Продолжаем публикацию статей из уникального историко-литературного сборника «Пряшевщина», вышедшего в 1948 году в Праге под общей редакцией И.С. Шлепецкого.
Федор В. Дуфанец:
ОБЩЕСТВО им. А. В. ДУХНОВИЧА
Русское культурно - просветительное Общество имени Александра В. Духновича было организовано в 1924 г. в Ужгороде. Его задачей было содействовать просвещению широких народных масс, всех русских за Карпатами. Оно организовывало народные читальни, создавало при них певческие, театральные и музыкальные кружки, библиотеки, издавало книги и журнал, содействовало собиранию литературно-исторических памятников и ширило идею единства русской культуры. Поскольку осуществление автономии, обещанной и гарантированной русским за Карпатами, затягивалось, уже в 1929 году становилось очевидным, что разница в административной власти на Подк. Руси и на Пряшевщине принуждает работу Общества для Пряшевщины специализировать, отделить, приспособить к административным и национальным условиям на Словакии.
Так в 1933—34 году в Пряшеве «Русская Народная Читальня им. А. В. Духновича», располагая значительным кадром патриотически настроенной интеллигенции, превратилась в самостоятельное общество для Пряшевщины, поддерживая самую тесную связь с таким-же обществом в Ужгороде. Летом 1933 г. в Пряшеве состоялась крупнейшая русская культурная демонстрация — «День Русской Культуры», при котором «благодарный карпаторусский народ» — так звучит надпись, — открыл памятник А. В. Духновичу. В торжестве приняли участие оба общества и народу собралось до 10 тысяч человек. Это и положило начало созидательной деятельности пряшевского Общества им. Духновича. С трудом добившись утверждения устава Общества, пряшевские патриоты, старые и молодые, сельские и городские принялись за организационную работу. Было создано несколько десятков читален. Под праздник священник, учитель, чиновник, студент, захватив кусок хлеба, где автобусом, а где и пешком пробирался в села — читать лекцию, помогать театральному кружку, обучать хор. Такого рода хождение в народ имело большое значение: селянин национально окреп, культурно возрос, а интеллигенция получила твёрдую основу для культурных требований.
До 1935 г. на Пряшевщине не было ни одной русской государственной школы, русское обучение шло только в церковных греко-католических школах, за что нужно благодарить старших работников просветительной работы — И. Ф. Кизака, д-ра Н. А. Бескида, С. Смандрая, Ф. Ройковича и молодого — в то время — епископа Павла Гойдича, упорно и настойчиво шедших по русскому пути, указанному предками и особенно Духновичем. С укреплением через культурную работу национального самосознания народной массы нашлись силы, заставившие политические партии считаться с русскими, а это повело к открытию в 1935 г. 60-ти держ. русских школ, а затем и частной русской гимназии в Пряшеве.
Успешная. работа О-ва им. А. В. Духновича была прервана событиями 1938 и 1939 г. Национал-шовинистический режим Тисо в так наз. «самостоятельной» Словакии привел к тому, что О-во Духновича должно было свернуть свою широкую сеть работы и в лучшем случае удерживать на местах культурные очаги. Тисовский режим не остановило в искоренений русского дела и то, что во главе его было большинство не только греко-католиков, но и видных деятелей греко-католической Церкви. Гитлеру, патрону этого режима, конечно, была не по вкусу идея Духновича и его Общества - идея единства русской культуры: от Попрада по Владивосток.
Многие «соколята» Духновича претерпели в это тяжелое время гонения, многие, пали в бою за освобождение. Накануне прихода освободительных войск - Красной Армии и корпуса ген. Л. Свободы в каждом «духновичевце» немцы и гвардия Глинки видели укрытых партизан и революционеров. Таить нечего в этом случае фашисты имели правду, О-во им. Духновича за это не стыдится.
Сильно пострадавшая от военных действий Пряшевщина постепенно, начала возобновлять читальни им. Духновича и в 1947 году снова начали процветать сельские культурные очаги, устраиваться местные и окружные «Дни Русской Культуры» — в Тополе, родине Духновича, в Стропкове, где собралось свыше десяти тысяч человек — раз уже только пряшевчан.
Ныне «соколят» Духновича воспитывают уже три русских гимназии (в Пряшеве, в Гуменном и в Праге) и есть все данные к тому, что услышана молитва Духновича к Богу Вышнему, и Он «поддержит русского и даст века лучшего».
***
Михаил Пчелинский:
ДЕНЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРОПКОВЕ
Чем дальше от Пряшева на восток, тем более чувствуется русский дух, русская культура. Деревни становятся скромнее и беднее, лица открытые, доверчивые и прямодушные. Венгерские графы и бароны, крупные землевладельцы, эксплуатировали руки этого населения и, слава Богу, о душах, своих угнетенных особенно не заботились. Исконный уклад быта и целебное влияние русской культуры помогли пряшевцам пережить те времена, когда в школах запрещалось говорить по-русски. Рабство укрепило в душах пряшевцев национальное самосознание, скрыто оно росло и зрело. Пришли дни демократической республики и руснак перешел в наступление: чужого не прошу, но от своего не отступлю. Только добился признания русской школы, как началась новая война. И теперь руснаку нужно и свое восстанавливать и наверстывать то, что было упущено в дни «немецкой свободы». Жить приходится удвоенной силой!
Сознательные сыны Пряшевской Руси, особенно поэт и писатель Алексей А. Фаринич, поняли смысл этой двойной силы. Если один в поле не воин, то свободный народ может сплотиться в общественной работе и стать армией. Немало труда Фариничу пришлось вложить, чтобы воссоздать сеть читален Общества имени А. В. Духновича и собрать армию «соколят» батька Духновича. 22 июня 1947 г. О-во им. А. В. Духновича и районный комитет Национального Совета Пряшевщины в Стропкове решили сделать смотр культурных сил народа — объявили День Русской Культуры.
