Начальный этап литовской экспансии в «Черной Руси»

Литовский князь Миндовг
Вопрос о литовской экспансии в так называемой Черной Руси (территория Верхнего Понеманья) важен для понимания тех политических процессов, которые привели к образованию новой стабильной политической структуры в Восточной Европе — Великого княжества Литовского. Главная проблема, требующая решения, состоит в том, на какой основе выстраивались взаимоотношения между литовскими князьями и местной русской элитой — завоевали ли литовские князья города Понеманья в ходе единовременной экспедиции, или здесь были задействованы иные механизмы подчинения. На этот счет в историографии существуют крайне противоположные точки зрения.

В Минске состоялся памятный молебен по графу Михаилу Муравьеву-Виленскому - впервые после столетнего перерыва.

Протоирей Виктор Беляков перед началом Литии по болярину Михаилу

 

21 ноября в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в нижнем храме Минского прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы по инициативе научно-просветительского проекта "Западная Русь" и Братства в честь Архистратига Михаила, сразу после Божественной литургии, состоялась  Лития по болярину Михаилу  - графу Михаилу Муравьеву -Виленскому.

Хороша ли церковная уния?

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви6 октября 1596 года в Бресте собрались пять западнорусских епископов во главе с Киевским митрополитом для того, чтобы принести присягу Римскому папе и провозгласить церковную унию. В то же время в Бресте собрался другой собор во главе с экзархом Константинопольского патриарха св. Никифором, двумя другими епископами и многочисленными священниками и мирянами, который осудил самовольное соглашение с Римским папой.

К вопросу о донациональной этнической идентичности русинов Словакии (XIX - начало XX вв.)

Русины на гравюре 19 векаДоминантой донациональной идентичности русинов в XIX - начале XX в являлся конфессиональный фактор: принадлежность к «русской вере» - христианству восточного обряда. Выражением этой идентичности являлся целый ряд этнонимов с корнем рус- (в первую очередь, руснак), которые проявляли отчетливые этноязыковые черты, связанные, в частности, с восточнославянскими языковыми особенностями. Параллельно у русинов и представителей переходных групп функционировали другие варианты донациональной идентичности, в частности, выраженные в локальных названиях или же, например, популярном на русинско-словацком пограничье этнониме словяк.

Взгляды М.О. Кояловича в кругу идей российской историографии второй половины XIX в. и проблема изучения белорусских земель.

Михаил Осипович Коялович (1828-1891)


Михаил Осипович Коялович (1828-1891 гг.) был широко известен российской общественности второй половины XIX в. В течение тридцати пяти лет он работал на кафедре русской истории Санкт-Петербургской Духовной Академии и долгое время эту же кафедру возглавлял. Находясь в самом центре политической и культурной жизни Российской империи среди богатейших библиотечных и архивных собраний, ученый посвятил много своих трудов изучению исторических судеб славянского мира. Следует рассматривать труды М.О. Кояловича как своеобразное взаимодействие профессиональной науки и общественного сознания, направленное на изучение западно-русских (белорусских) земель.

Борьба за Госдуму. Идеология русских монархических партий и их белорусских представительств в выборных кампаниях начала ХХ века.

Торжественное открытие Государственной Думы и Государственного Совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906.


Одной из важнейших задач практической деятельности по претворению в жизнь своих идеологических воззрений общероссийские правомонархические партии и организованные ими на территории Беларуси отделы считали избрание сторонников в Государственную Думу. Их тактика в ходе проведения избирательных кампаний строилась с учетом национальных и конфессиональных особенностей и сводилась в конечном итоге к выборам своих единомышленников из числа русского населения, к которому они относили также белорусов и украинцев.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть II, Отделение I)

Возникнув из духа Евангельской любви, Братства стремились проявить эту любовь во всех своих действиях, во всех учреждениях, и потому получили сначала, по преимуществу, характер обществ человеколюбивых и назывались Братствами любви и Братствами милосердия. В последствии же времени, когда в юго-западной России возникло гонение на Веру православную, когда Польские короли и римское духовенство стали открыто стремиться к истреблению православия, Братства, не теряя характера обществ человеколюбивых и не оставляя дел милосердия, вызваны были к деятельности другой, более высокой, более важной, —к защите и охранению Веры православной, и получили характер обществ, по преимуществу, религиозно-православных.

Аграрный вопрос и проблема народного образования в воззрениях и тактике общества “Крестьянин”

Белорусские крестьяне, начало XX  в. .Фото: balto-slavica.com

 
Политические партии и организации, существовавшие в Российской империи в начале XX в., в своих программных установках одной из основных проблем выделяли социальные вопросы. Среди политических организаций особое место занимало общество “Крестьянин”, которое в качестве приоритетных задач своей деятельности ставило решение наиболее актуальных вопросов социальной сферы в той интерпретации, которая удовлетворяла бы интересам основной массы населения Российской империи.

Сталин и религиозный вопрос в политике большевистской власти (1917-1923 гг.)

 Александр Проханов перед «иконой» Сталина.Общественный интерес к личности многолетнего руководителя советской страны И. В. Сталина, в частности его отношению к религии на различных этапах политической деятельности и государственной карьеры, не снижается. Весьма важной представляется тема отношения вождя к религиозному вопросу в период становления советского государства в 1917—1923 гг. В исторической публицистике продолжает дебатироваться вопрос, была ли у Сталина в то время какая-либо особая «либеральная» линия или его позиция не отличалась от жестких антицерковных установок других большевистских вождей?

Антицерковный террор в период Октябрьской революции сквозь призму историографии.

В советской исторической литературе тема большевистских репрессий против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции (1917—1921) фактически была под запретом и в лучшем случае затрагивалась мимоходом. Лишь к концу перестройки эти сюжеты стали активно обсуждаться, и то в публицистическом ключе. Тем не менее в целом антицерковный террор в период Октябрьской революции остается относительно малоисследованной темой.

Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери.

 

 

З ноября 2016 года, в канун праздника Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) по всем храмам Святой Руси прошло всенощное бдение. 4 ноября в Москве, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Также в Москве в День народного единства проходят массовые мероприятия.

Объявлены лауреаты Всероссийской литературной премии им. Николая Лескова «Левша» за 2016 год.

 

Решением редколлегии всероссийского ордена Г.Р. Державина литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори» и Правления Академии российской литературы, а также по итогам открытого, интернетовского опроса читателей, названы имена лауреатов всероссийской литературной премии «Левша» им. Н.С. Лескова за 2016-й год.