Для ознакомления с книгой А.Ю. Каркотко и М.А. Российского о Первой мировой войне «На линии огня» представляем из нее избранные материалы. Напоминаем, что 23 сентября 2015 года в Минске состоялась презентация этой книги, совместно с новой работой Вячеслава Бонадренко «Западный щит Российской империи 1915-1917».
ПРЕДИСЛОВИЕ
ХХ век ушёл в прошлое. Он запомнился как столетие беспримерного технического прогресса и выдающихся научных открытий, выведших человечество на новую ступень цивилизации. Но вместе с тем он вошел в историю и как один из самых жестоких и разрушительных её периодов. Только две войны – Первая мировая (1914-1918) и Вторая мировая (1939-1945) унесли жизни десятков миллионов жителей планеты Земля. Спорить и дискутировать о том, можно ли было избежать этих рукотворных катастроф, сегодня бессмысленно. Но знать и помнить о них мы обязаны, чтобы предотвратить повторение подобного варварства в дальнейшем.
Вторая Отечественная война… Именно так российский официоз поначалу предпочитал называть начавшуюся в 1914 году войну с Германией и Австро-Венгрией. Вскоре появилось и другое ее название – Великая Европейская война. После 1918 года её станут называть империалистической, мировой, а уже в 1940-х годах, в разгар другого, еще более страшного конфликта, окончательно отчеканят исторический термин – «Первая мировая война».
Первая мировая война длилась с 19 июля (1 августа) 1914 года по 11 ноября 1918 года и продолжалась 1 568 дней и ночей, охватив 3 континента. В ней приняли участие 38 государств с совокупным населением 1,5 миллиарда человек – три четверти жителей планеты. Потери были огромные – 10 миллионов убитых и умерших от ран, 20 миллионов раненых.
Беларусь не являлась самостоятельным участником этого конфликта. Собственной государственности она в то время не имела и была одним из регионов Российской империи. Однако судьбе было угодно, чтобы именно белорусская земля стала театром военных действий, на котором были разыграны важнейшие боевые операции Первой мировой войны, во многом определившие её исход: Виленская, Нарочская и Барановичская.
В августе 1915 года, после поражения русских войск в Восточной Пруссии и оставления ими Польши, война пришла в белорусские губернии России. Вскоре громовые раскаты артиллерийской канонады стали доноситься и до жителей небольшого уездного города Вилейка. В ходе развития Свенцянского прорыва 3 сентября 1915 года германские войска ворвались в Вилейку со стороны местечка Куренец. Немецкая артиллерия обстреляла железнодорожную станцию, на которой находился русский воинский эшелон. Многим солдатам в тот день пришлось спасаться вплавь через Вилию.
На берегу реки располагались две русские артиллерийские батареи. Подошедший враг сбил их пулемётами. В разгоревшейся схватке погибли около сорока русских солдат, сами же орудия удалось переправить через реку. Павшие в бою артиллеристы были похоронены мирными жителями там же, на берегу Вилии.
Немецкие войска занимали Вилейку в течение шести дней. 10 (23) сентября 1915 года стало особой датой в истории небольшого белорусского города. Именно тогда Вилейка была освобождена русскими войсками от германских оккупантов.
Очевидец вспоминал, что когда части русских войск с победой входили в город по деревянному мосту через Вилию, то над пехотой невысоко летел серый орёл, а прятавшееся по подвалам мирное население встречало своих освободителей с такой радостью, как будто наступил светлый праздник Пасхи.
Бой за Вилейку стал первым победоносным наступательным боем Русской императорской армии после «великого отступления», занявшего всю первую половину 1915 года. Он определил дальнейший ход войны: дальнейшее продвижение германцев вглубь России было решительно остановлено.
Операция по освобождению Вилейки стала одним из наиболее значимых наступательных сражений русской армии на белорусской земле за время войны 1914-1918 годов. О значимости этого боя красноречиво свидетельствуют следующие факты:
- Высокими наградами за бои на Вилейщине были отмечены многие офицеры и солдаты. Среди них двадцать девять офицеров получили Георгиевское оружие, девятнадцать были удостоены ордена Святого Георгия 4-й степени.
