Польское восстание 1863 г. заострило проблему русско-польских взаимоотношений в журнальной и газетной публицистике с обеих сторон. Негативному образу России, представленному в польской местной и заграничной прессе, был противопоставлен образ неверного и религиозно-фанатичного «ляха» в русскоязычной прессе. Можно сказать, что наравне с военными, русские и польские публицисты вступили друг с другом в настоящее сражение. В качестве горячей новости с поля сражения в «Московских ведомостях» М.Н. Каткова (1863 г. № 116) появился документ, названный «Польским катехизисом».
Времена, когда впервые на белорусской земле появились православные братства, не были безоблачными и простыми. Конец XVI и весь XVII век прошли в изнурительной борьбе нашего народа за праотеческую православную веру. Бороться было с кем. Поддержанные всею государственною мощью Речи Посполитой иезуиты и униаты путем насилия и клеветы настойчиво пытались окатоличить, олатинить белорусов (а также украинцев). Для противодействия этим попыткам и создавались православные братства, которые защищали православные церкви, открывали свои типографии и школы. Именно в этом и состоит их историческая заслуга.
Революции и войны — извечные спутники в истории цивилизаций, народов и государств. Революции обычно отражают назревшие, требующие срочного разрешения потребности той или страны, того или иного общества в модернизации (политической, экономической, духовнокультурной). Войны порождают геополитическое соперничество государств, конфликтные ситуации в международных отношениях, грубые ошибки и просчёты в области внешней политики той или иной страны или блока государств, руководимых политиками.

После Бородина армия Наполеона оставалась ещё Великой и русский главнокомандующий, считал, что важен результат войны, а не исход сражения. После вечерних перекличек, когда был выяснен масштаб потерь, он приказал отступать. Три арьергардных боя 27-29 августа 1812 г. – под Звенигородом, при Можайске и селе Крымском доказали, что Русская армия не утратила боеспособность. «Кровопролитное дело» Милорадовича при с. Крымском, продолжавшееся весь день, заставило отступить неприятеля. Однако близость Москвы «удваивала» напор Великой армии.
Убийственным промахом русского Военного министерства, о котором ни слова не говорили ни современники, ни историки, был отказ от укрепления городов, крепостей и монастырей. Русская армия готовилась защищать страну в полевых сражениях, как в древней Спарте, где запрещалось обносить города стенами и искать за ними убежища. Оборона 1812 г. разительно отличалась от 1707-1708 гг., когда перед нашествием Карла XII, устраивалась полоса защиты от Пскова до Чернигова, а крупные города - Смоленск, Великий Новгород, Псков, и Москва, обращались в твердыни, не подлежащие капитуляции.
Победы в войнах прежде всего определяются духовной составляющей. «На войне моральный фактор относится к физическому как 3:1» - утверждал Наполеон. Считается, что духовные силы поддаются лишь общей оценке, а не точному учёту и «беспрестанно оказываются за пределами расчётливого разума». Военные психологи указывали на необходимость использования неисчерпаемых запасов психической энергии и близко подошли к понятию силового поля, используя термины боевой дух, боеспособность, воинственность, «коллективное (групповое) настроение», «психическая сила»