Королевство Польское (1916-1918) и восточная политика Германии в годы Первой мировой войны

Акт 5 ноября 1916 г
5 ноября исполняется ровно 100 лет с момента создания Польского Королевства - государственного образования, возникшего под эгидой Центральных держав в период  Первой мировой войны. Его структуры, их деятельность, цели германских и польских политиков в нашей стране практически неизвестны. Крайне мало информации о личностях польских политиков, которые пошли на соглашение с Германией, о том, какие мотивы ими руководили.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение II)

 Трудно и даже невозможно определить с точностью и подробностью отношение Братств к властям того города, или места, в коем находилось то или другое Братство. Можно также сказать утвердительно, что отношение — это не во всех Братствах было одинаково, по той причине, что в самых городах юго-западной России внутреннее управление, или судопроизводство было различно. Так напр., некоторым городам предоставлено было право Магдебургское; другие же не пользовались сим правом, но судились по Литовскому Статуту. Притом, в самих городах, имевших Магдебургское право, одни только мещане пользовались им.

«Русь, Россия, Москва.» - статья из чешской газеты «Národni Listy». 1864 г.

Святая Русь. Михаил Нестеров. Холст, масло. 1901-1905. Русский перевод статьи «Русь, Россия, Москва.» из богемской (чешской) газеты «Národni Listy» напечатан в 1864 г. в журнале «Вестник Юго-Западной и Западной России». «Вестник ЮЗиЗР» издавался с 1862 г. по свежим следам польско-шляхетского восстания 1863 г. и давал нелицеприятную отповедь польским притязаниям на земли Западной России.

Не наша война?

14 августа 2011г. в Минске состоялось официальное открытие мемориала на месте Минского Братского кладбища, на котором захоронены воины Русской императорской армии, погибшие во время Второй Отечественной войны Для белорусов, проживавших в западных губерниях Российской империи, Первая мировая война стала труднейшим испытанием истории. Территория Белоруссии оказалась театром боевых действий, а население непосредственно испытало на себе все тяготы военного времени, включая оккупацию и беженство. В то же время белорусы не могут, как другие народы империи, гордиться успехами государственного и национального строительства в годы Первой мировой войны. Однако именно эти процессы (в представлениях нынешних белорусских элит, перед которыми стоит задача формирования национальной идентичности) призваны стать основной конструкцией исторического самосознания граждан независимой Белоруссии.

Русинская идентичность (на примере участия галичан в Гражданской войне)

1-й курень 6-й бригады Галицкой армии, выведенной по Зятковским соглашениям в тыл Добровольческой армии, 17 ноября 1919 года.

 

В ноябре 1918 г. была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Началось формирование ее вооруженных сил. Несмотря на нехватку военных кадров (более 100 тыс. военнослужащих-русинов продолжали находиться в плену в Италии), была создана украинская галицкая армия. Вытесненная поляками со своей территории, она стала одним из участников гражданской войны в России. 

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России». (Часть I, Отделение I)

Бедственные обстоятельства, в коих находились, во времена Унии, народ южнорусский и Вера православная, требовали постоянных и продолжительных совещаний; потому что не проходило дня, когда бы Фанатизм врагов не изобретал новых средств к угнетению русского народа, твердо стоявшего за православие. И как все, что только имело отношение к Вере православной и южнорусскому народу, находило для себя опору в Братствах; то сии последние, в своих собраниях, должны были всячески заботиться о том, как бы противодействовать Унии, как бы предупредить то или другое бедствие, грозившее гибелью Вере православной, как бы уничтожить несчастие уже, постигшее южнорусский народ.

«Освобождение от чешского ярма»: культурно-национальная политика Венгрии в Закарпатье в 1939-1944 гг.

Закарпатский регион и его восточнославянское население имеет сложную и неоднозначную как политическую, так и этнокультурную историю. Особенно богатым на различные формы поиска собственной идентичности у карпатских русинов стал ХХ век. Если в рамках Чехословакии, в составе которой регион находился в межвоенный период, русины имели достаточно широкую свободу в сфере культуры и национальной деятельности, то во время вхождения Закарпатья в состав Венгрии в 1939-1944 гг. положение представителей трех основных направлений (украинофильского и русофильского) изменилось.

Религиозные войны в Речи Посполитой. К вопросу о последствиях брестской унии 1596 года.

Убийство униатами преподобномученика  Афанасия Брестского (Филипповича)
Первая четверть XVII в. в истории Речи Посполитой была наполнена религиознообщественными конфликтами, порожденными Брестской унией 1595-1596 гг. и поставившими под вопрос режим религиозной терпимости. Перипетии этой борьбы неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако в меньшей степени изучен вопрос, насколько весомой в этих конфликтах была роль именно религиозных мотивов, т. е. самого факта нарушения Брестской унией «равновесия» в отношениях католиков и православных. Он приобретает особенно драматический характер в связи с тем, что в XVI в. католицизм и православие более или менее мирно уживались в Речи Посполитой, давая всей Европе пример взаимопонимания и добрососедства католиков и «схизматиков»

Разделение христианского Востока и Запада

Праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается православными верующими 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник отмечается только Русской православной церковью и является первопрестольным.

 


«Иноверцы [не допускаются к делу восприемника] потому, что Символ веры у них испорченный, таковой имеют католики, протестанты и реформаты, если же они будут ребенка воспитывать, то, конечно, в свою веру отведут» («О должностях пресвитеров приходских», п. 80).

Граф Михаил Николаевич Муравьев и его дочь.

Склеп-могила М.Н. Муравьева на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге. Там же захоронены жена М.Н.Муравьева Пелагея Васильевна и дочь София Михайловна (фото Анны Кудравцевой).Бывают личности, которые, благодаря случайным условиям жизни, проходят век свой едва заметными для посторонних; только в тесном кругу семьи потеря их оставляет неизгладимый след, и место их остается навсегда праздным и незаметным. Только с утратою таких лиц сознается вполне ясно значение их для близких. Между тем, по дарованиям, по особенностям характера и душевному развитию эти люди, поставленные в соприкосновению событиям общественной жизни, не остались бы не замеченными.

Современная польская проблема с национальной идентичностью

Матеуш Пескорски в Донецке (ДНР)

 

Сравнение истории формирования современного национального самосознания поляков с аналогичным процессом у других народов является очевидной ошибкой. Похожей ошибкой является сопоставление поляков и их идентичности с крупными нациями Западной Европы. Можем ли мы, в таком случае, выдвинуть тезис об исключительности польской идентичности? И да, и нет.

Иоан Флеров. «О православных Церковных Братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России» (Вступление)..

Юго-западная Россия была древним достоянием потомков святого Владимира, и православные чада ее были соединены кровными узами родства с сынами Руси восточной. В их жилах текла родная кровь, в устах звучала родная русская речь, в памяти сохранялись одни и те же дорогие, минувшие годы младенчества, а души их получали жизнь и силу из одного и того же благодатного источника—святой Веры православной, —словом: это были родные братья, связанные между собою и единством происхождений, и единством святой Веры православной, и единством языка, и священными преданиями древности.