- В память об этом бою созданный в ноябре 1916 года 748-й пехотный полк 187-й пехотной дивизии получил наименование «Вилейского». В этой пехотной дивизии, включенной в состав ХХVII армейского корпуса, все четыре полка были названы в честь побед, одержанных корпусом в 1914-1915 годах.
- На железнодорожной станции Вилейка прошло несколько смотров войск, в которых приняли участие представители царствовавшей династии Романовых. Первый из них провел вскоре после освобождения города 28 сентября 1915 года великий князь Георгий Михайлович. От имени Верховного главнокомандующего – императора Николая II он вручил несколько тысяч георгиевских наград нижним чинам, отличившимся в боях, в том числе и тем, кто освобождал Вилейщину. 23 декабря 1915 года Вилейку посетил сам император Николай II. На железнодорожной станции он провел высочайший смотр войск 2-й армии Западного фронта. В своем дневнике в этот день последний русский царь записал:
«Утром поезд прошёл Молодечно и в 9½ остановился в ВИЛЕЙКЕ. Тут находился командующий 2-й армией и почётный караул от 113-го пехотного Старорусского полка. Погода стояла тёплая, и даже солнце выглянуло часа на полтора. Кругом были видны окопы, могилы и другие следы сентябрьских боёв во время прорыва германцев к Молодечно. На смотре участвовали представители от 2-й армии – следующих корпусов: 4-го Сибирского, 5-го, 20-го, 27-го и 36-го армейских корпусов, пограничной стражи и казаков разных войск. Как всюду, войска представились в прекрасном виде. После парада назначил Эверта генерал-адъютантом.
Посетил в Вилейке лазарет Георгиевской общины, где лежало 20 раненых. Накормил всё начальство завтраком и в 2 часа дня поехал обратно…».
Пребывание императора Николая II в Вилейке нашло отражение в одном из высочайших приказов, издававшихся от его имени. 31 декабря 1915 года монарх обратился к армии и флоту со следующими словами: «Минул 1915 год, полный самоотверженных подвигов моих славных войск. В тяжёлой борьбе с врагом, сильным числом и богатымвсеми средствами, они истомили его и своею грудью, как непреоборимым щитом родины, остановили вражеское нашествие.
В преддверии Нового 1916-го года я шлю вам привет, мои доблестные воины. Сердцем и мыслями я с вами в боях и окопах, призывая помощь Всевышнего на ваши труды, доблести и мужество.
Помните, что без решительной победы над врагом наша дорогая Россия не может обеспечить себе самостоятельной жизни и права на пользование своим трудом, на развитие своих богатств.
Проникнитесь поэтому сознанием, что без победы не может быть и не будет мира. Каких бы трудов и жертв нам ни стоило это, мы должны дать Родине победу.
В недавние дни я приветствовал некоторые полки на прославленных сентябрьскими боями полях Молодечно и Вилейки. Я сердцем чувствовал горячее стремление и готовность всех и каждого до конца исполнить свой святой долг защиты Родины.
Я вступаю в Новый год с твёрдою верою в милость Божию, в духовную мощь и непоколебимую твёрдость и верность всего русского народа и в военную доблесть моих армии и флота».
Настоящий сборник посвящен славным и одновременно трагическим событиям, происходившим на Вилейщине 100 лет тому назад. Его основой стали дневниковые записи и воспоминания четырех очевидцев, судьбы которых оказалась тесно связанными с Вилейкой в трудном для города сентябре 1915 года.
Первый среди них – командир ХХVII армейского корпуса генерал от инфантерии Дмитрий Васильевич Баланин. Он детально проанализировал Вилейскую операцию в очерке «Вилейка. Бой 10-го сентября 1915 года», который был опубликован в журнале «Военный сборник» №10 за 1916 год.
Свои воспоминания о событиях на Вилейщине оставил и Константин Иванович Клуге – скромный обер-офицер Русской императорской армии, честно выполнявший свой воинский долг, не задумываясь о наградах и отличиях.
Ценные для историков наблюдения оставил в своем дневнике военный врач Василий Павлович Кравков – действительный статский советник, занимавшей в то время должность помощника начальника санитарного отдела штаба 10-й армии. Волей судеб он попал в Вилейку в августе 1915 года и искренне полюбил этот милый, патриархальный городок, о котором у него остались весьма теплые воспоминания.
