ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Школьное дело на Пряшевщине

 Продолжаем публикацию статей из уникального историко-литературного сборника «Пряшевщина», вышедшего в 1948 году в Праге под общей редакцией И.С. Шлепецкого.

 


 

Василий Капишовский: Школьное дело на Пряшевщине
(Историко-литературный сборник «Пряшевщина». стр. 273 -283)

 

На Меморандум Национального Совета Пряшевщины последовал 26 мая 1945 г. ответ от имени Словацкого Национального Совета, в котором было сделано заявление от имени «всего словацкого народа» о желательности «самых лучших отношений» к нашему народу, чтобы «ни в одном сердце» нашем «не закоренилась горечь от кривд», причиненных нашему народу.

По линии организации просвещения эти слова, мы можем это смело заявить, полностью воплотились в дело. Словацкие власти не только не мешали нам строить свое, а в известной мере строить по-своему школьную работу, но и полностью шли нам навстречу.

Еще не миновал и месяц после передачи Меморандума, как Национальный Совет Пряшевщины приступил к организации особого реферата для наших школ, а 18 июня 1945 г. реферат этот начал свою деятельность, сначала при Поверительстве по делам школ и просвещения — экспозитуре в Кошицах, а затем, после ликвидации экепозитур, — в Братиславе. День этот является переломом в развитии школьного дела Пряшевщины и вообще в ходе развития нашей культурной жизни, В первый раз в многовековой истории Пряшевщины было поручено школьное дело сынам Пряшевской Руси, людям, вышедшим из народа, на практике испытавшим гнет и ущерб, нанесенный прошлой властью, особо фашистской по отношению к нашему народу, Сразу-же после установления реферата во главе с бывшим его начальником д-ром Иваном Ю. Пьещаком организовано было четыре школьных инспектората для местного руководства, а именно: 1. в Лаборце — для районов Лаборец, Снина, Гуменное и Собранцы; 2. в Стропкове — для районов Стропков, Свидник, Гиральтовцы и Воронов; 3. в Собинове — для районов Собинов, Старая Любовня, Спишская Старая Весь, Попрад и Кежмарок, и 4. Пряшеве для районов Пряшев, Бардиёв, Королевский Холмец, Гельница и для прочих мест, где. организуются русские школы.

Вслед за этим организуются и инспектораты народного просвещения в Бардиёве, Свиднике, Снине и Старой Любовне.

Места инспекторов занимают люди, принимавшие прямое участие в боях за освобождение родной Пряшевщины и всем нам равно дорогой Чехословацкой Республики.

Еще не остыли пушки, но с фронта, с, гор, из эвакуаций, из концлагерей — возвращаются учителя в разрушенные школы, чтобы продолжать культурно-просветительную работу среди народа, но уже в мирных условиях, без страха и без чувства второстепенности. Культурные работники уже не опасаются за русское слово, не боятся, что за русское слово, за родную песню они будут привлечены к ответственности, лишены своего места, зарплаты и отданы под суд за «противогосударственную деятельность».

Красная Армия победоносно продвигалась вперед, — на запад к Берлину, — а за фронтом в освобожденных краях начиналась новая жизнь — без гнета и насилья.

Если в 1921/22 учебном году единственное русское городское училище в Пряшеве посещало не более 120 учеников, то к 1. IX. 1947 посещает городские училища 3. 044 ученика; если в 1921/22 уч. году единственную среднюю школу — русскую учительскую семинарию в Пряшеве — посещало 97 учеников, в 1941/42 уч. году ту-же учительскую семинарию и гимназию посещало 398 учеников, то в 1947 48 уч. году русские средние и специальные школы посещает 1. 046 учеников.

Рост наших средних школ показывает следующая таблица

Школы

До освобождения

После освобождения
в 1945 г.

К 1.9. 1947 г.

школ

классов

школ

классов

школ

классов

учеников

Детсады

1

1

2

2

11

12

948

Начальные школы

165

368

277

558

272

454*

16.905

Городские училища

1

6

2

10

25

90

3.044

Средние и учит. и акад.

2

11

2

11

5

31

1.046

Всего

169

386

283

581

313

587

21.943

*) Число классов начальных школ и количество учеников в них к 1.9.1947 по отношению к 1.9.1946 понизилось вследствие открытия новых городских училищ и оптации в СССР.

 

 

Расположение школ по Пряшевщине к 1. IX. 1947 следующее:

 

Шк. инспекторат

Район

Детсадов

Начальных

Городских

Средних и спец.

школ

клас.

школ

клас.

школ

клас.

школ

клас.

