В ответ католические и униатские власти создали в “австрийской Руси” базу для “мазепинства”, претенциозно именуемого его апологетами “украинским Пьемонтом”. Этот процесс довольно жестко и эмоционально описывается карпато– русскими эмигрантами, издавшими в США – сборник Карпато–русского литературного общества “Путями истории”, Нью–Йорк, 1977. Т. 2.): “Противорусская сепаратистская пропаганда началась в Галичине в 60–х годах XIX во Львовском университете сыновьями польских помещиков, бежавших из России после неудачного для них польского восстания. Пропаганда эта успеха не имела. Даже “самостийнические” пропагандисты избегали слова “Украина”, “украинец”, употребляя слова “русин” и “русский”, коверкая последнее, прописывая его с одним “с”, то есть “руський”. Но только в начале 1880–х годов при папе Льве XIII начинаются предприниматься серьезные усилия для создания в Галичине “украинского Пьемонта”. Используя известные наработки польских иезуитов первой половины XIX века. Например, ксендза Калинки (автора “крылатой” фразы: “Иную душу нужно влить в русина вот главная задача для нас, поляков. Та душа будет с Запада. Пускай русин соединяется своей душой с Западом, формою с Востоком. Тогда, быть может, возвратится Русь к братству с Польшей. А если бы и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь Российская. Если Гриць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим”.
Сперва “украинизации” подверглось униатское духовенство, склонявшееся к Православию и бывшее кадрами для галицко–русской интеллигенции. Это духовенство считало себя русским и воспитывало свою паству в русском духе. Воспитание новой противорусской генерации униатского духовенства было решено провести через посредство польских иезуитов. 12 мая 1882 г. папа Лев XIII опубликовал “Апостольское послание”, которым он изъял галицкие, василианские монастыри из–под власти львовского митрополита и, что в их полном распоряжении будут не только монастыри, но и все их имущество, что исключается какое–либо вмешательство Львовского митрополита в монастырские дела, и что только иезуиты будут отчитываться лично папе. При этом в своем послании папа сказал следующие слова: “Мы ничего так не желаем, как того, чтобы послушники изучали самого святого Иосафата и ему подражали”. Речь идет об известном идеологе и “практике” геноцида православных на Западной Руси полоцком униатском архиепископе Иосафате Кунцевиче. И паписты начали “подражать” (В 1887 г. папа Пий IX, объявивший себя непогрешимым, провозгласил изверга Иосафата Кунцевича святым). Кардинал Мечислав Ледоховский, состоявший при папе, был произведен им в префекты Конгрегации Пропаганды. Он, очевидно, руководил деятельностью польских иезуитов, касающейся галицких василианских монастырей. Он умер в 1902 г., но его заменил его племянник Владимир Ледоховский, который был избран «Черным Папой»– так в римокатолических изданиях называют главу ордена иезуитов. Начиная с 1880 годов непосредственно в управлении польскими монастырями участвовал польский граф Шептицкий, воспитанник Краковских иезуитов, который впоследствии сделался митрополитом Галицким. Он же и возглавил “украинское” движение. “Черный Папа” Владимир Ледоховский умер в 1946 году, а Шептицкий в 1945 г. Непосредственным надзирателем за василинскими монастырями был младший брат Шептицкого, возглавлявший основанный митрополитом Андреем Шептицким Студитский отдел Василианских монастырей. За это время, то есть в течение 60 лет, два брата Ледоховских и два брата Шептицких воспитали несколько генераций нового униатского духовенства в русофобском духе.
Как же происходило насаждение “украинства” на Галицкой и Карпатской Руси? Шептицкий пригласил из России Михаила Грушевского, который пишет, за очень большие деньги, свою версию южнорусской истории, сводящуюся, в общих чертах, к теории известного идеолога польского реваншизма XIX века, преподавателя Уманского Василианского лицея Франциска Духинского о, якобы, неславянском, финно–угорском происхождении великороссов. Создается “Украинская народно–демократическая партия”, костяк которой составляет поставленное Шептицким униатское духовенство, “Научное товарищество им. Т. Шевченко. Газеты “Дило”, “Руслан”.
