Оршанская битва 1514 года: военно-исторический аспект

Автор: Николай Амбражевич

 

 

Ватикан против Третьего Рима

В 1510-1511 году Запад узнал, что кроме Руси Литовской, духовно подчиненной Риму и Польше, есть еще одна Русь – Московская – независимая, сильная и самостоятельная. Князья которой, начиная с Ивана III, становятся государями, собирателями и представителями всей земли Русской.

В эти годы появились послания монаха псковского Елизарова монастыря Филофея к князю ВКМ Василию III, в которых он обосновал идею мирового значения – «Москва – Третий Рим»: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко все христианские царства снидоша в тое едино, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не бытии».

За всем происходящим на землях восточных славян внимательно следили из Ватикана. Там прекрасно понимали, что доктрина Филофея, овладев умами патриотов возрождавшейся православной Руси станет предметом верования, способного осветить восточным славянам высокие, мировые задачи их существования.

«Первый крестовый поход германцев против славян» римский папа Евгений III благословил еще в 1147 году. Целью его было «обращение схизматиков» и возврат их «в лоно истинно апостольской католической церкви». После разгрома германских рыцарских орденов под Грюнвальдом, проводниками католицизма на русские земли стали короли и феодалы Польши. (В начале XIII века именно они пригласили крестоносцев на восточнославянские земли).

В 1512 году римский папа Юлий II отправил к польскому королю и одновременно новому великому князю литовскому Сигизмунду I («Старому») послов с большой суммой «на заплату войску полскому» [10].

Часть денег была потрачена на то, чтобы нанять в Польше и в Западной Европе несколько тысяч конных и пеших воинов. В то же время был объявлен сбор войск из поветов ВКЛ. Местная православная шляхта «не спяшалася выконваць свой адзiны абавязак перад дзяржавай», поэтому «сеймы прынялi жорсткiя меры пакарання (ад канфiскацыi маенткау да смяротнай кары) дэзерцiрау, якiх хапалi» [8].

Другую часть денег польский король использовал для подкупа окружения крымского хана, чтобы «подущать их против Москвы» [7]. Это дало необходимый результат – при посредстве поляков, в том же 1512 году, между Крымским ханством и ВКЛ был заключен договор, направленный против Русской державы [7, 8, 10].

Заключение этого союза послужило причиной для упразднения мирного договора 1508 года между ВКЛ и ВКМ.

«И бысть радость правоверным христианам, избыв латыньства…»

В 1512 году началась новая война, спровоцированная польским королевским двором. Однако поляки перехитрили сами себя. Крымский хан Менгли-Гирей, взяв папские деньги, вместо того, чтобы при поддержке королевского войска идти на Москву, стал грабить украинные (окраинные) земли. Кроме того, набегам подверглись города: Белев, Одоев, Козельск, Алексин, Рязань и др. Хотя это оттянуло значительную часть русских войск, зато союзникам хана, не ожидавшим подобного «вероломства», вместо «победоносного похода на грады восточных схизматиков» в обозе огромной крымской орды, пришлось оборонять «ключ-город» (так его называют и некоторые летописцы) – Смоленск.

Первое окружение и шестимесячная осада города русскими войсками длившиеся с ноября 1512 по январь 1513 гг. оказались неудачными для ВКМ. Второй поход на Смоленск (лето-зима 1513 г.) также не увенчался успехом. (Разве, что в состав Русской державы вошло Волоцкое удельное княжество).

После примерно двух лет боевых действий, ведшихся с переменным успехом, 29 июня 1514 года великий князь московский Василий III в третий раз осадил город. Жители Смоленска не стали дожидаться помощи Сигизмунда, который «зобрал войско польское, литовское и руское и ишол боронити Смоленска, и поддалися князю московскому з городом и замком Смоленским» [10].

30 июля 1514 года Василий III «послал воевод своих, князя Даниила Щеню с товарищами, дьяков и подьячих, велел им переписать всех жителей и привести к присяге – быть за великим князем и добра ему хотеть, за короля не думать и добра ему не хотеть; перепись и привод к присяге кончились 31 июля.

1 августа после водосвящения Василий вступил торжественно за крестами в Смоленск вместе с владыкою и был встречен народом; после молебна и многолетия в соборной церкви владыка сказал ему: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный царь Василий, великий князь всея Руси, самодержец, на своей отчине, городе Смоленске, на многие лета!» [7].

По словам современника – смоленского летописца – «смольняне, весь народ... биша челом, называюще себя государем и самодержцем всея Руси... И бысть радость правоверным христианам, избыв латыньства» [8]. В честь присоединения Смоленска в Москве был основан Новодевичий монастырь.

После этого Василий III выступил в обратный поход к Дорогобужу. Помимо жителей Смоленска, ему присягнул князь Мстиславля Михаил Ижеславский. То же сделали жители Кричева и Дубровны [7].

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.