Книга Кирилла Фролова «Украина - выбор веры, выбор судьбы»

Автор: Кирилл Фролов

 

В ответ католические и униатские власти создали в “австрийской Руси” базу для “мазепинства”, претенциозно именуемого его апологетами “украинским Пьемонтом”.  Этот процесс довольно жестко и эмоционально описывается карпато– русскими эмигрантами, издавшими в США – сборник Карпато–русского литературного общества “Путями истории”, Нью–Йорк, 1977. Т. 2.): “Противорусская сепаратистская пропаганда началась в Галичине в 60–х годах XIX во Львовском университете сыновьями польских поме­щиков, бежавших из России после неудачного для них польского вос­стания. Пропаганда эта успеха не имела. Даже “самостийнические” пропагандисты избегали слова “Украина”, “украинец”, употребляя слова “русин” и “русский”, коверкая последнее, прописывая его с одним “с”, то есть “руський”. Но только в начале 1880–х годов при папе Льве XIII на­чинаются предприниматься серьезные усилия для создания в Галичине “украинского Пьемонта”. Используя известные наработки польских ие­зуитов первой половины XIX века. Например, ксендза Калинки (автора “крылатой” фразы: “Иную душу нужно влить в русина вот главная задача для нас, поляков. Та душа будет с Запада. Пускай русин соединяется сво­ей душой с Западом, формою с Востоком. Тогда, быть может, возвратится Русь к братству с Польшей. А если бы и не сбылось, то лучше Малая Русь самостоятельная, нежели Русь Российская. Если Гриць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим”.

Сперва “украинизации” под­верглось униатское духовенство, склонявшееся к Православию и бывшее кадрами для галицко–русской интеллигенции. Это духовенство считало себя русским и воспитывало свою паству в русском духе. Воспитание новой противорусской генерации униатского духовенства было решено провести через посредство польских иезуитов. 12 мая 1882 г. папа Лев XIII опубликовал “Апостольское послание”, которым он изъял галицкие, василианские монастыри из–под власти львовского митрополита и, что в их полном распоряжении будут не только монастыри, но и все их иму­щество, что исключается какое–либо вмешательство Львовского митро­полита в монастырские дела, и что только иезуиты будут отчитываться лично папе. При этом в своем послании папа сказал следующие слова: “Мы ничего так не желаем, как того, чтобы послушники изучали самого святого Иосафата и ему подражали”. Речь идет об известном идеологе и “практике” геноцида православных на Западной Руси полоцком униат­ском архиепископе Иосафате Кунцевиче. И паписты начали “подражать” (В 1887 г. папа Пий IX, объявивший себя непогрешимым, провозгласил изверга Иосафата Кунцевича святым). Кардинал Мечислав Ледоховский, состоявший при папе, был произведен им в префекты Конгрегации Про­паганды. Он, очевидно, руководил деятельностью польских иезуитов, касающейся галицких василианских монастырей. Он умер в 1902 г., но его заменил его племянник Владимир Ледоховский, который был избран «Черным Папой»– так в римокатолических изданиях называют главу ордена иезуитов. Начиная с 1880 годов непосредственно в управлении польскими монастырями участвовал польский граф Шептицкий, воспи­танник Краковских иезуитов, который впоследствии сделался митропо­литом Галицким. Он же и возглавил “украинское” движение. “Черный Папа” Владимир Ледоховский умер в 1946 году, а Шептицкий в 1945 г. Непосредственным надзирателем за василинскими монастырями был младший брат Шептицкого, возглавлявший основанный митрополитом Андреем Шептицким Студитский отдел Василианских монастырей. За это время, то есть в течение 60 лет, два брата Ледоховских и два брата Шептицких воспитали несколько генераций нового униатского духовен­ства в русофобском духе.

Как же происходило насаждение “украинства” на Галицкой и Карпатской Руси? Шептицкий пригласил из России Михаи­ла Грушевского, который пишет, за очень большие деньги, свою версию южнорусской истории, сводящуюся, в общих чертах, к теории известно­го идеолога польского реваншизма XIX века, преподавателя Уманского Василианского лицея Франциска Духинского о, якобы, неславянском, финно–угорском происхождении великороссов. Создается “Украинская народно–демократическая партия”, костяк которой составляет постав­ленное Шептицким униатское духовенство, “Научное товарищество им. Т. Шевченко. Газеты “Дило”, “Руслан”.