Свою лепту в общую картину исторического события внес и отец Павел Сосновский – священник одной из местных церквей, чей приход сильно пострадал в ходе непродолжительной немецкой оккупации.
Предлагаемые вниманию читателей сборника документальные свидетельства современников интересны и тем, что их авторы – представители разных слоев общества. Среди них и боевой генерал, и офицер-герой, и военный медик-интеллигент, и приходской священник. Каждому из них посвящены отдельные статьи, проливающие свет на их биографии до и после судьбоносного для Вилейщины 1915 года. Тексты опубликованных памятников снабжены комментариями, поясняющими важные для их понимания географические названия, а также содержащими краткие сведения об упомянутых в текстах людях и исторических фактах.
Вместе с тем, картина событий 1915 года на Вилейщине была бы неполной, если бы авторы ограничились лишь свидетельствами их русских участников. Выработанный древнеримскими юристами принцип audiaturetalterampartem – «следует выслушать также и другую сторону» – применим не только к формулированию верной юридической оценки события, но также и к поискам исторической истины. Поэтому в пятой главе сборника слово предоставлено противнику – немецким солдатам и офицерам, чьи дневники и воспоминания были использованы в послевоенное время при написании исторических очерков об участии частей и соединений Германской имперской армии в боевых действиях на Восточном фронте. Выдержки из этих изданий 1930-х годов, касающиеся пребывания немецких войск в Вилейском уезде Виленской губернии в 1915 году, впервые публикуются на русском языке.
Для полноты картины военных событий сборник дополнен приложениями, в которых можно найти сведения о воинских частях и соединениях, участвовавших в освобождении Вилейки в сентябре 1915 года, а также фамилии наиболее отличившихся офицеров, награжденных орденом Св. Георгия или Георгиевским оружием. Отдельным приложением публикуется список погибших солдат и офицеров ХХVII армейского корпуса (к сожалению, далеко не полный). Авторы считают своим догом отдать дань памяти и уважения всем павшим за освобождение Вилейщины.
Представленный сборник является плодом международных усилий. В его создании приняли участие граждане четырех стран: Республики Беларусь, Российской Федерации, Австралии и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
В связи с тем, что многие документы и воспоминания написаны в период Первой мировой войны, даты в сборнике до 1 февраля 1918 года приводятся по старому стилю. Это не касается 5 части сборника, где даты приведены по использовавшемуся в Германии в то время новому стилю.
Сборник публикуется на средства одного из его авторов – российского историка и дипломата М.А. Российского. Весь доход от реализации книги будет направлен на обустройство воинских захоронений периода Первой мировой войны на территории Вилейского района Минской области Республики Беларусь.
Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность за помощь в сборе и предоставлении материалов для сборника:
- Богданову Владимиру Анатольевичу, г. Минск;
- Бондаренко Вячеславу Васильевичу, г. Минск;
- Григорову Александру Игоревичу, г. Москва;
- Карпееву Игорю Вячеславовичу, г. Москва;
- Колосовой Ольге Александровне, г. Вилейка;
- Лиходедову Владимиру Алексеевичу, г. Вилейка;
- Новикову Павлу Александровичу, г. Иркутск;
- Пивоварчику Сергею Аркадьевичу, г. Гродно;
- Плежаку Франку (Frank Pleszak), г. Манчестер, Великобритания;
- Полонскому Виктору, г. Томск;
- Прониной (Клуге) Ольге Константиновне, г. Беверли Хилл, Австралия;
- Рогге Вадиму Олеговичу, г. Москва;
- Семенову Владимиру Геннадьевичу, г. Оренбург;
- Хайрулину Марату Абдулхадировичу, г. Москва;
- Цитовичу Борису Борисовичу, д. Забродье Вилейского района;
- Юшко Валентину Леонидовичу, г. Москва.
Фотографии, иллюстрирующие настоящий сборник, взяты из фондов Вилейского краеведческого музея, из периодических изданий начала ХХ века и любезно предоставлены упомянутыми выше историками и частными коллекционерами.