дворянства констатировал, в частности: «В Мглинском уезде имеется только 40 шинков с патентами, а в каждом селении 5-6 еврейских домов, торгующих вином. В п. Клинцы десять лет назад было 80 шинков, а ныне 23 с патентами и более 50 беспатентных» [18.C.9]. Причем преследование беспатентной торговли казенным вином не приносило особых дивидендов для официальных властей: «… суд накладывает штраф, то взыскать его всегда бывает невозможно: хозяин заведения оказывается несостоятельным, а имущество – принадлежащим жене, зятю и т.п.»[18.C.28].

Содержание шинков (как патентных, так и беспатентных) было очень выгодно евреям: это давало экономические рычаги влияния на крестьянство. Раздача казенного вина в счет будущего урожая приводило к тому, что должники-крестьяне были вынуждены продавать хлеб по ценам, которые назначали шинкари. Шинкари зачастую являлись торговыми агентами купцов-единоверцев, занимающихся хлебной торговлей. Местечко Почеп Черниговской губернии являлось центром хлебной торговли: «Десятки тысяч народа приезжают в Почеп за хлебом; сюда стекаются для разных дел народонаселение Орловской, Черниговской, Смоленской и даже Витебской губернии».

Кроме прибыльной хлебной торговли, купцы-иудеи занимались торговлей пенькой и табаком.

Самым значимым товаром для торговли северных уездов Черниговской губернии в конце XIX в. (1888-1894 гг.) оставалась пенька, составляющая более 12% всех отправляемых товаров (640 тыс. пудов в год) [См.:7,14,15]. Главными пунктами отправки пенки по железной дороги в северных уездах Черниговской губернии значились Почеп, Новозыбков, Унеча. Причем Унеча отправляла больше всего, так как она являлась ключевым пунктом отправки и для Стародуба. Торговлей пенькой традиционно занималось старообрядческое купечество, но в конце XIX в. их потеснили купцы-иудеи, которые служили первоначально для них в качестве агентов-подрядчиков.

Торговля табаком стала привлекательной для купцов-иудеев только с развитием железнодорожного сообщения с балтийскими портами. Железнодорожное сообщение значительно упростило торговую операцию, ускорило оборот торгового капитала и стало привлекательным для еврейского купечества.

Еще одним привлекательной сферой торговли для еврейского купечества в конце XIX в. стала торговля лесом. Официальные власти отмечали: «В Новозыбковском уезде русские составляли 1/3 контингента лесных торговцев. В Суражском уезде главным потребителем строевого и дровянного леса – п. Клинцы со своими суконными фабриками… Но с недавнего времени, 3-4 года назад, многие евреи сделались собственниками лесных дач или съемщиками их на сруб» [15.C.51].

К концу XIX века вся мелкая торговля оказалась в руках иудеев. Путешественник XIX в. так описывает свое знакомство с еврейскими торговцами: «… Удивительно, что с купцами-евреями не могут соперничать никакие другие торговцы; где они поселятся, не будет ни русского, ни малороссиянина, ни поляка, ни немца. Сначала они с убытком для себя сбывают товар, а потом, вытеснив соперников, возмещают убыли. Обращение денег среди евреев чрезвычайно быстро; получив деньги за товар, они тотчас покупают другой» [5.C.172].

Также следует не забывать, что, по данным Черниговского губернского комитета, 50% городских и 25% сельских евреев занимались факторством, комиссионерством, промышленными арендами и «такою неопределенной торгово-промышленной деятельностью, неприурочиваемою ни к известному месту, ни к известному роду занятий, которая составляет характеристическую особенность весьма подвижного еврейского населения» [14.C.34].

Среди жителей северных уездов Черниговской губернии были развиты кустарные и отхожие промыслы: строительные работы (каменщики, плотники, штукатуры, печники, кровельщики, стекольщики), скупка пряжи и щетины, коробейники. «Ежегодно большими артелями, с ранней весны они отправляются на заработки. Зимой занимаются извозом… Зимой по домам делают телеги и сани, которые можно видеть на всех базарах городов Черниговской и Могилевской губернии, они возят их даже в Варшаву и получают хорошие барыши» [2.C.65]. На север шли только в Москву, в основной своей массе на юг, в Киевскую, Гродненскую, Ковельскую, Таврическую губернии, Польшу. В 1897 г. из 173 125 жителей Новозыбковского уезда уходило 22 113 человек, что составляло примерно 13% от всего населения уезда [4.С.62]. В северных уездах Черниговской губернии среди старообрядцев было развито изготовление горшков из глины (Семеновка), кирпича (Новозыбков, Климов), делали телеги и сани (Новозыбков, Злынка, Климов, Воронок, Чуровичи), тачали сапоги (Климов, Семеновка, Шеломы). Своей масштабностью поражало и пчеловодство. Местными староверами был разработан специальный метод ухода за пчёлами, который православное население называло «раскольническим методом». В 1861 г. в посадах насчитывалось 18 тысяч пчелиных семейств, в том числе в Чуровичах – восемь тысяч, Воронке – полторы тысячи, Святске – 900 семейств, Млынке – 800 семейств, Митьковке – 750 семейств, Лужках – 750 семейств, Шеломах – 600 семейств и Злынке – 250 семейств [17].