В пользу описанной выше точки зрения свидетельствуют и докумен­ты униатского митрополита Андрея Шептицкого, ключевого идеолога галицийской «немазепинской» идеи. В карпаторусские сборники вошли слова Шептицкого: “Украинцы – лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (т. е. Право­славия – КФ), водворить его в лоно Апостольского престола (т. е. Вати­кана – КФ) и европейского сообщества”.

Куда более известен такой документ, как печально знаменитая ана­литическая записка Шептицкого австрийскому императору Францу– Иосифу “О мерах по отторжению Русской Украйны от России”. Важней­шей мерой в “Записке” названо отделение Киевской митрополии от Рус­ской Православной Церкви, создание “Киево–Галицкого Патриархата” и постепенное подчинение его Ватикану. Процитирую важнейшие пункты “записки Шептицкого”:

“Как только победоносная Австрийская Армия вступит на террито­рию Русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу – военной, правовой и церковной организации края для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России…

Церковная организация:

Эта организация должна бы преследовать ту же цель: возможно пол­нее отделить Украинскую Церковь от Русской.

Не касаясь вероучений… следовало бы издать ряд церковных постанов­лений, например, Украинская Церковь изъемлется из ведения петербург­ского Синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за его Величество (австрийского императора – еп. Ипполит), соответствен­ные (великорусско–московские) святые вычеркиваются из календаря…

Все эти декреты могли бы от имени “митрополита Галицкого и всей Украйны” постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями Восточной Церкви, традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией.

Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постанов­лениям восточного церковного права и традициям моих предшествен­ников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях.

Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, ко­торые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заме­нив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения.

Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назна­чениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правитель­ством…

Таким путем единство Украинской Церкви будет сохранено или соз­дано, и отторжение ее от Русской будет прочно и основательно установ­лено. Канонические основы для такого образа действий приемлемы с точки зрения католической, а с точки зрения восточноправославной – законны, логичны и не требуют объяснений [?! – КФ].

Признание всего этого я мог бы провести в Риме, или, вернее, я уже в значительной степени все подготовил…”.

Очень точную характеристику Шептицкому дал царь–мученик Ни­колай II, который, ознакомившись с деятельностью Шептицкого, на­звал его “аспидом”. Так же описывает события и знаменитый русский карпатовед профессор Федор Федорович Аристов: «В 1890 г.”австро– мазепинцы” заключают пакт с австрийскими властями, называемый в ”мазепинской” пропаганде “Великим переломом”. Профессор Аристов так характеризует его: Верность Ватикану. Верность Австрии. Союз с поляками.» (Ф. Аристов, “Карпато–русские писатели, М., 1914 г, стр. 26).

Власти Австро–Венгрии разворачивают массовые репрессии про­тив сторонников общерусской культуры: «Процесс Ольги Грабарь был “первой ласточкой”. В 1897 году галицкий наместник граф Бадени за­лил кровью всю Галицкую Русь во время выборов в галицкий парламент: десятки крестьян были убиты, сотни были тяжело ранены, а тысячи за­ключены в тюрьмы. В 1907 г. в г. Горуцке Дрогобычского уезда австрий­ские жандармы застрелили в день выборов пять крестьян. Затем проис­ходит череда политических процессов дело Семена Бендасюка, и о. Мак­сима Сандовича, первый и второй Мармарош–Сигетские процессы над карпато–русскими крестьянами села Иза, перешедшими в Православие и их священником о. Алексием Кабалюком, “дело братьев Геровских” на Буковине (Георгий Геровский – известный ученый, карпато–русских филолог, Алексей – карпато–русский политический лидер, исповедник Православия. К. Ф.)» (Ф. Аристов, Карпато–русские писатели, М., 1914 г.) Но это было только начало. О масштабах русского национального воз­рождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: “Вы­сокая палата! Галицко–русский народ по своему историческому про­шлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой землей малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ. Язык этого народа, выработанный ты­сячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоя­щее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выда­ющиеся деятели [следует обширное перечисление. – К.Ф.]... Общерус­ский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко–русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются еже­дневные повременные издания, как: “Слово”, “Пролом”, “Червонная Русь”, “Галичанин”, “Беседа”, “Страхопуд”, “Издания Галицко–русской матицы”, “Русская библиотека”, “Живое слово”, “Живая мысль”, “Славян­ский век”, “Издания общества имени Михаила Качковского”, расходя­щиеся в тысячах экземпляров”. Далее в петиции приводились требова­ния свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро–Венгрии (Ф.Аристов. Карпато–русские писатели. Т. 1. – Москва, 1914).

Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру). Кстати, о Почаевской Лавре во времена митрополита (в почаевский период– Жи­томирского архиепископа) Антония (Храповицкого), насаждавшего там ученое, миссионерское монашество. Прибыв на Волынь в первые годы двадцатого века, архиепископ изменил ситуацию в Житомире, бывшем до него центром католицизма и ставшим благодаря вл. Антонию цен­тром православной миссии. В Почаевской Лавре тогда еще архиепископ Антоний создает Миссионерское Типографское братство, возглавляемое архимандритом Виталием (Максименко). Монашествующие возделыва­ют все миссионерское поле, охватывают весь народ, издают огромными тиражами “Почаевские листки”, и обходят с миссией каждый населен­ный пункт Волыни. При этом братчики не скрывают своей гражданской позиции и Волынь становится оплотом православных политических сил, выступающих за общерусское единство, категорически против “само­стийнической” идеи. Количество членов общерусских общественно– политических сил на Волыни в период правления вл. Антония (Храпо­вицкого) достигло двух миллионов человек. При православных обще­ственных организациях, действующих под руководством Миссионер­ского братства, создается Крестьянский банк, помогающий волынским крестьянам избавиться от экономической зависимости от богатых ино­верных общин.

В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро–Венгрия развязала геноцид.

Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорив­шими по–русски. Это так называемые “Процесс Ольги Грабарь” (1882), первый и второй Мармарош–Сигетские процессы (1912–1914) над за­карпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Пра­вославной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян не­сколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф. Богатырца и “Дело братьев Геровских” на Буковине (1912–1914).

Затем, когда разразилась первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них – Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое же время было уни­чтожено более 60 тыс. человек. Это подтверждено многими источники. Утверждается также, что более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Подобные сведения приво­дит польский депутат Венского парламента А. Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) (“Временник”, Львов, 1938 г.) Более конкретные данные приводит Р. Мирович, составивший поименный список жертв Талергофа: http://personalhistory.ru/papers/ talergof.txt

Вот что писал об этих событиях галицко–русский историк В.Р. Вав­рик, сам бывший узником Талергофа:

“Австро–мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикар­патскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палача­ми родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поруче­ния немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету “Дiло”, издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окон­чательно.

Сокальский уезд был поленом в глазах “украинских патриотов”, поэ­тому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из чер­ной тучи... Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник– униат Крайчик.  В селе Сосница “мужи доверия” украинцы Михаил Слю­сарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих – Николая Смигоров­ского и Андрея Гардого мадьяры–уланы привязали к своим седлам и во­локли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера...

Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916–го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила “анбинден” – славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников... Но все–таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина–русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец – униатский попович Чировский, обер–лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача”. (В. Ваврик. Терезин и Та­лергоф. – Филадельфия, 1966 г.)

А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М. А. Марко: “Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще исто­рии нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше – требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские “украинцы” были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны” (Галицкая Голгофа. – США, Изд. П. Гардый, 1964).

Ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной по­литикой Польши в 20–е годы, москвофильский лагерь был “добит” боль­шевиками.

Таким образом, история насаждения униатства в Галиции свидетель­ствует не в его пользу.

Более того, необходимо добиваться юридического признания гено­цида галицких русских в Австро–Венгерской империи «преступлением перед человечеством». Ведь добились же армяне юридического призна­ния преступлением геноцида армянского народа в Османской имерии.

Но после насильственного подавления Советской властью греко– католической церкви униатство и галицийская идеология обрели муче­нический ореол и, соответственно, “нравственные дивиденды”. В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитле­ром, и поэтому, частично действия победившей стороны – СССР следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал– социализмом. Естественно, легализация Украинской греко–католической церкви в 80–е годы была неизбежной и законной. Весь вопрос в том, как происходило “восстановление справедливости”. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан перешла в Рус­скую Церковь добровольно – про православные тенденции сохранились, несмотря на поголовное физическое уничтожение «москвофилов». Сле­дует особенно оговорить, что советская власть не просто не поддержи­вала галицких «москвофилов», но в 1939 году преследовала их как «бе­логвардейцев». После войны оставшиеся в живых выдающиеся предста­вители «москвофильского» лагеря, такие как Василий Ваврик, были пре­даны забвению. Протопресвитер Гавриил Костельник стал публиковать про православные тексты задолго до Львовского собора. Таким образом, Львовский Собор нельзя свести к «инспирации Москвой». Кроме того, следует отметить, что большевистская власть внесла огромный вклад именно в дерусификацию Украины. Поговорим об этом подробнее.

