Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать – будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений. Его долг – воскрешение подлинного облика нашего прошлого. Тем более, когда те или иные его аспекты становятся объектом политических спекуляций. Все это в полной мере относится к проблеме статистики (масштаба) политических репрессий в СССР.


Следует отметить, что как белорусы, так и русины в нынешнем понимании явились продуктом определенных национальных проектов, имеющих хронологические точки отсчета и не всегда полностью распространяющихся на декларирующиеся «своими» этнические массивы. Было бы прегрешением против истины искать белорусское или русинское национальное самосознание в знакомом нам виде у деятелей прошлого.
К 200-летию со дня рождения (5 марта 1815) карпаторусского будителя Ивана Ивановича Раковского.
На гребне русской державности и мессианизма поднялись два наших национальных героя - А.В.Суворов (1730-1800) и Ф.Ф.Ушаков (1745-1817). К концу XVIII века русская нация стала не только сухопутно-военной, но и морской, ни в чём не уступавшей англичанам. С 2000 г. «морской Суворов» - Ф.Ф.Ушаков почитается как святой покровитель Российского военно-морского флота и Стратегических военно-воздушных сила (с 2005 г.). В 2001 году православная церковь канонизировала Ушакова и причислила его к праведникам. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября.
В XX-ом веке Россия пережила несколько революций (в 1905 – 1907, 1917 – 1920 и 1991 – 1993 гг.), которые нанесли тяжелейший удар по её общему развитию, привели к колоссальным человеческим жертвам и даже к частичному разрушению государства. Но ещё известный русский философ Г. Г. Шпет утверждал, что «Революция есть не только казуальное следствие и результат, но также осуществление замысла. Этот замысел выносила, лелеяла, сама себя на нём воспитывала наша интеллигенция XIX-го века…»
Массовые и крайне жестокие широкомасштабные репрессии против карпатороссов во время Первой (Великой) мировой войны, говорят о том, что они принимали формы геноцида. Особенно это проявилось в Восточной Галиции, где русофильству, русскому культурному пласту, был нанесен непоправимый урон. Мы должны знать и помнить правду об уничтожении русской нации в ХХ веке, о геноциде не менее ужасном, чем Холокост. Все это облегчило, закрепило окончательную победу на Галичине мазепинскому укроинству, которое со временем, уже во времена незалежности, переросло в национал-фашизм.
В ходе «безбожной пятилетки» 1933-1938 гг. как организационная структура Русской Православной Церкви была практически уничтожена. К началу Второй мировой войны действовало лишь около 380 храмов, были закрыты все монастыри. На своих кафедрах находились лишь 4 архиерея: митрополиты Московский Сергий (Страгородский) и Ленинградский Алексий (Симанский), а также 2 их викария – архиепископы Дмитровский Сергий (Воскресенский) и Петергофский Николай (Ярушевич).
Острый конфликт, разразившийся на Украине, стал неожиданностью для многих. О внутренней неоднородности Украины и присущем ей культурно-языковом антагонизме между регионами говорили уже давно. В политическом пространстве внутриукраинский антагонизм впервые открыто заявил о себе в 2004 году в ходе т.н. «оранжевой революции». Тогда же была артикулирована тема федерализации страны как способа урегулирования межрегионального антагонизма.
Происходящие на Украине события могут посеять мысль об окончательном расколе восточного славянства и утрате идеей общерусского единства своей актуальности. В сознании россиян нарастает отчужденное отношение к украинцам. Однако происходящее, как представляется, является не неким «окончательным» расколом восточного славянства, а лишь очередным этапом – безусловно, кризисным – эволюции русской цивилизации.