В пользу описанной выше точки зрения свидетельствуют и документы униатского митрополита Андрея Шептицкого, ключевого идеолога галицийской «немазепинской» идеи. В карпаторусские сборники вошли слова Шептицкого: “Украинцы – лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (т. е. Православия – КФ), водворить его в лоно Апостольского престола (т. е. Ватикана – КФ) и европейского сообщества”.
Куда более известен такой документ, как печально знаменитая аналитическая записка Шептицкого австрийскому императору Францу– Иосифу “О мерах по отторжению Русской Украйны от России”. Важнейшей мерой в “Записке” названо отделение Киевской митрополии от Русской Православной Церкви, создание “Киево–Галицкого Патриархата” и постепенное подчинение его Ватикану. Процитирую важнейшие пункты “записки Шептицкого”:
“Как только победоносная Австрийская Армия вступит на территорию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу – военной, правовой и церковной организации края для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России…
Церковная организация:
Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно полнее отделить Украинскую Церковь от Русской.
Не касаясь вероучений… следовало бы издать ряд церковных постановлений, например, Украинская Церковь изъемлется из ведения петербургского Синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за его Величество (австрийского императора – еп. Ипполит), соответственные (великорусско–московские) святые вычеркиваются из календаря…
Все эти декреты могли бы от имени “митрополита Галицкого и всей Украйны” постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями Восточной Церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией.
Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях.
Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения.
Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назначениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правительством…
Таким путем единство Украинской Церкви будет сохранено или создано, и отторжение ее от Русской будет прочно и основательно установлено. Канонические основы для такого образа действий приемлемы с точки зрения католической, а с точки зрения восточноправославной – законны, логичны и не требуют объяснений [?! – КФ].
Признание всего этого я мог бы провести в Риме, или, вернее, я уже в значительной степени все подготовил…”.
Очень точную характеристику Шептицкому дал царь–мученик Николай II, который, ознакомившись с деятельностью Шептицкого, назвал его “аспидом”. Так же описывает события и знаменитый русский карпатовед профессор Федор Федорович Аристов: «В 1890 г.”австро– мазепинцы” заключают пакт с австрийскими властями, называемый в ”мазепинской” пропаганде “Великим переломом”. Профессор Аристов так характеризует его: Верность Ватикану. Верность Австрии. Союз с поляками.» (Ф. Аристов, “Карпато–русские писатели, М., 1914 г, стр. 26).
Власти Австро–Венгрии разворачивают массовые репрессии против сторонников общерусской культуры: «Процесс Ольги Грабарь был “первой ласточкой”. В 1897 году галицкий наместник граф Бадени залил кровью всю Галицкую Русь во время выборов в галицкий парламент: десятки крестьян были убиты, сотни были тяжело ранены, а тысячи заключены в тюрьмы. В 1907 г. в г. Горуцке Дрогобычского уезда австрийские жандармы застрелили в день выборов пять крестьян. Затем происходит череда политических процессов дело Семена Бендасюка, и о. Максима Сандовича, первый и второй Мармарош–Сигетские процессы над карпато–русскими крестьянами села Иза, перешедшими в Православие и их священником о. Алексием Кабалюком, “дело братьев Геровских” на Буковине (Георгий Геровский – известный ученый, карпато–русских филолог, Алексей – карпато–русский политический лидер, исповедник Православия. К. Ф.)» (Ф. Аристов, Карпато–русские писатели, М., 1914 г.) Но это было только начало. О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: “Высокая палата! Галицко–русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели [следует обширное перечисление. – К.Ф.]... Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко–русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: “Слово”, “Пролом”, “Червонная Русь”, “Галичанин”, “Беседа”, “Страхопуд”, “Издания Галицко–русской матицы”, “Русская библиотека”, “Живое слово”, “Живая мысль”, “Славянский век”, “Издания общества имени Михаила Качковского”, расходящиеся в тысячах экземпляров”. Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро–Венгрии (Ф.Аристов. Карпато–русские писатели. Т. 1. – Москва, 1914).
Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру). Кстати, о Почаевской Лавре во времена митрополита (в почаевский период– Житомирского архиепископа) Антония (Храповицкого), насаждавшего там ученое, миссионерское монашество. Прибыв на Волынь в первые годы двадцатого века, архиепископ изменил ситуацию в Житомире, бывшем до него центром католицизма и ставшим благодаря вл. Антонию центром православной миссии. В Почаевской Лавре тогда еще архиепископ Антоний создает Миссионерское Типографское братство, возглавляемое архимандритом Виталием (Максименко). Монашествующие возделывают все миссионерское поле, охватывают весь народ, издают огромными тиражами “Почаевские листки”, и обходят с миссией каждый населенный пункт Волыни. При этом братчики не скрывают своей гражданской позиции и Волынь становится оплотом православных политических сил, выступающих за общерусское единство, категорически против “самостийнической” идеи. Количество членов общерусских общественно– политических сил на Волыни в период правления вл. Антония (Храповицкого) достигло двух миллионов человек. При православных общественных организациях, действующих под руководством Миссионерского братства, создается Крестьянский банк, помогающий волынским крестьянам избавиться от экономической зависимости от богатых иноверных общин.
В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро–Венгрия развязала геноцид.
Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по–русски. Это так называемые “Процесс Ольги Грабарь” (1882), первый и второй Мармарош–Сигетские процессы (1912–1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и “Дело братьев Геровских” на Буковине (1912–1914).
Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них – Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое же время было уничтожено более 60 тыс. человек. Это подтверждено многими источники. Утверждается также, что более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Подобные сведения приводит польский депутат Венского парламента А. Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) (“Временник”, Львов, 1938 г.) Более конкретные данные приводит Р. Мирович, составивший поименный список жертв Талергофа: http://personalhistory.ru/papers/ talergof.txt
Вот что писал об этих событиях галицко–русский историк В.Р. Ваврик, сам бывший узником Талергофа:
“Австро–мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету “Дiло”, издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно.
Сокальский уезд был поленом в глазах “украинских патриотов”, поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник– униат Крайчик. В селе Сосница “мужи доверия” украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих – Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры–уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...
Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916–го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила “анбинден” – славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников... Но все–таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина–русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец – униатский попович Чировский, обер–лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача”. (В. Ваврик. Терезин и Талергоф. – Филадельфия, 1966 г.)
А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М. А. Марко: “Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше – требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские “украинцы” были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны” (Галицкая Голгофа. – США, Изд. П. Гардый, 1964).
Ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20–е годы, москвофильский лагерь был “добит” большевиками.
Таким образом, история насаждения униатства в Галиции свидетельствует не в его пользу.
Более того, необходимо добиваться юридического признания геноцида галицких русских в Австро–Венгерской империи «преступлением перед человечеством». Ведь добились же армяне юридического признания преступлением геноцида армянского народа в Османской имерии.
Но после насильственного подавления Советской властью греко– католической церкви униатство и галицийская идеология обрели мученический ореол и, соответственно, “нравственные дивиденды”. В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал– социализмом. Естественно, легализация Украинской греко–католической церкви в 80–е годы была неизбежной и законной. Весь вопрос в том, как происходило “восстановление справедливости”. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан перешла в Русскую Церковь добровольно – про православные тенденции сохранились, несмотря на поголовное физическое уничтожение «москвофилов». Следует особенно оговорить, что советская власть не просто не поддерживала галицких «москвофилов», но в 1939 году преследовала их как «белогвардейцев». После войны оставшиеся в живых выдающиеся представители «москвофильского» лагеря, такие как Василий Ваврик, были преданы забвению. Протопресвитер Гавриил Костельник стал публиковать про православные тексты задолго до Львовского собора. Таким образом, Львовский Собор нельзя свести к «инспирации Москвой». Кроме того, следует отметить, что большевистская власть внесла огромный вклад именно в дерусификацию Украины. Поговорим об этом подробнее.