С одной стороны это было обусловлено спросом на дешевые кустарные изделия, из-за неприхотливости домашней обстановки и простых орудий труда. С другой - неплодородностью почв, отсутствием в старообрядческих поселений крепостных форм зависимости, также наличие сырьевых ресурсов, разветвленных речных путей (реки Ипуть, Беседь, Сож, Днепр), близостью границ, удобным географически положением. Все кустарные промыслы были давнего происхождения – конца XVIII - начала XIX вв. и передавались по наследству от отца к сыну.

Самым крупным промышленным центром северных уездов Черниговской губернии во второй половине XIX в. являлся посад Клинцы Суражского уезда. В 1860 г. в Клинцах действовала 13 суконных фабрик. На фабриках использовалась русская, немецкая и бельгийская техника, при них же возникало и сопутствующее производство – кузница, мельница, маслобойня, механическая мастерская, мыловарня, свечной завод. К 1897 году в Клинцах находилось 20,5% установленной мощности механических двигателей всей губернии. В посаде Клинцы работали 23,7% фабричных рабочих Черниговской губернии (остальные производства региона были представлены железнодорожными мастерскими да сезонными сахарными заводиками) [13].

В 1861-1862 гг. в Ардони было объявлено 25 купеческих капиталов, в Воронке – 296, причём все они были старообрядческими, в Добрянке – 31 (все старообрядческие), в Елионке – 153 (все старообрядческие), в Злынке – 8 (все старообрядческие), в Климове – 347, в Клинцах – 365, в Лужках – 278, в Митьковке – 84, в Млынке – 39, в Свяцке – 57, в Шеломах – 158, в Чуровичах – 100, в Радуле – 166 [17].

Новозыбков стоит признать крупным торговым центром севера Черниговщины. Основными занятиями купечества Новозыбкова и Новозыбковского уезда в первой половине XIX в. была торговля хлебом, пенькою, рогатым скотом, салом, постным маслом, сальными свечами. В 1837 г. торговые обороты купцов 2-й гильдии А. Действительного, И. Шведова, А. Волкова составили по 80000 руб., купца 3-й гильдии Г. Кондратьева - 50000 руб.В 1865 г. число жителей Новозыбкова достигло 11505 человек (5694 муж и 5811 жен.), в том числе дворян- 378, купцов- 847, мещан -9228, крестьян - 647, иных сословий - 405. В 1895 г. в городе проживало 14936 человек (7321 муж. и 7615 жен.) [12.C.8].

В конце XIX в. среди купечества Новозыбкова выделялись два купца первой гильдии: Федор Игнатович Осипов и Иван Львович Шведов, выходцы из старообрядческой среды. Купцы второй и третьей гильдии занимались продажей продуктов (Быховцов Никон, Волков Петр Осипович, Кондратьев Зиновий Иванович, Кондратьев Василий Иванович), мяса (Мосягин Дмитрий, Панин Илья, Абросимов Павел), муки (Черняк Берка), церковного оборудования (Белугин Николай Георгиевич), купеческие семьи Волковых, Осиповых и Шведовых владели рядом спичечных фабрик [10.C.3]. В 1908 г. купцы Волковы и Осиповы создали крупнейшую в России спичечную монополию «Российское Общество Спичечной Торговли», контролировавшее производство и сбыт спичек на территории Российской империи, за исключением Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Купцы Новозыбкова организовали постоянную магазинную торговлю, но продолжали пользоваться и традиционной ярмарочной: «Лавок в слободе с красными и мелочными товарами – 3, пряничных -19, с солью и разными съестными припасами -24, амбаров для ссылки хлеба -16, мясницких 11, а всего 75. Торгов в сей слободе бывает два в неделю: в понедельник и пятницу, а ярмарок в год четыре: 23 апреля, 20 июня, 26 сентября и 21 ноября. При этом торговля здесь шла хлебом, сукном, сеном, дровами, железом, пенькой, рыбой, красной рыбой, кожами, овчинами, веревками, мыло»[3.C.42].

Сумма торгового оборота города Новозыбкова в 1910 году составила 14 миллионов рублей, что являлась самой высокой во всей Черниговской губернии [8.C.24].

