Северная война в белорусской историографии 1993 – 2008 гг

 «Сражение при Лесной»Жан-Марк Наттье, 1717Северная война в современной белорусской историографии не очень популярна.  Это совершенно естественно, поскольку Северная война не являлась «белорусской», т.е. белорусы не повлияли ни на ход самой войны, ни на протекание какой-либо битвы. Отсутствие интереса к Северной войне может быть связано и с тем, что боевые действия периода войны бросают тень на боеспособность польской армии, которую, в некоторой степени, не стараясь называть польской, современные белорусские интеллектуалы, озабоченные поиском белорусского прошлого, считают «своей».

«Российская» лексика книги «АДЕЛФОТИС». Львов. 1591 г.

 «АДЕЛФОТИС. Грамматика доброглаголиваго еллинославенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанию многоименитому Российскому роду.»- таково полное название этого старопечатного издания.

Пастырь добрый, строгий и милосердный

 

 В будущем 2017 году православная Белая Русь будет  отмечать знаменательную дату – 300 лет со дня рождения архиепископа Могилевского и Белорусского Георгия (Конисского), в течение сорока лет  возглавлявшего единственную в XVIII веке православную кафедру на белорусско-украинских землях Речи Посполитой. Его вклад в духовное наследие  этих земель столь велик, что кажется тщетной  попытка приблизиться к его осмыслению.

 

Пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур».

 

27 февраля 2016 года в Центре евразийских исследований при Минском филиале РГСУ  прошло пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур»  с прямой видеотрансляцией ее на сайте «Западная Русь».

Крестьянская реформа в белорусских губерниях в воспоминаниях мировых посредников

 

Институт мировых посредников – временное, в какой-то степени чрезвычайное административное учреждение, основной функциональной обязанностью которого являлась реализация аграрной реформы. Именно это учреждение занималось реализацией крестьянской реформы в Российской империи.

Практика применения российского указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости в Холмской Руси.

После воссоединения в 1875 г. греко-униатов  Холмской Руси с Православной церковью, церковные и светские власти столкнулись с массовым протестом «упорствующих» униатов. Обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев во всеподданнейшем  отчете за 1898 г. отмечал, что: «Со времени воссоединения, многие из бывших греко-униатов Холмско-Варшавской епархии, проживающих преимущественно в приходах, пограничных со сплошным католическим населением, стали заявлять о своем нежелании оставаться православными, отказывались ходить в православные храмы и исполнять духовные требы у православных священников”.

Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Христианская вера и народная культура.

Мозаика в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия)Проповедь Евангелия обращена ко всем народам и преодолевает любые этнические границы. В первое время после появления христианской Церкви ее трактовали как новую иудейскую секту или, точнее по современной религиоведческой терминологии, как культ Иисуса Христа. Однако ограничения, характерные для иудейской религии, — обрезание, омовения, пищевые запреты — были отменены в христианской Церкви. Новое общество возвестило о «новом Израиле».

Монография Тиводара Бачинского «Русско-русинские отношения в середине XIX в.» в свете национально-культурной жизни в Подкарпатской Руси периода венгерского господства (1939–1944 гг.)


После поэтапной инкорпорации Подкарпатской Руси в состав Венгрии (ноябрь 1938 г., март 1939 г.) национально-культурный ландшафт региона изменился кардинальным образом. Поддержку венгерских властей получили те силы, которые считали местное население края – русинов – отдельным славянским народом, а не частью русских или украинцев. Культурное развитие и социально-экономическое благополучие этого народа, по мнению идеологов «угро-русинизма», было возможно исключительно в рамках венгерской государственности.

Запад и история Руси: пропаганда вместо науки

 

На пересечении науки и пропаганды, продуцируют миф об отсутствии естественных исторических связей между Западной Русью и Русью Державной, как называли Россию западнорусские жители, и совместную историческую жизнь этих образований объясняют пресловутым российским империализмом, а не фактами исторического и былого государственного единства этих регионов.

Некоторые аспекты развития литературы современного Закарпатья.

 

Хотелось бы подчеркнуть, что в Закарпатье существуют исторические и современные политические и этнографические реалии, препятствующие свободному и естественному применению слова-определения «Карпатская Русь». И эти реалии в полной мере отражаются в местной литературе и окололитературной жизни.

«Спаленные хаты и сожженные деревья…» Карпатские русины и «Великая война» в романе Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»


Роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» по  праву считается визитной карточкой не только творчества этого писателя, но и всей чешской литературы ХХ века, а сам Я. Гашек наряду с К. Чапеком давно стал самым узнаваемым и популярным чешским писателем за пределами Чехии. Между тем, в нынешней Чехии бравый солдат Швейк востребован в основном в утилитарно-прикладном качестве как расхожий чешский туристический бренд; более глубокое и адекватное современности осмысление и образа Швейка, и творчества Гашека в целом, судя по всему, еще ждет своего часа.

Международная научно-практическая конференция «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур».



На сайте «Западная Русь» начинает работу Международная научно-практическая конференция «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур». Ее организаторами выступают Центр евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске и Сетевой научно-просветительский проект «Западная Русь».