Интереснейшая, но малоизвестная страница истории – это советский период, совершенно превратно трактуемый историками–самостийниками. А между тем первые 20 лет “Радянськой Влады” являются поистине золотым веком самостийщины. Тотальная украинизация, проводившаяся на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения интеллигенции, была важной составной частью ленинской национальной политики. На службу большевикам перешли многие члены ТУП (Товарищества украинских постепенцев – главной сепаратистской организации того времени), такие “столпы”, как Грушевский и Винниченко. Кстати, Грушевский не был легитимным Президентом Украины. Его «избрала» Центральная Рада, которая в большей степени являлась клубом единомышленником, а не общенародно избранным легитимным парламентом. Более того. Признанным является тот факт, что в Первую мировую войну германский Генеральный штаб финансировал две организации для разложения России – РСДРП (большевиков) и «Союз освобождения Украины» Грушевского.
В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, условием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т.д., стала справка об окончании курсов “украинознавства”. Тотальная насильственная “украинизация” охватила в эти годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. “Несдавшихся врагов”, как известно, уничтожали.
В связи с этим стоит отметить, что человек, с именем которого неразрывно связан страшный голод 30–х годов, председатель СНК УССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР “О борьбе с саботажем в хлебозаготовках” от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся ярым большевистским “украинизатором”.
Очень поучительно также проследить географию большевистского геноцида. Он охватил в первую очередь зажиточные края – Волынь, Полтавщину и т. д., бывшие испокон веку оплотом именно русских консервативных, охранительных сил. Волынь практически не была затронута революцией 1905 года, в ней полностью отсутствовали сепаратистские настроения. Именно на Волыни, как это сегодня ни удивительно, проживало больше, чем где–либо, членов общерусских политических организаций. Одним из главных духовных центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская Лавра, а духовным вождем того времени – архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), выдающийся православный богослов и директор почаевской типографии архимандрит Виталий (Максименко). Без их благословения ни один депутат не мог быть избран в Госдуму. А Полтавщина? Именно здесь вспыхнуло некогда восстание Матфея Пушкаря против Выговского, пытавшегося повернуть Малороссию назад к Польше, именно полтавский полковник Искра обнародовал факт измены Мазепы. Полтавская земля дала миру великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Вспомним о передаче большевиками УССР Донбасса, Новороссии, Луганщины и Крыма.
Что такое Донбасс?
Это земли Луганской области, исторически относившиеся к территории войска Донского, и, собственно, Донбасса, освоенного российскими промышленниками и дававшего приют гонимым православным народам и именовавшимся потому «Новой Грецией» и «Славяно– Сербией». Эти земли не имели никакого отношения к исторической Малороссии, они были переданы УССР большевиками. Тогда же, в 1920– е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий
Что такое Новороссия?
Это территория Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей, колонизованных императрицей Екатериной Великой и именовавшихся Новороссией. Новороссия не имела отношения к исторической Малороссия и заселялась, в основном, крестьянам из великорусских губерний – Костромской, Калужской и другими. Выдающимся православным миссионером Новороссии, утверждавшим и безусловную русскую идентичность этого края был свитель Иннокентий, архиепископ Херсонский. В Одессе находился Новороссийский императорский университет, Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон даж претендовали на столичный статус в Российской империи. Новороссия была присоединена к Украине большевистским режимом волюнтаристским путем. Тогда же, в 1920– е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий. Сейчас употребление термина Новороссия фактически запрещено, является признаком неблагонадежности и «сепаратизма».
Что такое Таврия?
Это Крымский полуостров, воссоединенной с Россией этим же выдающимся государственным деятелем, и переданный врагом Русской Церкви и Исторической России Н. А. Хрущевым в состав УССР.
Что такое Слобожанщина, откуда начался Харьков?
Слободской край, Харьковщина был основан в 17 веке московскими властями как территория для западнорусских беженцев от польских притеснений.
Современная «оранжевая” цензура и самоцензура запрещает говорит правду об истории Церкви, как и ее современных святых. Так же запрещала и цензура большевистская.