В Стародубском уезде действовали пенькотрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с числом рабочих до 300 человек, щетинная фабрика клинцовского купца Гусева. В посаде Воронок проживало 15 крупных купцов [См.9]. 

Одним из доступных видов торговых обменов оставалась ярмарки. Во второй половине XVIII в. в Черниговской губернии ярмарок было 111 в 44 селениях, то в 1861 г. их насчитывалось 195 в 78 населенных пунктах, а в 1898 г. – 549 в 193 селениях[15.C.241]. По северным уездам это выглядело следующим образом.

Таблица 4

Ярмарки северных уездов Черниговской губернии

во второй половине XIX в. [15.C.241]

Уезды

Селений с ярмарками

Число ярмарок

Во второй половине XVIII в.

1861 г.

1898 г.

Во второй половине XVIII в.

1861 г.

1898 г.

Суражский

---

8

21

---

16

46

Мглинский

2

3

18

7

8

34

Стародубский

2

3

9

5

12

30

Новозыбковский

2

5

17

6

16

69

Всего по губернии

44

78

193

111

195

549

Таким образом, на долю северных уездов Черниговской губернии во многом благодаря экономической активности старообрядцев и евреев число ярмарок приходилось во второй половине XVIII в. 16%, в 1861 г. эта доля равнялась 26,6%, а к 1898 г. составила 32%.

Исходя из анализа материала мы видим, что к концуXIX в. выделяются в торгово-промышленном отношении северные уезды Черниговской губернии. С открытием Полесской железной дороги их влияние только растет.

Статистические данные Черниговской губернии свидетельствует о росте старообрядчества и еврейского населения, что указывает на усиление влияния данных конфессиональных групп на экономику региона. Выбор рода занятий представителями данной конфессиональной группы зачастую был сопряжен с выгодами, исходящими из специфики региона: железная дорога, связавшая Черниговскую губернию с Польшей, Прибалтикой, Москвой; непопулярность среди местных дворян и старообрядческого купечества торговли табаком и спиртным. Основными занятиями еврейского населения губернии стали содержание шинков, торговля, факторство, промышленная аренда. В сфере торговли еврейское купечество Черниговской губернии к концу XIX в. составило конкуренцию старообрядческому купечеству в деле торговли хлебом, пенькой, лесом.

Мищенко Виктор Васильевич
к.и.н., доцент, филиал БГУ в г. Новозыбков.

Текст доклада на Международной научной конференции
«Славянские идентичности и нациестроительство в XIX-XX в.в. ».

Опубликовано: Междунароный независимый журнал
социлаьных и гуманитарных исследований "Аспект" 2019 № 1-4 (9-12)

 

Литература:

  1. Вебер М. Протестантская этика и "дух капитализма"// Вебер М. Избранные произведения. С.64.
  2. Военно-статистическое обозрение Российской империи департамент Генерального штаба. Т.XII. Ч. II. Черниговская губерния. СПб., 1851.
  3. Вольный А. Глазами старожила: Заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие. Новозыбков, 1996.
  4. Еременко П. Новозыбковский уезд. Пособие по краеведению для школ, изб-читален, кружков, самообразования и других. Новозыбков.1925.
  5. Жданов М. Путевые заметки по России. СПб. 1853.
  6. Записки Черниговского Статистического Комитета. Кн.1. Чернигов. 1866.
  7. Клаус А.А. Опыт исследования подъездных путей к станциям железных дорог, пристаням рек и внутренних рынков в пределах Черниговской губернии. Чернигов, 1893.
  8. Колосов Ю. Кеслер И. Горбков А. Новозыбков. Историко-экономический очерк. Тула, 1970.
  9. Кочергина М.В. Старообрядчество юго-запада России (1761-1860 гг.): хозяйство, расселение культура: диссертация ... кандидата исторических наук. Брянск, 2003.
  10. Личный архив Кублицкого А.Г. Купечество Новозыбкова. Л.3.
  11. Мельников П.И. Исторические очерки поповщины. М., 1864.
  12. Местная повестка дня на 21 век для города Новозыбков Брянской области РФ.   Экологически ориентированная стратегия социально-экономического развития города. Новозыбков, 2003.
  13. Петров Б.М. Клинцовский промышленный узел – уникальное создание гения русских старообрядцев// URL: http://www.klintsy.ru.
  14. Русов А.А. Описание Черниговской губернии. Т. I, Чернигов, 1898.
  15. Русов А.А. Описание Черниговской губернии. Т. II. Чернигов, 1899.
  16. Скворцов В., Малоархангельский М. Миссионерский посох, т. I. СПб., 1912.
  17. Таранец С. Русские старообрядцы на территории Украины: заселение, история и современное состояние//Зори. 2006. №7.
  18. Труды Черниговской комиссии по еврейскому вопросу. Чернигов. 1881.