«Несчастное христианское дитя в темной пещере...»

Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891)В ряду ведущих представителей галицко-русского движения в Галиции особое место занимает Иоанн Григорьевич Наумович (1826-1891) — один из наиболее ярких и в то же время незаслуженно забытых галицко-русских деятелей Червонной Руси второй половины XIX века. Будучи греко-католическим священником, позже перешедшим в православие и по политическим мотивам эмигрировавшим из Австро-Венгрии в Россию, И. Наумович проявил себя как энергичный и бескомпромиссный защитник прав галицко-русского крестьянства в качестве депутата галицкого краевого сейма и австрийского рейхсрата; как идеолог и зачинатель «обрядового» движения в греко-католической церкви, направленного на защиту восточного обряда от латинизации; а также как талантливый организатор и будитель галицко-русского народа.

Социальные силы и религиозно-политические лозунги польского восстания 1863 г. в Северо-Западном крае Российской империи

Литография из французского журнала «Le monde illustre» о польском восстанию 1863 г..
В январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнуло вооруженное восстание, которое начало распространяться на территорию Северо-Западного края, затронув, прежде всего, Гродненскую и Ковенскую губернии. Восстание 1863 г. вывело решение проблем колониального господства польской элиты из области оппозиционного сословно-этнического ирредентизма на уровень вооруженного противоборства с правительством.

Кадеты и национальный вопрос в западных губерниях российской империи (1907-1914).

Заседание руководства партии кадетов 1907 г.Национальный вопрос, как известно, стал одной из причин революционных процессов в России начала XX в. Именно в это время национальные проблемы, каждая из которых, как и каждая из окраин империи, имела свой особый характер, сплелись в единый узел. Произошло это именно тогда, когда национально-политической проблематикой оказалась охвачена местная интеллигенция. Как и русские интеллигенты, их собратья с национальных окраин на рубеже XIX-XX вв. оказались воспитаны в обстановке ненависти и презрения к существующим в России политическим порядкам .

Православная традиция в Польше: история и современность

Кафедральный собор святой равноап. Марии Магдалины, Варшава
Для обыденного сознания словосочетание «православная Польша» представляется чуть ли не нонсенсом. Тем не менее ростки этой традиции, преодолев толщу тысячелетий, дают о себе знать не только в качестве археологических артефактов и древних письменных свидетельств, но и в виде православных богослужений с развивающейся гимнографической традицией, в различных жизненных проявлениях у современных носителей православия, равно как и в научно-исследовательской и издательской деятельности.

Противоречивость современного белорусского русоведения

Необходимо посвятить пристальное внимание клубку  противоречий, связанных с  отношением  белорусского общества к интеграции вообще. Во-первых, мы должны учитывать то,  что массовым сознанием  интеграционные процессы воспринимаются как необходимость и даже неизбежность, при любом раскладе; правда, для одних позитивным представляется российский/евразийский вектор, а для других – евросоюзовский.   Во-вторых, следует  иметь в виду, что  неизменно усиливается тенденция  представить  иллюзорную евроинтеграцию значительнее реального восстановления разорванных при «перестройке» вcесторонних связей с Россией.

Конференция «Февраль 1917 года в судьбах народов Российской империи и Русской православной церкви».


С 12 марта (день начала Февральской революции 1917 г. по новому стилю) по 2 апреля 2017 года сетевой научно-просветительский проект «Западная Русь» и Международный журнал социальных и гуманитарных наук «Аспект» проводили научно-практическую конференцию с международным участием «Февраль 1917 года в судьбах народов Российской империи и Русской православной церкви».

Идеологические аспекты белорусско-российских отношений

Председатель Компартии Беларуси И.В. Карпенко открывает памятник польским композитору Монюшко и писателю Дунину-Марцинкевичу центре Минска на месте взорванного в 1917 г. памятника российскому императору Александру II Освободителю (сентябрь 2016 г.).Интеграционные процессы эпохи глобализации в современных социогуманитарных науках традиционно рассматриваются с «экономикоцентристских» позиций. Безусловно, экономико-технологический базис является важнейшей предпосылкой интеграционных процессов. Вместе с тем, не стоит недооценивать и фактор идентичности, основанный на представлениях об исторической, культурной, ценностной, цивилизационной общности народов и государств, вступивших на путь интеграции.

Специфика лингвокультурной среды польского православия

Церковь Святого Духа — Белосток (Польша)Язык местного населения (преимущественно Подляшья) представляет одно из интереснейших явлений православного ареала Польши. Языковую ситуацию Подляшья отличает размытость этнических рамок - явление, вызванное существованием на современной территории Речи Посполитой этноса, идентифицирующего себя по конфессиональной принадлежности, вне связи с какой-либо из оформившихся национальностей. Что же это за население? Мы «тутошние» (tutejsi), «православные», «русские» (разумеется, от «Руси», не от «России») называют себя они. Соответственно, и говорят они «по-русски», «по-православному» («Мы православные и разговариваем на своем языке»).

Деятельность Партии скрещенных стрел в Подкарпатской Руси (1939–1944 гг.): праворадикальная идеология в контексте национально-культурной жизни региона

Боевики Партии скрещенных стрелПосле поэтапного включения Подкарпатской Руси в состав Венгрии (ноябрь 1938 г., март 1939 г.) новые власти активно насаждали в качестве официальной идеологии курс «угро-русинизма», в рамках которого утверждалось наличие отдельного русинского народа, который не являлся частью русских или украинцев и был обязан своим культурным и социально-экономическим процветанием исключительно венгерскому государству. Центральные власти всячески склоняли политиков Подкарпатской Руси к участию в деятельности провластной Венгерской партии жизни (далее – ВПЖ), которая полностью поддерживала правительственный курс и являлась опорой режима М. Хорти.

Небесное Отечество избравшие…

Год нынешний — 2017-й — обречен постоянно напоминать нам о трагических датах. 100 лет назад произошла революция, безвозвратно сломавшая судьбу России и иных стран, входивших в состав Империи. Пик большевистских репрессий пришелся на 1937 год. Двадцатилетие между печальными датами было наполнено человеческими трагедиями. Борьба с кулачеством, превратившаяся в уничтожение зажиточного крестьянства, с инакомыслящими, беспрецедентная травля духовенства и верующих. Многие жертвы сегодня прославлены как новомученики и исповедники. Еще больше тех, чьи имена остались безвестными.

Святитель Георгий Конисский и его время

В   2017 году православная Беларусь    отмечает знаменательную дату – 300 лет со дня рождения архиепископа Могилевского и Белорусского св. Георгия (Конисского), в течение сорока лет  (1755 – 1795 гг.) возглавлявшего единственную в XVIII веке православную кафедру на белорусско-украинских    землях Речи Посполитой. Для понимания   исторического значения    архипастырской деятельности св. Георгия необходимо представлять непростые политические и религиозные  реалии  времени, в которое жил и трудился святитель.

Воззвание белоруса православного к белорусским католикам.

 
В апрельском номере за 1901 год ежемесячного исторического издания «Русская старина» выпускавшегося в С.-Петербурге в разделе «К истории польской смуты 1863 года» были опубликованы «Воззвание белорусса православного к белорусским католикам», датированное 29-ым января 1863 г. и «Всеподданнейший адрес православных дворян Могилевской губернии» от 25-го августа 1863 г.. Сегодня, по прошествии более 150 лет, эти исторические документы важны тем, что в очередной раз указывают современным фальсификаторам белорусской истории, трактующим тот польский мятеж как национально-освободительную борьбу белорусов против Российского царизма, истинное отношение к мятежу современников тех событий.