Мне хотелось бы сказать о св. Новомучениках в контексте одного из главных вопросов Русской Церкви – украинского. Как относились Святые Новомученики к идее украинской автокефалии, ведь мнение последних, самых близких к нам святых, важно в наибольшей степени. Как известно, большевики поддерживали насильственную украинизацию, особенно на территории Донбасса и Новороссии (огромное пространство от Екатеринослава до Тирасполя), которую большевики в борьбе с “великорусским шовинизмом” передали УССР. Большевики активно поддерживали украинский автокефалистский раскол, им было необходимо полностью уничтожить Русскую Православную Церковь. И святой Патриарх Тихон ликвидирует автономию, данную Украинской Церкви Всероссийским Поместным Собором 1917–18 г.г. Св. Тихон устанавливает Патриарший экзархат на Украине.
Мы можем определенно утверждать, что подавляющее большинство Новомучеников Русской Церкви, служивших на территории УССР, были категорически против отделения Киевской митрополии Русской Церкви: Владыки Никодим (Кротков), Константин (Льяков), Михаил (Ермаков), Онуфрий (Гагалюк), Анатолий (Грисюк), священномученик Роман (Медведь) и многие, многие другие. Их жития собраны в книге протоиерея Николая Доненко “Наследники Царства” (Симферополь, 2000 г.).
Приведем свидетельство о священномученике архиепископе Херсонском Прокопии (Титове). На допросе в НКВД, проводившем политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола, на вопрос “Как вы относитесь к дореволюционной России” он ответил следующее:
“Я националист и люблю Россию. Я люблю Россию в том виде, в каком она существовала до революции, с ее мощью величием, с ее необъятностью, с ее завоеваниями. Происшедшее после революции дробление России и, в частности, выделение Украины, Белоруссии и т.д. я рассматриваю как явление политического упадка, тем более печального, что для этого дробления нет никаких оснований. Украинцы и русские всегда составляли единое целое. Украинцы и русские один народ, одна нация, и выделять Украину в какой бы то ни было форме из общего целого нет никаких оснований” (Цит. соч., стр. 273).
Первая жертва большевиков – митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). Перед тем как его убили большевики, его травила братия Киево–Печерской Лавры во главе с еп. Алексием (Дородницыным), распропагандированная автокефалистами. Наш современник митрополит Ташкентский Владимир (Иким) так описал страдания и смерть священномученика митрополита Владимира http://www.pravoslavie.uz/Vladika/ Books/Slovo4/16Vladim.htm: “В Киеве автокефалисты приняли законного архипастыря в штыки. Церковная Рада потребовала, чтобы святитель Владимир – ни к чему людина, как его называли раскольники, – покинул украинскую столицу в течение суток. Но святой митрополит отказался подчиняться беззаконникам. Так началось стояние святителя Владимира за православную Киевскую Русь.
В атмосфере травли, окруженный ненавистью, святой митрополит с терпением и лаской пытался вразумить заблудших. Ему уже угрожали смертью, и он понимал, что это не пустые слова. Но как и всю жизнь свою, так и мучительные месяцы в революционном Киеве святитель Владимир провел всецело предавшись воле Божией. Я никого и ничего не боюсь, – заявлял он в ту пору, приближавшую его к славе святых страстотерпцев, о которых говорит он в своих творениях:
«Мы просим, чтобы воля Божия и насельниками земли осуществлялась так же, как и насельниками Неба, так же полно и беспрекословно, так же непрестанно и добровольно, с таким же подданным детским сердцем, которое исполняет волю Бога, не спрашивая, почему это нужно, а исполняет только потому, что это воля Бога... Последователи Христовы всякое поношение и гонение за имя Его почитают честью для себя. Они благодушно и с радостью переносят всякие нужды и лишения, лишения не только имущества и благ земных, но и самой жизни. Они благодушествуют и ликуют среди своих мучителей, которые подвергают их пыткам и убивают. Кровь Распятого Христа и их мученическая кровь делаются семенем Его Церкви.»
Святой равноапостольный великий князь Владимир просветил святой верой диких язычников. Отстаивая Православие в России там, где оно началось, в городе своего Небесного покровителя, святой митрополит Владимир противостал врагу гораздо более жестокому, чем языческое невежество. Идол национальной идеи, подобно древним Молоху и Ваалу, требовал кровавых жертвоприношений.
