Первая мировая война и память о ней в современной России

Памятник героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны в КалинградеИрония заключалась в том, что, чем больше говорили о «забытой» войне, тем меньше она казалась таковой. Тем более, что за сто лет сформировалась весьма солидная историография, а определение «забытая» указывало скорее на разрыв между значимостью самой войны для истории России и ее слабым отражением в социальной и культурной памяти. Социологические опросы, проведенные в 2014–2015 годах, подтверждают эту гипотезу. Речь идет не о том, что люди не знают об этой войне в принципе; скорее она не имеет собственного «лица», оставаясь поглощенной революционными событиями 1917 года и гражданской войной.

Цивилизационный выбор России: от 1917 к 2017 (с отклонением в эпоху Ивана Грозного)

 «Ураган. Эскиз» Кузьма Петров-Водкин Согласно достаточно распространённой точке зрения среди историков, причём не только коммунистической ориентации, в начале ХХ в. Россию сотрясли несколько революций – так называемая Первая русская революция 1905-1907 гг., Февральская буржуазная революция 1917 г. и Октябрьская коммунистическая революция 1917 г. Не ставя перед собой задачу проанализировать и дать оценку различным историографическим подходам к обозначенной проблеме, хотелось бы обратить внимание на то, что отмеченные события, обозначаемые как революции, имели не только формально-процедурные и процессуально-содержательные отличия, но и существенно различались по результатам.

Православное духовенство северо-западных губерний России и выборы в Учредительное собрание

Выборы в Учредительное собрание явились одним из важнейших внутриполитических событий в России в 1917 году. По свидетельству многих политических деятелей того времени, эти выборы стали не только самыми демократическими в истории России, но и самыми демократическими на тот момент во всем мире. Особенность их проведения в России заключалась в том, что они проводились, во-первых, в период, когда страна вела Первую мировую войну, а, во-вторых, в непосредственно революционный период, когда в России была свергнута монархия и она стала республикой.

Белорусские иерархи Русской православной церкви в условиях юрисдикционных конфликтов 1920-х гг

Архиепископ Мелхиседек. 26 июня 1919 — 1922 - епископ Слуцкий,викарий Минской епархии.

 В постреволюционное время, когда перекраивались, и отнюдь не только политическими деятелями в высоких кабинетах, но и (полу-)стихийно исходя из местных особенностей, специфики межнациональных, пограничных и иных факторов, земли современной Беларуси и западные территории России - РСФСР находились в зоне такого активного переустройства и турбулентности.

Как первые христиане. Михново — близкое и неизвестное.

В середине 19 века православная семья статского советника Осипа Корецкого поселилась в имении Михново в 30 верстах от Вильны. После смерти его наследника Николая Осиповича Корецкого в 1912 году вдова Анастасия Дементьевна решила построить на могиле мужа церковь. Но прежде отправилась в Оптину пустынь, где старец Нектарий благословил ее на строительство храма. Маленькие размеры церкви, возведенной в 1915 году в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», объясняются тем, что она была задумана как домовая.

Видеоматериалы конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-летнему юбилею архиепископа Георгия (Конисского). (Часть III).

Свято-Никольский монастырь. Могилёв.

Завершающая часть видеоматериалов научно-практической конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-летнему юбилею белорусского святителя архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского Георгия (Конисского).

Видеоматериалы конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-летнему юбилею архиепископа Георгия (Конисского). (Часть II).

Архирейский дворец (Конисского). Могилев.

 Продолжаем размещение видеороликов с выступлениями участников научно-практической конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-леьнему юбилею белорусского святителя, архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского Георгия (Конисского).

Видеоматериалы конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-летнему юбилею архиепископа Георгия (Конисского). (Часть I).

Собор Трёх Святителей в Могилеве.

Представляем видеоролики с выступлениями участников научно-практической конференции «Духовные герои Белой Руси», посвященной 300-леьнему юбилею белорусского святителя, архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского Георгия (Конисского). Конференция состоялась 24 июня 2017 года в конференц-зале Могилевской епархии в соборе Трёх Святителей.

Революция 1917 года: наказание, благо или каприз истории?

Илья Глазунов. Великий эксперимент.Кн. П.А. Вяземский определил, что революционной у нас являлась царская власть, а народ в массе и до XIX в. оставался консервативен. Он, как и его учитель Н.М. Карамзин, заключивший о «вине» Пётра I, а затем и А.С. Пушкин, назвавший великого монарха «протестантом царём», понял, что первоначальную природу отечественной революционности надо искать в  силовом «петербургском» уклонении от «московской» традиции.

Старообрядцы Северо-Западного края: религиозные изгои, преданные России.

Старообрядческая церковь во имя пророка Ильи. Гомель, XVIII в.На территории Речи Посполитой великорусские старообрядцы появились в конце XVII - середине XVIII вв. (Земли, на которых они поселились, впоследствии стали неофициально называться Северо-Западным краем Российской империи). Причиной появления старообрядцев на землях польского государства стали религиозные гонения, которым «раскол» подвергался в Московском царстве и в Российской империи. С присоединение этих земель к Российскому государству для старообрядческих общин настали трудные времена. Уже с начала 20-х годов XIX в. правительство вступило на путь запрещения «публичных проявлений раскола».

«Понятно, русские снова придут сюда, но ведь они, скорее всего, опять уйдут»

В свет вышел сборник воспоминаний, приуроченный к 140-летию начала Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. за освобождение болгарского народа, который результатом работы группы российских и болгарских историков. Основная цель издания заключалась в том, чтобы донести голоса участников той войны, русских и прежде всего болгар. Составители стремились представить взгляд на те события не столько из высоких штабов, сколько «снизу», донести ту «правду», которая позднее будет названа «окопной». Вниманию читателей предлагает отрывок из воспоминаний болгарского просветителя Димитра Тачева Душанова (1837—1904), который был также активным участником национально-освободительного движения в Болгарии .

Соборность Церкви и национализм.

В настоящее время на обывательском уровне можно заметить некоторую путаницу в понимании церковной принадлежности. В самом деле, что имеется в виду, когда мы называем себя «православными»? Так обозначаем мы свою приверженность Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Форма местной церковной организации (епархия, приход) служит выражением связи со всей полнотой Православной Церкви. Об этом важно помнить в виду того что на этнической почве порой вырастают конфликты, приобретающие конфессиональную окраску, в частности, это происходит вокруг идеи создания «своей», «национальной» церкви.