Эволюция русской и украинской идентичности на Украине после Евромайдана

Варианты регионаьных вышиванок на карте УкраиныУже немало лет как мы наблюдаем глубокий кризис постсоветской украинской государственности. Республика, имевшая ещё в начале 1990-х наилучшие шансы на успешное развитие среди всех новых независимых государств, оказалась самой неуспешной среди них. И причины здесь не экономические и, я бы даже сказал, не объективные. Корень украинских проблем – в самой идеологии, положенной в основу всего национально-государственного проекта, и в той идентичности, которую она создаёт.

Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны.

Первая мировая война. Гродно. Беженцы на улице города.Практически только год находились город и крепость Гродно в объятиях первой мировой войны. Но это время (от начала объявления его на военном положении и спешной эвакуации), вместило в себя чрезвычайно много не только для гражданских и военных властей города, но и для всех горожан. Ценой немалых усилий представителям всех ветвей власти удалось успешно провести мобилизацию запасных и ополчения, благодаря чему была оказана существенная помощь действующей армии.

История Малороссии в работах Александра Матвеевича Лазаревского

Работы выдающегося малорусского историка Александра Матвеевича Лазаревского (1834-1902) не относятся к числу широко известных  в современной Украине. Связано это в первую очередь с тем, что в своих взглядах Лазаревский часто расходился с мнением  историков, ставших позднее символами украинской историографии – В. Б. Антоновича, М. П. Драгоманова и М. С. Грушевского. В отличие от многих своих коллег, Лазаревский не был социалистом и, несмотря на близкую дружбу с Т. Г. Шевченко, не разделял идеи "романтического украинофильства", столь популярные в среде малорусской интеллигенции середины XIX века.

Социальное положение на Пряшевщине

Тысячу лет на наш народ было постоянное, хотя и принимавшее различные формы давление. Народ наш, желая удержать свой национальный характер уже много веков должен был уступать напору извне и освобождать плодородную почву долин по обоим сторонам Карпат другим народам. Так он и очутился в горных и неплодородных областях Карпат. Этот исторический факт является одной из главных причин плохого социального положения нашего края. Чужое правление и постоянная зависимость от него были дальнейшей причиной нашей относительной отсталости и застоя у нас.

ОКС «Возрождение» и студенческие организации Карпатской Руси

До 1919 г. студенты с Карпатской Руси (значит и с Пряшевщины) волею обстоятельств должны был и идти в университеты и высшие школы Будапешта или Вены. Редким гостем был карпаторосс в Чехии, да еще в высшем учебном заведении! Правда, и в мадьярском Будапеште, и в немецкой Вене славянское студенчество создавало свои очаги, иногда весьма значительные, однако, это были скорее случайные встречи, добровольное сотрудничество, но не организация.

Школьное дело на Пряшевщине

Если в 1921/22 учебном году единственное русское городское училище в Пряшеве посещало не более 120 учеников, то к 1. IX. 1947 посещает городские училища 3. 044 ученика; если в 1921/22 уч. году единственную среднюю школу — русскую учительскую семинарию в Пряшеве — посещало 97 учеников, в 1941/42 уч. году ту-же учительскую семинарию и гимназию посещало 398 учеников, то в 1947 48 уч. году русские средние и специальные школы посещает 1. 046 учеников.

Убивали за название «русский».

Казалось бы, на тему геноцида галицко-русского населения в годы Первой мировой войны известно столько, что ничего нового найти уже нельзя. Но каждый раз история этого края раскрывает какую-нибудь новую страницу. Участие турецкой армии в массовых казнях галицко-русского населения – одна из таких страниц, которую мы откроем в дни визита (22-23.05.2016) нынешнего украинского президента в «дружественную» ему Турцию. 

Игорь Э. Грабарь и пряшевцы в России

И.Э. Грабарь: АвтопортретНа рубеже XVIII и XIX веков многие из южно-карпатцев, в частности пряшевцев, не только закончили высшие школы в Австро-Венгрии, но и заняли в них профессорские места. Это, однако, по шовинистической национальной традиции в двуединой монархии, а особенно в Венгрии, принуждало этих новых выдвиженцев из числа русских во имя интеллигентского труда жертвовать своей национальностью и постепенно не только служить мадьярству, но и самим превращаться в мадьяр. Карпаторусская интеллигенция начала искать исхода: поскольку лица духовного звания имели возможность быть в среде народной, они остаются на местах, лица-же светских профессий обращают свой взор к востоку.

Святой Преподобномученик Афанасий Брестский

 СВ. АФАНАСИЙ Брестский происходил от благородной и благочестивой фамилии Филипповичей и был на столько образованный, що добре знал латинский и польский языки и мог учити им других. В 1622 року канцлер литовский Лев Сапега приказал Афанасию Филипповичу быти «инспектором» и учителем в литовском месте Брест, в Симеоновском монастыре, шляхтича Ивана Лубы, мнимого сына польки Марины Мнишекъ. Іезуиты и поляки черезъ 7 лѣтъ взяли того Ивана Лубу и. по волѣ польского короля Сигизмунда, фанатичного паписта, принялись втолковывали ему, що он не есть сын польского шляхтича из Подлесья, а есть Московский царевич Иван Дмитриевич. То было тяжкое время для Руси, коли польские паны и иезуиты фабриковали самозванцев для русского престола и сами польскіи короли домогались быти царями русскими. 

Федот Кудринский. Литовцы (Общий очерк).

Литовский край в доисторическое время был непроходимым бором, под вековою сенью котораго плескались огромныя озера, многоводныя реки, безконечно тянулись тощия болота, ютились разные дикие звери и птицы. Естественныя богатства страны содействовали ея постепенному заселению. Не малую борьбу пришлось вести здесь человеку как со стихийными силами природы, так и с хищными зверями, первыми хозяевами страны.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть III).

ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ ФЕДОР


Вся эпоха карпаторусского культурного, общественного и национального возрождения середины XIX столетия, блестящая столькими именами, в конце концов, не мыслима без Добрянского, как высшего идеолога и неутомимого труженика на поле возрождения карпаторусского национального сознания. Однако, этим далеко не исчерпывается значение Добрянского, как личности вообще: он был не только патриотом своего края, но и выдающимся вождем славянства и его неустрашимым организатором в самых различных областях жизни.