Интереснейшая, но малоизвестная страница истории – это советский период, совершенно превратно трактуемый историками–самостийниками. А между тем первые 20 лет “Радянськой Влады” являются поистине зо­лотым веком самостийщины. Тотальная украинизация, проводившаяся на фоне геноцида русского народа, разгрома русской культуры, Церкви, уничтожения интеллигенции, была важной составной частью ленинской национальной политики. На службу большевикам перешли многие чле­ны ТУП (Товарищества украинских постепенцев – главной сепаратист­ской организации того времени), такие “столпы”, как Грушевский и Вин­ниченко. Кстати, Грушевский не был легитимным Президентом Украины. Его «избрала» Центральная Рада, которая в большей степени являлась клубом единомышленником, а не общенародно избранным легитимным парламентом. Более того. Признанным является тот факт, что в Первую мировую войну германский Генеральный штаб финансировал две орга­низации для разложения России – РСДРП (большевиков) и «Союз осво­бождения Украины» Грушевского.

В 1923 году было выпущено знаменитое постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации. Согласно этому постановлению, усло­вием трудоустройства, независимо от образования, научной степени и т.д., стала справка об окончании курсов “украинознавства”. Тотальная насильственная “украинизация” охватила в эти годы пространство от Восточной Волыни до Кубани и Ставрополья. “Несдавшихся врагов”, как известно, уничтожали.

В связи с этим стоит отметить, что человек, с именем которого нераз­рывно связан страшный голод 30–х годов, председатель СНК УССР с 1923 года Чубарь (именно он подписал печально знаменитое Постановление СНК УССР “О борьбе с саботажем в хлебозаготовках” от 6 декабря 1932 г.), одновременно являлся ярым большевистским “украинизатором”.

Очень поучительно также проследить географию большевистского геноцида. Он охватил в первую очередь зажиточные края – Волынь, Полтавщину и т. д., бывшие испокон веку оплотом именно русских консервативных, охранительных сил. Волынь практически не была затронута революцией 1905 года, в ней полностью отсутствовали се­паратистские настроения. Именно на Волыни, как это сегодня ни уди­вительно, проживало больше, чем где–либо, членов общерусских по­литических организаций. Одним из главных духовных центров всей Руси, в том числе Волыни, была Почаевская Лавра, а духовным вождем того времени – архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), вы­дающийся православный богослов и директор почаевской типографии архимандрит Виталий (Максименко). Без их благословения ни один депутат не мог быть избран в Госдуму. А Полтавщина? Именно здесь вспыхнуло некогда восстание Матфея Пушкаря против Выговского, пы­тавшегося повернуть Малороссию назад к Польше, именно полтавский полковник Искра обнародовал факт измены Мазепы. Полтавская земля дала миру великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Вспомним о передаче большевиками УССР Донбасса, Новороссии, Лу­ганщины и Крыма.

Что такое Донбасс?
Это земли Луганской области, исторически относившиеся к террито­рии войска Донского, и, собственно, Донбасса, освоенного российскими промышленниками и дававшего приют гонимым православным народам и именовавшимся потому «Новой Грецией» и «Славяно– Сербией». Эти земли не имели никакого отношения к исторической Малороссии, они были переданы УССР большевиками. Тогда же, в 1920– е годы больше­виками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий

Что такое Новороссия?
Это территория Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Ни­колаевской и Одесской областей, колонизованных императрицей Ека­териной Великой и именовавшихся Новороссией. Новороссия не имела отношения к исторической Малороссия и заселялась, в основном, кре­стьянам из великорусских губерний – Костромской, Калужской и дру­гими. Выдающимся православным миссионером Новороссии, утверж­давшим и безусловную русскую идентичность этого края был свитель Иннокентий, архиепископ Херсонский. В Одессе находился Новороссий­ский императорский университет, Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон даж претендовали на столичный статус в Российской империи. Новороссия была присоединена к Украине большевистским режимом волюнтаристским путем. Тогда же, в 1920– е годы большевиками была проведена первая насильственная украинизация, ставшая геноцидом русского большинства этих территорий. Сейчас употребление термина Новороссия фактически запрещено, является признаком неблагонадеж­ности и «сепаратизма».

Что такое Таврия?
Это Крымский полуостров, воссоединенной с Россией этим же выдаю­щимся государственным деятелем, и переданный врагом Русской Церкви и Исторической России Н. А. Хрущевым в состав УССР.

Что такое Слобожанщина, откуда начался Харьков?
Слободской край, Харьковщина был основан в 17 веке московскими властями как территория для западнорусских беженцев от польских притеснений.

Современная «оранжевая” цензура и самоцензура запрещает говорит правду об истории Церкви, как и ее современных святых. Так же запре­щала и цензура большевистская.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.