Лаборец

Лаборец, Снина Гуменное, Собранцы

3

4

88

184

9

34

2

12

Собинов

Собинов,
Ст. Любовня, 
Сп. Ст. Весь, 
Попрад,
Кежмарок

3

3

47

96

6

20

-

-

Стропков

Стропков, Свидник, 
Гиральтовцы, 
Воронов

4

4

89

99

5

18

-

-

Пряшев

Пряшев, Бардиёв,
Кор. Холмец,
Левоча,
Сп. Н. Весь

3

3

48

75

5

18

3

19

Всего

 

13

14

272

454

25

90

5

31

 

Из вышеприведенной таблицы вытекает, что организация школ еще далеко не закончена, в особенности детских садов, отчасти городских училищ, школ средних и специальных. Чтобы этот недостаток устранить, в 1947/48 уч. году открыты три новых городских училища. Таким образом, ныне действует 25 городских училищ в следующих местах: Пряшев, Бардиёв, Комлоша, Мальцев, Нижняя Полянка, Собинов, Любовня, Каменка, Малый Липник, Лютина, Орлов, Стропков. Свидник, Нижний Мирошов, Ломное, Великий Буковец, Лаборец, Вышняя Радвань, Вырава, Гавай, Олька, Габура, Снина, Убля (парал. классы в Дубраве ) и в Старине.

Средние школы: гимназии в Пряшеве и в Гуменном, учительская и коммерческая академия в Пряшеве, специальная школа женских профессий в Лаборце.

Детские сады: Лаборец, Убля, Сташин, Свидник, Стропков, Вышний Мирошов, Гунковцы, Беловежа, Бехеров, Комлоша, Каменка, Лютина, Яковяны.

Дальнейших 14 детсадов будут открыты до конца двухлетки.

До освобождения было немного сел, где начальные школы были многоклассные. Почти все бывшие церковные школы, — а они в прошлом и вели русское обучение — невзирая на количество учеников, были одноклассные с восемью годами обучения и с одним учителем. После освобождения, благодаря распоряжению Словацкого Национального Совета за №34 от 16 мая 1945 г. все школы стали государственными, а тем самым — в зависимости от количества учащихся — школы стали многоклассными. Это не только облегчило работу учителя, но и подняло уровень знаний учащихся.

К 1 сентября 1947 г. в детских садах работает 14 воспитательниц, в начальных школах 432 учителя, в городских училищах 124, в средних и специальных школах 45 преподавателей. Всего в школах с инспекторатами и служащими реферата к началу 1947/48 уч. года было занято 650 педагогических деятелей.

Социальное положение учащейся молодежи на Пряшевщине после освобождения, вопреки большим затруднениям, частично удалось улучшить организацией новых общежитий, и то двух государственных для мальчиков и в Гуменном для мальчиков и девушек. Кроме при содействии райкомов Национального Совета Пряшевщины и Союза Молодежи Карпат, отчасти при поддержке Поверительства социального попечения, были организованы ночлежные дома для молодежи, посещающей городские училища — в Бардиёве, в Снине, в Свиднике и в Стропкове.. С 1. IX. 1947 открыт также новоорганизованный государственный русский интернат для девушек в Пряшеве.

Бедным ученикам-отличникам средних школ реферат ежегодно обеспечивает в своем бюджете известные суммы для стипендий, чем дается возможность получить образование и детям неимущих крестьян и рабочих. В одном только 1946/47 уч. году ученикам средних школ было выплачено 946. 700 Кчс. в качестве вспомоществования.

Самым большим затруднением для правильного и успешного хода работы в школах является неполный или недостаточный ремонт школьных зданий и отсутствие школьных пособий и школьной мебели. ВО время последней войны почти все школьные здания Пряшевщины были разрушены. Многие школы в последние дни войны были сожжены немцами самым вандальским образом. Полностью разрушено или повреждено было за все время войны 215 школьных зданий. Большинство из них к 1. IX. 1947 были настолько отремонтированы, что можно было начать в них занятия. Вместо части совершенно уничтоженных школьных зданий было построено 45 деревянных павильонов. Идет постройка дальнейших семи павильонов. До сих пор не отремонтировано еще 42 школы, но, несмотря на это, за исключением школы в Русском Потоке (снинского района), во всех школах этих — в наемных помещениях — к 1. IX. 1947 ведутся занятия. Ремонт школьных зданий продолжается и будет закончен во второй половине двухлетки. Полное исцеление ран, нанесенных войной нашим школам, можно предполагать только в годы проектируемой пятилетки.

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас 174 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте