Державное противостояние Крымского ханства и Княжества (Царства) всея Руси в XV-XVI вв.

Действия государственной машины, нацеленной  на централизм, военную оборону или экспансию и  укрепление  внутренних устоев (этатизм) -  можно определить как державность.  Основными носителями  державного  (государственного) сознания  как правило, являются главы государств -  самодержцы,  императоры, короли, ханы,  султаны, президенты.  Государственное (державное) состояние духа  бывает свойственно  чиновному аппарату, военным сословиям  и оно может охватывать  разные  слои населения.

Н.И. Надеждин о русском народе Карпатской Руси. 1842 г.

Илл. 1. Портрет Н.И. Надеждина... я убедился вполне, неопровержимыми доказательствами, что русская стихия простиралась на юго-запад по обе стороны Карпата, вплоть до Дуная, задолго до вторжения мадьяров в Паннонию; что мадьяры не привели сюда с собою руссов, а нашли их здесь, осилили, расположились жить и господствовать меж них, и таким образом разорвали то непосредственное соседство, в котором руссы, по свидетельству в наших отечественных и чужих преданий, находились некогда с сербами, хорватами и славно-чехами.

Российско-польские отношения в восточнославянском контексте: историческая динамика и возможные перспективы.

Царь или король? - Навеки с Москвой? (Картина  народного художника УССР, лауреата двух Сталинских премий Михаила Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». 1951)Объединительному проекту Руси, выстраиваемому Москвой, традиционно противостоял другой большой геополитический проект – польский проект Речи Посполитой, включавший в себя западные земли Руси – Беларусь и Украину. Неудивительно поэтому, что Польша была главным оппонентом «собирания Руси» под эгидой России, а историческая динамика российско-польских отношений во многом свелась к борьбе за спорные «западнорусские» территории.

«Польский вопрос» во властных структурах Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны

Большой герб Царства Польского

Польский вопрос как вопрос внутриполитический в понимании царского правительства был неразрывно связан с борьбой с национально-освободительным и революционным движением. Разделенные границами трех государств поляки, и в первую очередь их образованные представители, по-прежнему чувствовали себя единым народом, сохранившим историческую память о былой, причем великодержавной, государственности. Именно эта «шляхетская» память вызывала раздражительное, и даже презрительное отношение властей, предопределяя порой, как справедливо отмечает современный исследователь, преобладание эмоционального над рациональным в решении польского вопроса.

Большевики и украинский сепаратизм.


В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т.д., стала справка об окончании курсов "украинознавства". Тотальная насильственная "украинизация" охватила в эти годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. "Не сдавшихся врагов", как известно, уничтожали.

Деятельность представителей православной церкви от губерний Северо-Западного края в III Государственной думе Российской империи

Священник Александр Сергеевич Вераксин -    депутат 3-й Государственной думы Российской империи от Виленской губернии. Новомученик и исповедник Русской Православной Церкви XX века, повешен большевиками на вотрорах собственного дома в 1918 г.

 

Учреждение Государственной думы в начале XX в. открыло возможность легальной политической и законотворческой деятельности представителям православной церкви. Третий созыв “народного представительства” в 1907-1912 гг. смог продемонстрировать положительный опыт конструктивной работы по решению многих актуальных задач, стоявших тогда перед российской властью. III Дума просуществовала весь отведенный ей законом срок, подав пример движения, хотя и едва заметного, по пути прогресса. Важную роль в этом, впервые в истории российского парламентаризма, сыграло и православное духовенство.

Славянофилы об «обрусении» Северо-Западного края Российской империи.

Выпуск Высшего начального училища в Жлобине в начале 20 века. Фото из фондов музея истории народного образования Жлобинского района  (СШ № 13).
После распада СССР возрос интерес историков к вопросу о «русификации» национальных окраин Российской Империи. В результате появились работы, касающиеся русификации Северо-Западного края, который включал территории Белоруссии и Литвы. Известно, что славянофилы вместо термина «русификация» употребляли понятие «обрусение». Оно широко применялось в пореформенное время.

Нужно ли религиозное образование?

Минский частный Детский сад – средняя школа В документе, подготовленном Комитетом по культуре, науке и об­разованию при Парламентской Ас­самблее ЕС, принятом 19.09.2005, утверждается: «Образование имеет существенное значение для борьбы с невежеством, стереотипами и не­верным пониманием религий. Пра­вительствам следует делать больше для гарантии свободы совести и ре­лигиозного исповедания, чтобы спо­собствовать образованию в области религии, поощрять диалог с религи­ями и между ними, а также стимули­ровать культурное и социальное вы­ражение религиозных исповеданий».

З. Островский «Проблемы украинизации и белоруссизации в РСФСР»

На основании наших личных наблюдений и многочисленных материалов, собранных нами и другими обследователями, а также на основании протоколов упомянутого уже совещания, можно утверждать, что сторонниками украинизации является советский элемент, а противниками ~ антисоветский. Кулаки не могли быть сторонниками нашей большевистской, советской украинизации, потому что она ничего хорошего им не сулит. Украинизация соворганов должна была в то время поставить станичного кулака или зажиточного казака лицом к лицу с казацкой беднотой, а это для него весьма неприятно; в этом национальном моменте до известной степени отражается классовая сущность.

«Мятеж детей», или к вопросу об участии студенческой и учащейся молодежи в восстании 1863 г.

 «Зуавы смерти» времен польского мятежа 1863 г., в составе которых преобладали студенты и гимназисты (ходили в бой под «Марш зуавов» предположительно на музыку Монюшко, потом в русском переводе ставшим «Варшавянкой»).

 

Студенческая и учащаяся молодежь во все времена была наиболее активной частью общества в своем желании изменить мир. И зачастую именно молодежь использовалась политиками разного масштаба для достижения своих меркантильных целей, выполняя своего рода роль «пушечного мяса». Не стало исключением и восстание 1863 года, в событиях которого катализатором выступили именно молодые люди в возрасте до 23-25 лет, не имеющие жизненного опыта.

Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края.

 
«Белоруссия и Литва» завершает цикл из трех книг об истории Западной Руси, созданный издателем П.Н. Батюшковым по указанию Александра III. Эти книги были адресованы, по замыслу государства, в первую очередь самим жителям северо- и юго-западных окраин страны — исконно русских земель, которые в ходе исторических процессов были отторгнуты от России и оказались под властью Польши и Униатской церкви. 

Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. - Н.И.Петров (издатель П.Н.Батюшков)

 «Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края» является вторая книгой, подготовленной профессором Киевской духовной академии Н.И. Петровым, в цикле публикаций по истории русского Запада, предпринятых издателем П.Н. Батюшковым в 1887-1890 гг. Ранее на сайте была размещена первая книга цикла, посвященная Холмской Руси. По мнению автора, важность данной книга о Волыни в том, что: «В настоящее время к числу важнейших задач русского государства и общества в отношении к Волыни относится и та, чтобы представить в ясном свете коренные начала русской народности и православия, развивавшиеся на Волыни в первый период ее истории..."