«Белая идея» в трудах И.А.Ильина и Е.Н.Трубецкого.

 

Посвящается памяти защитников Отечества из Добровольческой армии,
выступившим в ночь с 22 на 23 февраля 1918 года в «Ледяной поход»
из Ростова–на-Дону к Екатеринодару.

Цель данной работы  заключается в том, чтобы, не прибегая к развёрнутой методологической рефлексии в отношении происхождения исторических, интеллектуальных и культурных источников возникновения идеологии  Белого движения, представить читателям «Западной Руси» мотивы белой борьбы с большевизмом и дать самый общий обзор тех ценностей, которые легли в основу этой идеологии.

Пастырь добрый.

 

20 ноября 1717 г. (3 декабря по нынешнему счету) в г. Нежине, что на Черниговщине, в семье казачьего урядника родился будущий святитель Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Этот выдающийся церковный деятель был прославлен в лике святых Белорусской Православной Церковью 6 августа 1993 г. В юбилейный год его памяти можно освещать разные стороны этой поистине многогранной личности: талантливого педагога и ученого, решительного иерарха и дипломата, вдохновенного проповедника и поэта.

Канун Первой мировой войны в чешском общественном мнении и прессе

Призванные в австровенгерскую армию жители Прагим перед оправкой на фронт. 1914.

 

Первая мировая война явилась роковым конечным пунктом «длинного» XIX в., который начался Великой французской революцией 1789 г. и «подошел к концу в 1914 г. под радостные крики европейцев, которые слишком долго жили в мире1. Однако в этом стройном хоре, в патриотическом порыве, приветствовавшем начало войны, чешский голос был одним из самых слабых, робких и неуверенных.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава I)

До учреждения Братских школ образование в юго-западной России находилось в жалком положении. Правда, в южной России с незапамятных времен существовали школы при церквах и монастырях; но в этих училищах обучали только чтению и пению с целью приготовить для церквей чтецов и певцов. При скудных средствах к просвещению, большая часть народа погружена была в глубокое невежество, а от этого Церковь православная потерпела много вреда и испытала не мало бедствий. Многие из православных ясно сознавали тогда нужду в просвещении.

«Хлебный бунт» в феврале 1917 года как прообраз «цветной революции»

Очередь за хлебом в Москве. Февраль 1917 г.Классические рассуждения о причинах Февральской революции сводятся к нехитрой схеме: царизм зашел в тупик, а доведенные до отчаяния массы (рабочие, крестьяне, солдаты) подняли восстание. Тогда для спасения страны группа генералов отправилась к государю, чтобы разъяснить ему всю тяжесть сложившегося положения. В результате Николай принял решение отречься от престола. Однако факты четко показывают, сколь наивна эта расхожая версия.

Собрание сочинений Георгия (Конисского), Архиепископа Белорусского (Часть вторая)

 

В  2017 году исполняется 300 лет со дня рождения Святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилёвского (20 ноября 1717 г., Нежин - 24 февраля 1795 г., Могилев). Белорусский Экзархат Русской православной Церкви в этом году планирует провести ряд юбилейных мероприятий, посвященных местночтимому святому Земли Белорусской (канонизирован 6 августа 1993 г.). Также жители и священничество Могилева не оставляют надежд в удовлетворении их ходатайства перед властями о переименование в честь архиепископа Георгия (Конисского) центральной площади города и разрешении установки ему памятника.

Роль императорской гвардии в Февральской революции 1917 года

Генерал Деникин считал Февральскую революцию неизбежным историческим процессом. Деникин считает, что несмотря на то, что десятки поколений людей воспитывались на формуле, как он сам говорит: «За Веру, Царя и Отечество», этот лозунг мало укоренился в сознании основной массы населения. И когда в декабре 1907 года Деникин ехал из Харбина в Петроград, то что он видел в пути, повторяло с фотографической точностью то, что произошло в феврале 1917 года, лишь масштабы были меньше.

Предслава (не) для Болеслава

Болеслав Храбрый.  Картина Яна Матейко.

 

В 2017 году исполняется тысяча лет первой большой войне между русскими и поляками. Она началась после неудачного сватовства польского князя Болеслава к княжне Предславе – родной сестре русского князя Ярослава. Получив отказ, войска Болеслава совершили агрессию на Русь и временно оккупировали Киев. Болеслав пленил и изнасиловал Предславу. Затем обстоятельства сложились так, что Ярославу пришлось спасать целостность польского государства.   

Февральская революция 1917 года в воспоминаниях посла Французской республики М. Палеолога

Рисунок из серии Петроград революционный художника Ивана ВладимироваВоспоминания иностранных послов о русской революции 1917 г. представляют большой интерес для исследователей. Не случайно воспоминания послов Франции и Англии были переведены и опубликованы в советской России еще в начале 20-х годов, и с тех пор неоднократно переиздавались. Все эти издания трудно считать образцовыми: несовершенство перевода, сокращения, ошибки; но в тоже время, они, несомненно, сыграли большую роль в расширении источниковой базы.

Малая Русь как территория расселения и формирования национального самосознания русских (XII-XIV века)

Храм Св. Пантелеймона - единственное сохранившееся сооружение древнего Галича княжеской эпохи. Строительство храма на северо-восточной окраине города было завершено в 1194 г. Его основал Галицко-волынский владыка Роман Мстиславич, назвав в честь своего деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого было Пантелеймон. В XIV в. храм был преобразован в костел Святого Станислава. После Первой мировой войны Пантелеймоновский храм долгое время был в запустении, реставрирован в 1998 г., освящен греко-католиками.В XVIII-XIX веках понятия «Малая» и «Великая Русь» были рассмотрены в трудах В.Н. Татищева, А.И. Мусина-Пушкина, М.А. Максимовича, В.И. Ламанского, В.О. Ключевского и др. Особенностью освещения этой темы являлось использование не совсем точных названий, которые не учитывали происхождение и развитие терминов. Более глубокому и детальному исследованию указанные категории были подвергнуты в XX веке. По мнению многих историков, «Малая Русь» - это название, придуманное в XIV веке греческими православными иерархами для того, чтобы различать 2 части бывшего Древнерусского государства.

«Лемки ошиблись в своих надеждах». Национальное движение русинов-лемков в 1918-1920 гг.

ЛемкиРусины-лемки — самая западная часть восточнославянской этноязыковой общности. Историческая территория лемков, занимавшая северные склоны Карпатского хребта, глубоким клином вдавалась в область проживания западных славян, отделяя поляков на севере от словаков на юге. Географическая изолированность и оторванность от других восточнославянских народов, горная среда обитания и влияние западнославянских соседей обусловили этнокультурную специфику русинов-лемков, сохранивших многие архаичные черты.