Значение Церкви в просвещении народа

Автор: И. С. Обшаров

  Продолжаем публикацию статей из уникального историко-литературного сборника «Пряшевщина», вышедшего в 1948 году в Праге под общей редакцией И.С. Шлепецкого.

 

И. С. Обшаров:

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКВИ В ПРОСВЕЩЕНИИ НАРОДА

Наша церковь, по примеру церкви Киевской Руси, всегда была носительницей не только духовно-моральных, но также и культурно-просветительных элементов. На протяжении веков, особенно после уничтожения карпаторусского дворянства и мещанства долголетним гнетом иноплеменников, когда остались лишь земледельцы и духовенство, и когда духовенство стало единственным двигателем национальной жизни своего обедневшего народа, нельзя было рассматривать общественную жизнь без церкви, без церковной жизни, без церковных людей. Словом, церковь являлась оплотом и культурной, и общественной жизни нашего народа. Все. что творилось на культурно-просветительном поприще, творилось посредственно и непосредственно русской церковью.

Церковь являлась и храмом Божьим и школою народа. Она быстро крепла и процветала. Заботилась об образовании духовенства; постепенно выпускала хороших образованных работников для своей церковной жизни, а тем самым она выпускала хороших культурно-просветительных и общественно-национальных деятелей и защитников интересов своего народа.

Церковь заботилась также и о просвещении народа.

Уже в далеком историческом прошлом при церквах и монастырях возникали церковные школы, которые имели немалое значение для просвещения народа. Наши-монастыри в Красном Броде и на Буковской Горе с незапамятных времен, задолго до принятия унии, являлись рассадниками народного просвещения, рассадниками русского слова, русской культуры под Бескидами. Они на протяжении веков выпускали учителей для начальных школ, и монастырские школы потеряли свое значение только после возникновения учительской семинарии в Ужгороде и в Пряшеве. Церковные же начальные школы сохранились до сих пор. Введение ужгородской унии (1646 г.) продолжительное время не имело никакого влияния не только на массы народа и его национальную жизнь, но также и на его духовных пастырей, которые продолжали жить подлинной жизнью своих предков и исполнять свои духовные обязанности по заветам своих предшественников, стараясь сохранить духовные ценности своей церкви и передать их в подлинном виде грядущему поколению. Следовательно, наша церковь и после введения унии на протяжении столетий жила подлинной жизнью старинной русской церкви и оказывала неоценимую услугу своему народу на культурно-национальном поприще.

Церковная жизнь, действительно, являлась жизнью народа, просветителями которого оказались в самые трудные времена, во времена национального гнета, почти исключительно церковные люди, духовенство. Арсений Коцак, Александр Духнович, Александр Павлович, Анатолий Кралицкий, Юрий Ставровский-Попрадов, Михаил Артим, Ириней Ханат, Иван Кизак, — все они являлись не только проповедниками слова Божья, но они творили также национальную мысль своего народа, русское общественное мнение, русскую культуру и, вообще, они являлись крепкими и стойкими защитниками интересов своего народа, защитниками родного русского слова под Бескидами. Словом, наша церковь творила не только духовную, но также и культурно-национальную жизнь нашего народа. Церковные люди шли рука об руку с народом, защищали его интересы, и народ горой стоял в защиту своих церковных людей.

Введение церковного соглашения в жизнь нашего народа ничуть не мешало ему продолжать жить подлинной жизнью своих предков и называть себя русским и православным. Так его называло и до сих пор называет в церквах духовенство. Таковыми считали себя и Балудянский, и Лодий, и Добрянский, и Гуца-Венелин, и другие сыны Бескидов. Это соглашение на протяжении веков не мешало также быть верным заветам праотцов русской церкви и духовным вождям русского народа, Духновичу, Павловичу и другим церковным людям, культурно-просветительным деятелям под Бескидами; их литературное творчество дышит горячей любовью к русской церкви, к русскому слову, к русской культуре.

Государственное устройство иноплеменников со временем церковному соглашению придало совсем иной характер. Под давлением властвовавших инородцев церковь волей-неволей из года в год постепенно теряла свою первобытность и затягивалась на службу чужой государственной мысли, имевшей целью посредством церкви денационализировать русское население под Карпатами. Церковные люди долгое время оказывали сильное сопротивление темным замыслам церковного соглашения; они крепко и достойно высоко держали русское знамя, пока иноплеменники не скрепили тяжелыми узами их существование и не перевоспитали их поколение так, что в 1914—15 году уже доходило к служению в русских церквах по мадьярский, а в 1941—40 годах чуть не дошло к служению русскому народу по-словацки. И не будь на Пряшевской Руси православной церкви с ее подлинным русским характером, униатская церковь уже давно отстранила бы из своей жизни все, что «пахнет Русью». Доказательством этого является- современная деятельность монастырских орденов Василиан и Редемптористов, которые, собирая средства среди наших крестьян на «вечные службы», выпускают разные брошюры с чуждым народу содержанием на словацком языке и разбрасывают их по нашим русским селам.     

Несомненно, не будь всяких политических давлений на церковь со стороны иноплеменников, церковное соглашение, совсем не отразилось бы на характере общего церковного положения. Все же, несмотря на тяжелые испытания нашей церкви в прошлом, униатская церковь и впредь считает Василием. Оба они сыны русских родителей и возлагаем надежду, что возглавляемая ими церковь под их руководством пойдет следами Духновича, Павловича и других видных церковных людей Пряшевской Руси. Не менее вязана к этому же пути на культурно-национальном себя русской и возглавлена ныне епископом Павлом и его помощником — епископом поприще наша православная церковь во главе с архиепископом Елевферием. Она несомненно, выполнит свои задания и на культурно-национальном поприще, тем более, что этот путь торжественно принят, как единственно правильный, первым Съездом духовенства и мирян Пряшевской Православной Епархии, состоявшимся в Пряшеве 26-го апреля 1947 г.

Итак, если наши обе церкви — православная и униатская — пойдут рука об руку хотя бы только на культурно-просветительном поприще по заветам наших славных предков, их значение в просвещении народа и в будущем ничуть не уменьшится, тем более, что церковные люди имеют полную и широкую возможность общения с народом, как посредством церкви, так и посредством школы. Они, действительно, могут быть и в будущем не только духовной, но также и культурно-национальной опорой русского народа на Пряшевской Руси. В противном случае народ сплотится в одно могучее целое и пойдет с той церковью, которая будет достойно хранить заветы его предков, традиции с их подлинным характером и защищать его культурно-национальную самобытность.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.