Пряшевщина в литературных образцах (Часть II).

ЮЛИЙ ИВАНОВИЧ СТАВРОВСКИЙ-ПОПРАДОВ

 

Было время, когда взялися за составление школьных книг наши собственные люди, явились учебники в издании общества св. Василия Великого; но это время быстро улетело, ибо меродательным кругам не было по вкусу то, что обнаружили знаки преуспения, и вся благотворная деятельность общества была занята. Книги, изданные обществом, были изгнаны из школ и замещены книгами с каким-то никогда не бывалым, незнакомым у нас украино-мадьярским наречием.

Цвета белого.

 

В церковном богослужении цвет имеет то же значение, что и на иконе, посвященной тому или иному событию или святому. Конечно же, цветовая гамма икон гораздо разнообразнее, но и через цвет священнических облачений и церковного убранства можно многое узнать о богослужении, проникнуться особым настроением, которое вызывает у человека тот или иной «цвет» церковного праздника.

Пряшевщина в литературных образцах (Часть I).

Евгений Л. Недзельский

 

Русь за Карпаты пришла в незапамятные времена. Историки признают, что еще до прихода мадьяр в 896 г. — в горно-лесные дебри Карпат скрывались «восточные славяне», ища спасения от теснимых с востока и наступающих на запад кочевников — аваров, угров, хозар и печенегов. О том, что первые русские поселенцы пришли откуда-то с южных притоков Припяти, свидетельствуют названия рек, этих единственных путей в непроходимых лесах горной полосы.

Федот Кудринский. Белоруссы (Общий очерк. Часть II).

Положительныя черты белорусса, составляющия фундаментальную основу его этнографическаго типа, общи всем племенам славянской расы. Такими чертами являются: сильная религиозность (с большой наклонностью к обрядности), любовь к родине (патриотизм), семейственность, природное добродушие, сердечность. Говорить об этих сторонах типа белорусса значит характеризовать одновременно и великорусса и малоросса. Не касаясь этих сторон, скажем о том, что исключительно характеризует белорусса со стороны его племеннаго типа, как этнографическую разновидность славянской рассы.

Традиция дней русской культуры на Пряшевщине (20–40-е гг. хх ст.)

Идея празднования Дня русской культуры зародилась в среде послереволюционной российской эмиграции, болезненно ностальгировавшей по утраченной родине. Первый День русской культуры был проведен в 1924 г. в Эстонии. Весть о мероприятии быстро облетела все русское зарубежье. Поэтому еще в том же 1924 г. в Праге под эгидой Русского педагогического бюро состоялось совещание, постановившее попытаться организовать международные празднества такого типа во всех регионах, где проживают выходцы из России.

Общество им. А. В. Духновича. День русской культуры в Стропкове

Русское культурно - просветительное Общество имени Александра В. Духновича было организовано в 1924 г. в Ужгороде. Его задачей было содействовать просвещению широких народных масс, всех русских за Карпатами. Оно организовывало народные читальни, создавало при них певческие, театральные и музыкальные кружки, библиотеки, издавало книги и журнал, содействовало собиранию литературно-исторических памятников и ширило идею единства русской культуры.

Федот Кудринский. Белоруссы (Общий очерк. Часть I).

Белоруссия поражает наблюдателя то унылыми картинами неуютнаго, меланхолическаго севера, то разнообразием холмистой южной природы. Смесь элементов дикаго севера с мягкими, ласкающими взор контурами юга составляет типичную особенность белорусскаго ландшафта. На сереньком унылом ладшафте раскинулись убогия белорусския селения, поражающия путешественников своей неуютностью и бедностью.

Верховная организация Пряшевщины

 

После окончания первой мировой войны, русским за Карпатами представилась возможность: решать свою судьбу по своему усмотрению. Решала свою судьбу и Пряшевщина. В 1918 г. после развала Австро-Венгрии в целом ряде центров русского расселения под Карпатами возникли в революционном порядке народные рады, которые обсуждали положение окружного населения и выносили решения об устройстве его судьбы.

Значение Церкви в просвещении народа

 На протяжении веков, особенно после уничтожения карпаторусского дворянства и мещанства долголетним гнетом иноплеменников, когда остались лишь земледельцы и духовенство, и когда духовенство стало единственным двигателем национальной жизни своего обедневшего народа, нельзя было рассматривать общественную жизнь без церкви, без церковной жизни, без церковных людей. Словом, церковь являлась оплотом и культурной, и общественной жизни нашего народа. Все. что творилось на культурно-просветительном поприще, творилось посредственно и непосредственно русской церковью.

«Было чувство, будто мы оставлены на произвол судьбы»: учреждения российского общества красного креста при 1-й армии в августе 1914 г.

Николай II среди раненых офицерского лазарета Красного Креста, врачей и сестер милосердия. 21 ноября 1914 года. Тула, дворянское депутатское собрание (ГАТО. Ф. 3097. Оп. 3. Д. 38)События Восточно-Прусской операции 1914 г. и боевой путь 1-й армии генерала П. К. фон Ренненкампфа в частности достаточно хорошо изучены в отечественной историографии, однако отдельные лакуны существуют до сих пор. Так, практически не известна деятельность Российского общества Красного Креста (РОКК), которое в годы Первой мировой войны играло ключевую роль среди прочих общественных организаций, призванных содействовать армии.