
Начинаем публикацию брошюры священника Льва Савицкого «Православное кладбище гор. Вильно. К столетию кладбищенской церкви св. Евфросинии 1838-1938 гг.», изданной в 1938 году в Вильно к столетию Ефрасиньевского православного кладбища. Ранее была размещена вступительная статья Александра Бендина. Брошюра публикуется в трех частях в современной орфографии, но с сохранением имен на памятниках в оригинальном написании. Также будет приложена фотокопия всей брошюры в формате PDF.
Представляя вниманию читателей брошюру священника Льва Савицкого «Православное кладбище гор. Вильно. К столетию кладбищенской церкви св. Евфросинии 1838-1938 гг.», редакция сайта «Западная Русь» открывает тем самым одну из памятных страниц истории православной Виленщины. Хотелось бы обратить внимание наших читателей на захоронения тех людей, труды которых являлись интеллектуальной движущей силой для развития западнорусской научной и общественной мысли во второй половине XIX - начале XX в.
Когда и как появились протестантские секты в Белоруссии, с точностью, документально определить крайне сложно. Однако большинство исследователей конфессиональной истории белорусского народа считают, что это событие приходится на вторую половину ХІХ века. Именно в данное время происходит проникновение сектантских вероучений (баптизма и евангельского христианства) в Белоруссию из других частей Российской империи, преимущественно из прибалтийских и украинских губерний.


Киев и поныне есть главное место Русской Святыни, и для целой России не утратил того Церковного величия, которое составило первую основу всего величия Русского, из которого разлилась, которым спаслась и утвердилась народная самобытность Руси Православной. Источник нашей древней жизни, Киев есть и главное место живейших об ней воспоминаний, главный хранитель нашего прошедшего.
Михаил Александрович Максимович был одним из русских учёных и общественных деятелей, противостоявших польской пропаганде и разоблачавших в своих трудах её измышления. Одна из таких русофобских выдумок польских идеологов XIX в., после 1917 г. внедрённая в массовое сознание их коммунистическими коллегами, - что будто бы название «Малороссия» было присвоено Южной Руси Москвой после 1654 г.
Cреди исторических источников, посвященных теме польского восстания 1863-64 г.г. крайне интересен документ - фрагмент книги германского канцлера Отто фон Бисмарка "Мысли и воспоминания"(т. 1, гл. 15) - "Конвенция Альвенслебена". Судя по тексту воспоминаний, Отто фон Бисмарк всерьез заинтересовался польским вопросом в период своего пребывания на посту прусского посланника в С.-Петербурге в 1859-1862 годах.
Когда заходит разговор о разделах первой Речи Посполитой, случившихся в конце восемнадцатого века, то почти каждый обыватель в современной Польше скажет, что это исключительно российских рук дело. А уж политик тем более. Да и в Беларуси, даже в России, тоже многие так считают. Правда, историки в той же Польше, притом такие авторитетные, как Павел Ясеница, Валериан Калинка, Александр Бохеньский, все-таки подчеркивали, что идея разделов возникла не в Санкт-Петербурге, который тогда был столицей Российской Империи.
До сих пор наше общество разделяется на тех, кто считает Октябрь и 70 лет советской власти великим достижением, приводя в пример успехи в науке, промышленности, победу в Великой Отечественной войне, и на тех, кто называет революцию величайшей трагедией, без которой прогресс проходил бы без надрыва, победа далась бы меньшей кровью и без полного истощения сил. Бесполезно в спорах приводить доводы, подкрепляя их цифрами и фактами - еще не прошло достаточно времени чтобы судить беспристрастно. Есть итоги революции и правления большевиков – на просторах Большой России от Карпат до Тихого океана уже нет единого сильного государства.