Однажды в покои святителя Владимира в Киево–Печерской лавре ночью явился член Церковной Рады иерей Фоменко вместе с каким–то человеком в военной форме и начал льстиво предлагать ему сан “Патриарха всея Украины”. Святитель отклонил фальшивую “честь” сделаться раскольничьим первоиерархом. Тогда ночные посетители сменили тон и, угрожая оружием, потребовали выдачи ста тысяч рублей из церковных средств. Чтобы избавиться от “идейных” бандитов, митрополит вынужден был обратиться к братии лавры. На этот раз иноки вступились за своего архипастыря. Увы! Вскоре их ревность была разъедена националистической пропагандой. Глава раскольников архиепископ Алексий вселился в лавру и повел среди монахов–украинцев “национально–автокефальную” агитацию. Этот злой посев принес плоды: некоторые из братии стали недоброжелательно смотреть на святителя Владимира, грубить и всячески досаждать ему. Остальные не находили в себе мужества пресечь подобные выходки. В стенах монастыря, коего он, как все архипастыри Киевской митрополии, являлся настоятелем, святитель Владимир остался в одиночестве».
В январе 1918 года в Киеве по благословению Святейшего Патриарха Тихона был созван законный Всеукраинский Церковный Собор. При голосовании вопроса об автокефалии члены Собора 150 голосами против 60 отвергли националистические притязания. Если бы время было мирным, вопрос был бы исчерпан. Но на Украине полыхало пламя гражданской войны.
23 января 1918 года революционные войска, составленные из большевиков, левых эсеров и анархистов, ворвались в Киев. Еще при штурме города революционеры обстреливали из пушек монастыри и храмы. После взятия Киева начался безудержный разбой, причем революционные банды поделили между собой городские районы. Киево–Печерская лавра досталась “на поток и разграбление” анархистам…
Киево–Печерскую обитель стал навещать отряд анархистов из пяти человек во главе с комиссаром в кожаной куртке и матросской бескозырке. (Матросская “братва”, эта “гвардия революции”, в начале всероссийского мятежа принадлежала по большей части к анархистам.) Посетители ели в лаврской трапезной. Комиссар остался недоволен поданным на стол черным хлебом и бросил его на пол с криком: “Разве я свинья, чтобы есть такой хлеб?” Таковы были барские замашки “борца за народное счастье”. Инок–трапезарь отвечал: “У нас, господа, лучшего хлеба нет, какой нам дают, тот мы и подаем”. Потом “господа–товарищи” с деланным участием начали расспрашивать братию: нет ли жалоб на начальство? Один из иноков, распропагандированный автокефалистами, стал указывать пальцем наверх, где находились покои митрополита, заявляя: “Народ несет в лавру тысячи и миллионы, а поедает их он!”
Знал ли иуда–националист, кому он приносит клеветническую жалобу на своего архипастыря? Не мог не знать. В 1917 году пьяная революционная матросня кощунствовала в лаврских пещерах, подвергая надругательству честные мощи угодников Божиих. Вот и на этот раз “участливые гости”, распоясавшись, начали угрожать монахам: “Скажите, отцы, что у вас в пещерах? Все оттуда вынесем и посмотрим: если ничего не окажется или окажутся воск и опилки – всех вас перережем”. А один из “гостей” добавил: “Отец Серафим в Сарове был вторым лицом после царя, потому–то Серафим и святой. Вот и ваш митрополит Владимир будет святой”. (В отношении святителя Владимира этот бандит невольно оказался пророком: так бесы иногда против своей воли выкликают истины Божии).
Предательство и робость царили среди лаврской братии, и бандиты поняли, что любое преступление здесь останется безнаказанным. Уходя из трапезной, комиссар сказал своим спутникам: “Нужно сделать здесь что–нибудь особенное, замечательное, небывалое”. “Замечательные” дела революционеров обычно заключались в насилиях, пытках, убийствах.
Вечером 25 января эти революционеры явились к святителю Владимиру. Запершись с ним в его спальне, они вымогали деньги, издевались, душили святого цепочкой от креста. Когда палачи выводили старца– святителя из комнаты, он жалобно обратился к стоявшим в сторонке епископу Феодору и наместнику лавры архимандриту Амвросию, сказав: “Вот, они уже хотят расстрелять меня, вот что они со мной сделали”. Однако ни архиерей, ни архимандрит не нашли в себе мужества вступиться за святого митрополита Киевского.
У крыльца лавры к окруженному убийцами святителю подошел под благословение его келейник Филипп. Комиссар оттолкнул его с криком: “Довольно кровопийцам кланяться! Кланялись – будет!” Тогда митрополит, сам благословив келейника, сказал: “Прощай, Филипп”, – и прослезился. По свидетельству Филиппа, идя на казнь, святитель Владимир был уже совершенно спокоен, словно бы шел на служение Божественной литургии, и по пути напевал: «Благообразный Иосиф, с древа с нем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив...»
