Оршанская битва 1514 года: военно-исторический аспект

Автор: Николай Амбражевич

 

Русь Литовская и Русь Московская

В древние времена, китайцы, оскорбляя своих врагов, желали им «жить в интересное время». Под этим они подразумевали время перемен, время усобиц и гражданских войн. Становление Русской державы – наследницы Киевской Руси, шло именно в такое время.

Киевская Русь пала под ударами внешних врагов. Врагов шедших и с востока, и с запада. Единое древнерусское государство было подорвано внутренними усобицами. Многочисленные князья и их дружины не раз сходились на поле брани. Впрочем, в этом не было ничего нового.

Столетьями воевали между собой греческие города-полисы. Заливались кровью междоусобиц германские княжества. Десятками тысяч жизней платили простые люди за сепаратизм светских и духовных правителей Италии, Франции, Британских и Японских островов, Китая…

К моменту падения Золотой Орды (конец XV в), на славянских землях сформировалось два центра религиозной духовности. Каждый из них претендовал на первенство в славянском мире и на земли Киевской Руси.

Одним центром была поддерживаемая Ватиканом католическая Польша, сумевшая фактически подчинить себе Русь Литовскую – Великое Княжество Литовское, Русское и Жамойтское. Подчинить, в первую очередь, духовно – при помощи католической церкви [5].

К началу XVI века ВКЛ представляло собою государство «галоуным чынам лiтоускiх каталiцкiх феадалау», в котором «вядучую ролю ва унутранай и знешняй палiтыцы iгралi буйнейшыя зямельныя уласнiкi (Гаштольты, Кязгайлы, Радзiвiлы i iншыя)» [8]. Именно эти феодалы, принявшие католицизм, стали главным союзниками Ватикана. В то время, как подавляющее большинство населения оставалось верно Православию.

К началу XVI века православный люд на территории ВКЛ, по свидетельству С.Герберштейна, стал «жалок и угнетен тяжелым рабством». О этно-конфессиональной «терпимости» на землях ВКЛ ярко свидетельствуют слова Ст.Ожеховского, писавшего в 1564 г. православному шляхтичу: «Ты, литвин, ходишь в ярме от рождения или, как скованная узой кляча, носишь на своем хребте своего господина, а я, поляк, парю, как орел без привязи, на моей прирожденной свободе под моим королем... [12].

То, что северо-западные и южные земли Киевской Руси на которых «пазней узнiклi Беларусь i Украiна», по словам белорусского историка М.Спиридонова [8], составляли «большую частку тэрыторыi ВКЛ, а «Русь», «люди русские» - большую частку яго насельнiцтва, не рабiла гэту полiэтнiчную дзяржаву нi «лiтоуска-беларускай», нi тым больш «беларускай». Дело в том, что «люди русские» ВКЛ гаварылi на «русской» («московитской» або «рутенской») мове, вызнавалi праваслауную («русскую») веру и захоувалi iстотную этнiчную еднасць з рускiм народам Рускай дзяржавы («…очень многие до этого времени считают за одно московитян и россов или рутенов, основываясь на том, что они говорят на одном языке и исповедуют одну веру» - пiсау А.Кампанэзе у 1524 г.) и таму у тыя часы не сталi нi беларусамi, нi украiнцамi».

Светские и духовные феодалы Великого Княжества Литовского так же «не усведамлялi сябе нi беларусамi, нi украiнцамi; iгралi у ВКЛ другарадную палiтычную ролю, сумленна выконваючы волю правячай лiтоускай каталiцкай дынастыi». Этнические и религиозные противоречия «не гаворачы ужо пра класавыя и iншыя», были «асноунымi фактарамi палiтычнай, перш за усе ваеннай, слабасцi ВКЛ, што ужо не магло без дапамогi феадалау каралеуства Польскага, якiя у прынцыпе iнiцыiравалi многiя унутры- и знешнепалiтычныя акцыi ВКЛ, абараняць сваю тэрыторыю, на частку якой у канцы XV ст. пачала прэтэндаваць Руская дзяржава».

Русская держава, наследница Православной Византии и Киевской Руси, была другим духовным центром, претендовавшим на первенство в славянском мире. Центром возрождавшейся Святой Руси стало Великое Княжество Московское. Начиная с Даниила – младшего сына Александра Невского – князья московские стали превращать его в ядро будущего Русского государства.

На землях современной Белой Руси разница между тогдашними Польшей и Москвой состояла в том, русское войско приходило на свои исконные земли, где жили единокровные братья и единоверцы, которые рано или поздно, но вернутся в общее государство. Поэтому население страдало мало. Напротив, поляки, вторгаясь на западные и окраинные земли Руси, жгли и грабили «схизматиков». Фактически они были оккупантами и вели себя в соответствии с известной пословицей: «Коль не съем, то хоть понадкусываю».

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.