
5 ноября исполняется ровно 100 лет с момента создания Польского Королевства - государственного образования, возникшего под эгидой Центральных держав в период Первой мировой войны. Его структуры, их деятельность, цели германских и польских политиков в нашей стране практически неизвестны. Крайне мало информации о личностях польских политиков, которые пошли на соглашение с Германией, о том, какие мотивы ими руководили.
Русский перевод статьи «Русь, Россия, Москва.» из богемской (чешской) газеты «Národni Listy» напечатан в 1864 г. в журнале «Вестник Юго-Западной и Западной России». «Вестник ЮЗиЗР» издавался с 1862 г. по свежим следам польско-шляхетского восстания 1863 г. и давал нелицеприятную отповедь польским притязаниям на земли Западной России.
Для белорусов, проживавших в западных губерниях Российской империи, Первая мировая война стала труднейшим испытанием истории. Территория Белоруссии оказалась театром боевых действий, а население непосредственно испытало на себе все тяготы военного времени, включая оккупацию и беженство. В то же время белорусы не могут, как другие народы империи, гордиться успехами государственного и национального строительства в годы Первой мировой войны. Однако именно эти процессы (в представлениях нынешних белорусских элит, перед которыми стоит задача формирования национальной идентичности) призваны стать основной конструкцией исторического самосознания граждан независимой Белоруссии.
Закарпатский регион и его восточнославянское население имеет сложную и неоднозначную как политическую, так и этнокультурную историю. Особенно богатым на различные формы поиска собственной идентичности у карпатских русинов стал ХХ век. Если в рамках Чехословакии, в составе которой регион находился в межвоенный период, русины имели достаточно широкую свободу в сфере культуры и национальной деятельности, то во время вхождения Закарпатья в состав Венгрии в 1939-1944 гг. положение представителей трех основных направлений (украинофильского и русофильского) изменилось.

Бывают личности, которые, благодаря случайным условиям жизни, проходят век свой едва заметными для посторонних; только в тесном кругу семьи потеря их оставляет неизгладимый след, и место их остается навсегда праздным и незаметным. Только с утратою таких лиц сознается вполне ясно значение их для близких. Между тем, по дарованиям, по особенностям характера и душевному развитию эти люди, поставленные в соприкосновению событиям общественной жизни, не остались бы не замеченными.
Юго-западная Россия была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада ее были соединены кровными узами родства с сынами Руси восточной. В их жилах текла родная кровь, в устах звучала родная русская речь, в памяти сохранялись одни и те же дорогие, минувшие годы младенчества, а души их получали жизнь и силу из одного и того же благодатного источника—святой Веры православной, —словом: это были родные братья, связанные между собою и единством происхождений, и единством святой Веры православной, и единством языка, и священными преданиями древности.