Бандиты на автомобиле привезли семидесятилетнего старца– мученика на поляну, расположенную неподалеку от лавры. Случайно оказавшийся поблизости от этого места очевидец потом рассказал об обстоятельствах славной кончины святителя Владимира. Выйдя из автомобиля, страстотерпец спросил: “Вы здесь хотите меня расстрелять?”
– и услышал в ответ: “А что ж, церемониться с тобой что ли?” Перед расстрелом святитель коротко помолился вслух: «Господи прости мои согрешения вольные и невольные и приими дух мой с миром», – а затем крестообразно, обеими руками благословил своих палачей, промолвив – «Господь вас да простит».
Выстрелы слышали в лавре. При этом между иноками затеялся спор: Владыку ли это расстреливали или для расстрела одного человека выстрелов было слишком много? Потом все отправились на покой, и обитель спала спокойно. Только наутро от пришедших в лавру паломниц (эти женщины сыграли роль жен–мироносиц священномученика Владимира) братия узнала, где лежит изувеченное тело святого страстотерпца. Медицинское освидетельствование тела святителя выявило картину изуверского убийства: святого Владимира кололи штыками, целясь в лицо, в грудь, в живот; один удар был так силен, что разворотил всю грудную клетку; потом палачи, наслаждаясь зрелищем его страданий, “достреливали” мученика”.
Советская власть продолжала политику “украинизации” и после второй мировой войны. Массовым репрессиям подверглись карпатороссы, обитатели западной части Карпат. А ведь закарпатские русины, несмотря на многовековые усилия по их ассимиляции и неоднократный геноцид, всегда были в авангарде русофильского движения. Так, в 1939 году на местном референдуме 82% населения высказались в поддержку русского языка. Однако карпаторусская элита была уничтожена при Сталине без всякой амнистии, а закарпатские русины насильственно украинизированы большевиками.
Отметим также, что именно советская историческая наука легализовала терминологический и понятийный аппарат “самостийной” школы, замалчивая, за редким исключением, подлинно национальную, общерусскую историко–культурную парадигму.
Показательно: в СССР талергофская трагедия, карпато–русская борьба, большевистская политика украинизации – все это оказалось наглухо закрыто в зоне умолчания.
Приведу диагноз, поставленный “мазепинству” одним из серьезных исследователей этого феномена русским историком Н. Ульяновым: “Когда–то считалось само собой разумеющимся, что национальная сущность народа лучше всего выражается той партией, что стоит во главе националистического движения. Ныне украинское самостийничество дает образец величайшей ненависти ко всем наиболее чтимым и наиболее древним традициям и культурным ценностям малороссийского народа: оно подвергло гонению церковно–славянский язык, утвердившийся на Руси со времен принятия христианства и еще более жестокое гонение воздвигнуто на общерусский литературный язык, лежавший в течение тысячи лет в основе письменности всех частей Киевского государства, меняют культурно–историческую терминологию, традиционные оценки героев и событий прошлого. Все это означает не понимание и утверждение, а искоренение национальной души... Именно национальной базы не хватало украинскому самостийничеству во все времена. Оно всегда выглядело движением ненародным, ненациональным, вследствие чего страдало комплексом неполноценности и до сих пор не может выйти из стадии самоутверждения. Если для грузин, армян, узбеков этой проблемы не существует (по причине ярко выраженного национального духовного и физического облика), то для украинских самостийников главной заботой все еще остается доказать отличие украинца от русского. Сепаратистская мысль до сих пор работает над созданием антропологических, этнографических и лингвистических теорий, долженствующих лишить русских и украинцев какой бы то ни было степени родства между собой. Сначала их объявили “двумя русскими народностями” (Костомаров), потом двумя разными славянскими народами, а позже возникли теории, по которым славянское происхождение оставлено только за украинцами... И это обилие теорий, и лихорадочное культурное обособление от России, и выработка нового литературного языка не могут не бросаться в глаза и не зарождать подозрения в искусственности национальной доктрины” (Происхождение украинского сепаратизма. – М., 1996).В качестве альтернативы и позитивной программы хочется вспомнить крепкую и подлинно национальную традицию Гоголя и Максимовича. Последний писал: “Уроженец южной, Киевской Руси, где земля и небо моих предков, я преимущественно ей принадлежал и принадлежу доныне, посвящая преимущественно ей и мою умственную деятельность. Но с тем вместе, возмужавший в Москве, я также любил, изучал и северную, московскую Русь как родную сестру нашей Киевской Руси, как вторую половину одной и той же святой Владимировой Руси, чувствуя и сознавая, что как их бытие, так и уразумение их одной без другой – недостаточны, односторонни”. Итак, “самодостаточной и полноценной культурной, исторической и политической единицей может быть только единая Русь”. Только в воссоединенном состоянии она сохранит статус мировой силы или добьется такового. И только в этом случае она сможет проводить действительно “незалежную и самостийную” внешнюю и внутреннюю политику, сохранит и приумножит свою самобытную и почитаемую в мире культуру.
