Полемика по поводу Польского катехизиса на страницах «Русского архива»

Начало текста Польское восстание 1863 г. заострило проблему русско-польских взаимоотношений в журнальной и газетной публицистике с обеих сторон. Негативному образу России, представленному в польской местной и заграничной прессе, был противопоставлен образ неверного и религиозно-фанатичного «ляха» в русскоязычной прессе. Можно сказать, что наравне с военными, русские и польские публицисты вступили друг с другом в настоящее сражение.  В качестве горячей новости с поля сражения в «Московских ведомостях» М.Н. Каткова (1863 г. № 116) появился документ, названный «Польским катехизисом».

Православное Братство во имя Архистратига Божия Михаила: 1992-2017

Храм Покрова Пресвятой БогородицыВремена, когда впервые на белорусской земле появились православные братства, не были безоблачными и простыми. Конец XVI и весь XVII век прошли в изнурительной борьбе нашего народа за праотеческую православную веру. Бороться было с кем. Поддержанные всею государственною мощью Речи Посполитой иезуиты и униаты путем насилия и клеветы настойчиво пытались окатоличить, олатинить белорусов (а также украинцев). Для противодействия этим попыткам и создавались православные братства, которые защищали православные церкви, открывали свои типографии и школы. Именно в этом и состоит их историческая заслуга.

Журнал социальных и гуманитарных наук «Аспект»


Сайт «Западная Русь» представляет своим читателям журнал социальных и гуманитарных наук «Аспект». Этот журнал является следующим этапом в работе проекта «Западная Русь», и будет совместно выпускаться с сербским «Центром Академической Речи», возглавляемым доктором социологии Зораном Милошевичем.

Великая Российская революция 1917-1922 гг. и её последствия: опыт сравнительно-исторического анализа

Революции и войны — извечные спутники в истории цивилизаций, народов и государств. Революции обычно отражают назревшие, требующие срочного разрешения потребности той или страны, того или иного общества в модернизации (политической, экономической, духовнокультурной). Войны порождают геополитическое соперничество государств, конфликтные ситуации в международных отношениях, грубые ошибки и просчёты в области внешней политики той или иной страны или блока государств, руководимых политиками.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава IV)

Православные Братства удержали юго-западную церковь от всецелого порабощения Риму. Охраняемая и поддерживаемая Братствами, она долгое время боролась с Унией и, не смотря на все козни, насилия и преследования, каким подвергались православные, не могла быть совершенно подавлена врагами. Южнорусские христиане страданиями своими за Веру православную стяжали для себя такие же мученические венцы, как и христиане первенствующей церкви; ибо просвещенные верою Христовою латины и униаты не уступали в изобретении средств мучений самым язычникам.

О дне 8 марта или 23 февраля по старому стилю.

 

Ровно сто лет назад – 8 марта или 23 февраля по старому стилю 1917 года в Петербурге, Москве и некоторых губернских городах началась паника в хлебных хвостах (очередях). Паника была искусственно спровоцирована хлебозаводчиками - запасов муки на складах имелось более чем достаточно. Однако, это стало спусковым механизмом для демонстраций и стачек, названных «хлебным бунтом».  По «странному» стечению обстоятельств «хлебный бунт» 8 марта (23 февраля) совпал с   объявленным революционными силами Международным женским днем.

Коялович М.О. Ответ г. Костомарову на его статью в №18 газеты «Голос».

М.О. Коялович

 

Выход в свет первых лекций по истории Западной России Кояловича на страницах газеты «День» вызвал резкое неприятие концепции этого труда со стороны профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова. В газете «Голос» либеральный историк, идеолог украинофильства попытался подвергнуть ироничному «разбору» некоторые положения лекций Кояловича. Но «Ответ» молодого историка, помещенный в «Русском Инвалиде» поверг маститого и популярного в демократических кругах историка в явное смятение.

Силовое поле Русской и Наполеоновской армии в 1812 г. (Часть III).

1812 г. Эпизод из времен пожара Москвы. Открытка, Ф. Нейман. После Бородина армия Наполеона  оставалась ещё Великой и русский главнокомандующий, считал, что важен результат войны, а не исход сражения.  После вечерних перекличек, когда был выяснен масштаб потерь,   он приказал отступать. Три   арьергардных боя  27-29  августа  1812 г.  – под Звенигородом, при Можайске и селе Крымском доказали, что Русская армия не утратила боеспособность. «Кровопролитное дело» Милорадовича при с. Крымском, продолжавшееся весь день,  заставило отступить неприятеля. Однако близость Москвы «удваивала» напор Великой армии.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава III)


Православные жители, составлявшие русское народонаселение юго-западной России, находились в самом бедственном положении. По своей вере и по языку они были народом чуждых для поляков; между тем польское правительство постоянно стремилось к тому, чтобы из этих двух народов составить один народ, одно государство; но это было невозможно без уничтожения разности в вере, без истребления православия, которое было основою русской народности.

Силовое поле Русской и Наполеоновской армии в 1812 г. (Часть II).

Оборона Смоленска 17 августа 1812 года. Александр АверьяновУбийственным промахом русского Военного министерства, о котором ни слова не говорили ни современники, ни историки, был отказ от укрепления городов, крепостей и монастырей.  Русская армия готовилась защищать страну в полевых сражениях, как в древней Спарте, где запрещалось обносить  города стенами и искать за ними убежища. Оборона 1812 г. разительно отличалась от 1707-1708  гг., когда перед  нашествием Карла XII,  устраивалась полоса защиты от Пскова до Чернигова, а крупные города - Смоленск, Великий Новгород, Псков, и Москва, обращались в твердыни, не подлежащие капитуляции.

Силовое поле Русской и Наполеоновской армии в 1812 г. (Часть I).

 Бородинское сражение   Победы в войнах прежде всего определяются духовной составляющей. «На войне моральный фактор относится к физическому как 3:1» - утверждал НаполеонСчитается,  что духовные силы поддаются лишь общей оценке, а не точному учёту и  «беспрестанно оказываются за пределами  расчётливого разума». Военные психологи указывали на необходимость использования   неисчерпаемых запасов психической энергии и близко подошли к понятию  силового поля, используя термины боевой дух, боеспособность, воинственность,    «коллективное (групповое) настроение», «психическая сила»

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II. Отделение II. Глава II)


Заботливость Братств о построении и благолепии православных храмов вызвана была также историческими обстоятельствами времени. Латины и униаты старались повсюду уничтожать православные храмы, и оскорблять святость их всеми возможными средствами, какие только может придумать ожесточенное кощунство! Отнимая у православных храмы, они думали заставить их посещать римские костелы, а оскорбляя святость их церквей, хотели в собственных глазах их унизить православную святыню.