История и Философия

История и философия  Русского Мира - Россия, Украина, Белоруссия, Русское Зарубежье

Кадеты и власть: горе от ума?

Автор: Фёдор Гайда

Карнавал на Фонтанке. 1900. А.Н. БенуаРусский радикальный либерализм сформировался на рубеже ХIХ-ХХ вв. как идейное течение, оппозиционное самодержавно-бюрократическому государственному строю. Радикальные либералы претендовали на первенство в среде освободительного движения в силу представления о своем интеллектуальном превосходстве как над властью, так и над соседями по политическому спектру – умеренными либералами и социалистами.

Свобода совести или веротерпимость? К вопросу о полемике в российской печати в начале XX столетия

Автор: Александр Бендин

«Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860, Павел ЧистяковРоссийский институт веротерпимости в конце XIX - начале XX вв.

В России гражданская «свобода веры», или «веротерпимость», утверждённая в «Основных законах» империи, носила первичный характер и предшествовала исторически введению манифестом 17 октября 1905г. таких политических свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.  Веротерпимость, сформировавшуюся в XVIII ­`первой половине XIX вв. в качестве симбиоза  западноевропейских и византийско-московских правовых норм, можно рассматривать в качестве особого правового института, регулировавшего государственно-религиозные и межрелигиозные отношения в России.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть II)

Автор: Максим Шевченко

С.С. Уваров. 1840-е гг.Часть I | Часть II

С первых же лет своего царствования император Николай I обратил внимание на то, что «необходимое всем Русским подданным обучение отечественному языку» крайне слабо поставлено в учебных заведениях Остзейского края. В 1827 году после посещения губернских гимназий в Риге и Ревеле он распорядился добавить в каждую из них из числа наилучших выпускников русских университетов по два учителя русского языка и словесности с окладами выше штатных.

Что русского в русском либерализме?

Автор: Фёдор Гайда


Хорошая тема для краткой статьи, - извиняющимся тоном скажет скованный рамками автор. Еще лучше она смотрелась бы в пределах пространной монографии, - ответит вовсе ничем не скованный читатель. И правда: вопрос покажется сложным уже при поверхностном взгляде на предмет разговора. Прежде всего, потому что требует нескольких предварительных суждений, которые в глазах многих сделают его бессмысленным.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть I)

Автор: Максим Шевченко

С.С. Уваров. Портрет работы С.Голике. 1833

Часть I | Часть II

Сергей Семенович Уваров (1786–1855), несомненно, принадлежит к числу выдающихся русских государственных деятелей. Он заложил основы самостоятельной отечественной системы общественного образования, значение которых в исторических судьбах русской культуры XIX–XX вв. трудно переоценить. Без многочисленных и высококачественных кадров, подготовленных в уваровское время университетами, пансионами, лицеями, гимназиями не состоялось бы ни одно  из реальных достижений пореформенного времени в области государственного строительства, общественной самодеятельности, науки, литературы, искусства.