Однако, вернемся к галицийскому вопросу.
В течение 1989–1991 гг. в Галиции были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990–1997 гг. в этом регионе было более 600 “горячих точек. Захваты зачастую производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь десятки тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и московское духовенство. Однако Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным оппонентом, имеющим и финансовую и политическую поддержку. В настоящее время УГКЦ насчитывает около 3.229 тысяч приходов, Духовные академии и Институт истории Церкви во Львове, несколько десятков периодических издания. Активными практикующими греко–католиками является основной костяк галицийской русофобской интеллигенции. УГКЦ ближайшей своей целью ставит создание “Украинской Поместной Церкви Киевского Патриархата”, находящейся в юрисдикции Римского папы. В “Киевский Патриархат”, по мысли идеологов этого проекта, должны войти и православные христиане и раскольнические группировки и УГКЦ. Этой же цели была подчинена религиозная политика Украины при Президентах Кравчуке, отчасти Кучме и полностью – при Ющенко. Официальные представители УГКЦ – управляющей ей до 2011 года архиепископ Любомир Гузар, и его окружение, например, викарий Василь Медвид неоднократно публично приветствовали раскольническую авантюру президента Кравчука по созданию т.н. “Киевского Патриархата”.
Греко–католики возглавляли комиссию по духовности и делам религиозных организаций ВР Украины первого и второго созывов, лоббировали законопроекты, направленные против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, такие, как принятые ВР поправки к Закону о свободе совести от 15.02.1993 г. о поочередном богослужении в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий. Фактически это скрытый захват храмов. Механизм таков: на имеющийся православный храм регистрируется и униатская община, чем провоцируется конфликтная ситуация. Например, православная община составляет 500 чел., а униатская 50. Если православные не соглашаются на поочередное богослужение, вступает в действие закон. Несогласных снимают с регистрации и храм продается униатам. Очередным шагом на пути уничтожения Православия на Украине стало создание в Верховной Раде второго созыва депутатской группы “За единую Поместную Церковь”. Эта группа во главе с греко–католичкой Лилей Григорович стала инициатором прямого вмешательства государства в дела Церкви.
Однако, несмотря на колоссальные усилия и содействия галичан во власти, униатского прорыва за Збруч не произошло. Это следствие “головокружения от успехов” и первые признаки спада пассионарности. Локализация УГКЦ свидетельствует об обратимости галицийского синдрома на Украине и реальной возможности его нейтрализации.
Однако, греко–католическая церковь провела по итогам визита свой собор, на котором обсуждалась стратегия проникновения на Восток Украины. Важнейшим элементом этой стратегии является поддержка раскольнических группировок ”Киевского патриархата” и “украинской автокефальной церкви”, которые фактически являются “приводными ремнями” униатства.
Следует отметить, что после смерти кардинала Мирослава Ивана Любачивского новым главой УГКЦ стал Любомир Гузар. Он правил УГКЦ до 2011 года. Он и его окружение являются или являлись гражданами США. И не просто гражданами – галицийская униатская диаспора является наиболее активной группой в борьбе со всем, что объединяет русский мир, Россию и Украину. Так, галицийский униатский активист, Сопредседатель «Украино–американского комитета» Лев Добрянский был одним из авторов скандального закона США «О порабощенных нациях», иначе называемого «законом о расчленении России», согласно которому «русский коммунизм» обвиняется в «порабощении» всего и вся, в том числе т.н. «Казакии» и «Идель–Урала» (как мы все прекрасно знаем, главной жертвой большевизма были русский народ и Русская Православная Церковь, но униатские шовинисты сознательно осуществляют подлог). Из этих же кругов происходит и Катрин Клер Чумаченко, супруга бывшего Президента Украины В. Ющенко, который нанес канонической Церкви на Украине огромный вред.
Первая глава из книги «Украина - выбор веры, выбор судьбы»