Стропков — малый городок, сильно пострадавший от военных действий. Стропков готовился к празднику, чистился, украшался, конечно — по мере своих скромных сил. Накануне ДРК стропковчане легли спать спокойно. А утром — Стропков оказался в осаде. Со всех сторон с раннего утра начали направляться народные ходы и окружили малый Стропков силой в два-раза большей. Десятитысячная масса земледельцев и интеллигентов, рабочих и молодежи собралась вокруг Стропкова в своих живописных народных костюмах. Знатоки местного этноса метким взором отличают: эти вот из Великого Буковца, направо идут из Владимировой, а вот эти будут из Бехерова...
Солнце, белые в солнце стены полуразрушенных домиков и праздничная толпа со всех концов Пряшевской Руси. Торжественное богослужение совершает владыка епископ Василий.
В десять часов началось торжественное шествие. Руководители общественной и политической жизни Пряшевщины заняли места на небольшой разукрашенной трибуне на площади. Шествие начали дети начальных школ в национальных костюмах. За ними с лихой и торжественной песней идут учащиеся средних школ. А дальше бесконечная толпа крестьян, рабочих и интеллигентных тружеников. Портреты и лозунги. Бенеш и батько Духнович, Сталин и Пушкин. «Мы требуем восстановление разоренных сел», - «Требуем закрепления наших прав в конституции ЧСР» ...
Около 11 часов не только площадь, но и все прилегающие улицы заполнены народом. Десятки тысяч глаз обращены к угловому дому, к балкону, откуда открывает официальную часть А. А. Фаринич. Он говорит кратко, образно, вдохновенно. Для всех ясно, что он — виновник торжества, он настоял на том, что жив русский человек на Пряшевщине и имеет право торжествовать. Фаринич собрал народ в Стропков и все ему благодарны. Сила-то какая! Русская!
- Нас много, - говорит председатель Национального Совета Пряшевщины В. В. Караман, — мы в Чехословацкой Республике. Кто этому не верит, пусть придет и посмотрит на нас здесь. Мы кровью заслужили свободу и не отречемся от нее никогда!
- Ни-ког-да! - отвечает народ.
— Русский народ ни себе, ни другим не изменял, и в дни невзгод, и в часы великой славы он был русским! - говорит в своем приветственном слове от имени Православной Пряшевской Епархии о. Андрей Романецков.
- Это земля, на которой жили наши русские предки, на этой земле, и мы будем жить, соблюдая достоинство каждому из нас дорогого имени - русский! - говорит от имени Греко-Католической епархии о. Руснак, преподаватель русской гимназии в Гуменном.
Верно! Будем всегда русскими! - вторит им толпа.
Речи льются, что сладкий мед, поблескивая на солнце. Дедо семидесяти двух лет, пешим порядком добравшийся из Свинского округа па ДРК, качает головой и приговаривает: Добре-добре, поговорили, послушали и домой пора: дождь будет.
Деду никто не, верит, по у деда своя физкультура: у деда кость ломит.
В 3 часа на футбольной площади должна была состояться вторая часть программы — спортивная. Только молодежь начала выступать с вольными движениями, как пошел дождь. И полуразрушенный Стропков под своими скудными стрехами вместил в пять раз больше гостей, чем обывателей в городке, В тесноте да не в обиде.
В 6 часов в большом зале культурного дома началась третья часть программы — художественная. Преподавательница русской гимназии в Гуменном В. С. Протасова говорила о влиянии мастеров русской культуры на Пряшевщину, наглядно показала, что пряшевские будители вели свой народ по путям, предначертанным Пушкиным. Национальный Театр Пряшевской Руси выступил с программой — представил «В дни войны» С. Михалкова. Пряшевские гимназисты исполнили национальные танцы, Сас и Гаргай - лучшие танцоры, мастера, вместе с ними весь зал хочет плясать. Им на смену приходят гимназисты из Гуменного с четким и задорным «матросским танцем» ...
Зал без конца рукоплещет. Программа богатая, разнообразная, сытная. Однако, не так легко утолить культурный голод народа. Публика требует «бис» - «взбесилась» публика.
Уж вечер. Гости полны впечатлений, сыты, но алчущей душе и этого мало!
Побольше-бы таких торжеств! — говорят Фариничу все, прощаясь на сегодня,
День Русской Культуры укрепляет народную душу, рождает неколебимую веру в силу народную. Укрепляет к творческой жизни малодушных.
Увидев вокруг себя море голов, думающих русскую думу, подслушав удары тысяч сердец, чувствующих по-русски, каждый становится увереннее, смелее, ибо он не сам, он включен в народную стихию.
По Пряшевской Руси текут, весело играя, русские реки, шумят русские леса, на звонкую русскую песню по-русски отвечает эхо.
Тут жили наши предки с незапамятных времен, здесь будем жить и мы.
Дух русской культуры всегда будет над нами.
Комментарий редакции "ЗР".
Увы, надежды на возрождение русской жизни после Второй мировой войны при помощи СССР, которые возлагали русинские публицисты в книге «Пряшевщина» не сбылись. Уже в год издания книги этой книги проходила операция «Висла» по насильственному переселению русинов в Польше. Вскоре и на самой Пряшевщине с подачи советских коммунистов началась политика подавления русского движения, сопровождавшейся украинизацией и словакизацией.
Чтобы читателям была понятна отчасти просоветская риторика статей из книги «Пряшевщина» предлагаем прочесть статью кандидата исторических наук Михаила Юрьевича Дронова "Традиция дней русской культуры на Пряшевщине (20–40-е гг. хх ст.)"