К вопросу о ренегатстве православного духовенства в период хрущевской антирелигиозной кампании (1958-1964)


В рамках реализации атеистического проекта в СССР деятельность православных священнослужителей рассматривалась как чуждая и опасная. Власти на местах пресекали религиозную активность духовенства, осложняли их материально-финансовое положение, склоняли к отречению от религии и Церкви. В этих условиях небольшая часть православного духовенства встала на путь ренегатства и ушла из церкви.

Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958-1964 годов по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР

 Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв В период власти Н. С. Хрущева Русская православная церковь подверглась новым гонениям. В ходе «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. власть опиралась на часть склонного к конформизму епископата. В связи с этим в зарубежной публицистике был создан миф о «предательстве» высшим церковным руководством интересов Церкви. Документы свидетельствуют о несправедливости данной точки зрения.

Противодействие архимандрита Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше (1922-1924 гг.)

Архимандрит Тихон (Шарапов) (1886-1937)
Геополитические изменения, произошедшие в Европе после окончания Первой мировой войны, создали условия для восстановления независимости польского государства. Прямым следствием этих процессов стало провозглашение автокефалии Православной Церкви в Польше, что было неоднозначно воспринято местным православным населением. Одним из очагов церковного сопротивления автокефалии и предшествовавшего ее провозглашению перехода на новый календарный стиль стал Успенский Жировичский монастырь, настоятелем которого в 19221924 гг. являлся архимандрит Тихон (в миру Константин Иванович Шарапов) (1886-1937).

Постановления ЦК КП(б)б по вопросу организации антирелигиозной работы 1937-1938 гг.

Герб БССР, 1937—1938 гг.Установившаяся в Петрограде в ноябре 1917 г. новая атеистическая власть объявила беспощадную борьбу религии и церкви. Большевики предполагали в достаточно короткие сроки ликвидировать религиозные организации, в следствие чего должны были по их мнению исчезнуть и религиозные верования. Однако на практике резкие антирелигиозные атаки властей вызывали недовольство населения, а религиозность если и не имела количественного роста, то качественные показатели (искренность веры и готовность ее защищать, стремление к участию в жизни религиозных организаций и исполнению традиционных таинств) значительно превосходили дореволюционный уровень.

Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии в общественно-политической жизни начала XX века

 Ддепутат Государственной думы Российской империи I созыва католический епископ Эдвард фон Ропп

 

Одним из факторов, определившим своеобразие развития политической ситуации в Белоруссии  начала XX в., была католическая церковь, под покровительством которой образовалась первая краевая партия, претендовавшая на выражение интересов католиков - Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии  (ККПЛ и Б). Ее программа и деятельность носили оппозиционный, религиозный и националистический характер, сочетая в себе элементы либеральной и консервативной идеологии.

История православных приходов межвоенной Польши в показаниях литовского священника Евгения Насекайло.

Свято-Софийский собор — несохранившийся православный собор в Гродно.Жизнь православных приходов на территории, отошедшей после распада Российской Империи к ставшим независимыми странам, в особенности Польше, отличалась своими трудностями, сопряженными с обострением национальных противоречий и распространением процесса полонизации и окатоличивания православного населения. По поводу этих скорбных для русского населения процессов написана уже не одна исследовательская работа, в которых изучены многие аспекты этого сложного процесса, ярко вписывающегося в общую трагедию Православной Церкви в минувшем столетии.

Религиозно-оборонительные братства Украины и Белоруссии конца XVI - первой половины XVII вв. как институты православной церкви

При оценке идеологии и сущности деятельности украинско-белорусских братств конца XVI - первой половины XVII века большинство отечественных исследователей XIX - начала XX века настаивали на их исконно православном, иногда даже с оттенком ортодоксальности, характере. Во второй половине XX в. эти выводы оказались в значительной степени пересмотренными, и преобладающей точкой зрения стало мнение о тесной связи братской идеологии с идеями эпох Возрождения и Реформации.

Исторические источники по истории православных братств на территории Белоруссии во второй половине XVI - первой половине XVII века

Вильно. Гравюра ХVI в.

 

Православные братства были объединениями горожан для проведения совместных трапез, оказания помощи членам братства, поддержания патронируемого храма. В XV-XVI вв. разные формы контроля церковной жизни со стороны прихожан были православной традицией, нашедшей выражение в праве патроната. В польско-литовском государстве данное право служило источником конфликта между братствами и духовенством.

Храм Иоанна Предтечи в поселке тракторозаводцев

Минский храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

 

Небольшая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, некогда существовала в пределах нынешнего нашего города. Располагалась она на кладбище д. Большая Слепянка, неподалеку от современного здания гидрометеорологической обсерватории, на возвышенности, где еще и сегодня среди полузабытых могил растут одинокие сосны.

Русификация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях (1830 - 1850 гг.)

Григорий Иванович Карташевский ( 1777 —  1840) педагог и чиновник. С 1829 попечитель  Белорусского учебного округа. В 1834 году по его инициативе создана Витебская учительская семинария — первое специальное учебное заведение на территории Белоруссии, готовившее учителей для приходских училищ.Со времени первого раздела Речи Посполитой, когда восточнобелорусские земли вошли в состав Российской империи, и до начала 30-х гг. XIX в. образовательная политика российского правительства в отношении населения этих земель менялась трижды, что было обусловлено изменениями статуса этих земель. Во времена Екатерины II за восточнобелорусскими землями был закреплен статус “возвращенных от Польши”, т.е. они считались исконно русскими (старо-русскими) землями, население которых в течение двух веков подвергалось полонизации. В периоды правления Павла I и, особенно, Александра I Витебская и Могилевская губернии рассматривались как “присоединенные от Польши” наряду с другими территориями, вошедшими в состав Российской империи в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой.

Советские репрессии против православных клириков Литвы в 1946-1953 гг.: по материалам литовских архивов

Могила архимандрита Евстафия (Андрейчука) на Евфросиниевском кладбище Вильнюса
В последние десятилетия в изучении церковной истории XX в. одна из основных тем, к которой прикованы взоры исследователей и публицистов, — вопрос взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским государством, в особенности в период властвования И. В. Сталина. Как известно, методы политики Сталина и партии по отношению к Православной Церкви часто менялись, что, однако, никогда не меняло общего атеистического характера советской власти, которая всегда, хотя и с разной интенсивностью, вела борьбу с религией и верующими. Однако в последнее время многие ангажированные публицисты, и даже историки, стали пересматривать установившиеся оценки сталинского отношения к Православию, в то же время культивируя чуть ли не образ «святого Сталина».