Возрождение и развитие православных братств в Беларуси в 1863-1914 гг.

Автор: Сергей Восович

Соборная площадь в Миснке (ныне пл. Свободы) с видом с высоты на кафедральный Петропавловский собор на фотографии Прокудина-Горского - 1910 год.

 

Введение

В отечественной историографии недостаточно изучено развитие православных братств Беларуси в 1863-1914 гг. В работах В. В. Яновской, Т. Л. Донских, В. Н. Черепицы и диакона Димитрия Шульги приводятся лишь отдельные сведения об их деятельности. Поэтому в статье предпринята попытка рассмотреть создание развитие данных церковно-общественных объединений в Беларуси в 60-х гг. XIX в. - в начале XX в.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Первые православные братства (братчины) на территории Беларуси упоминаются с XII в. Наиболее активно они стали создаваться в XVI-XVII в. с целью защиты интересов православного населения Речи Посполитой. К началу XIX в. городские братства Беларуси постепенно исчезли. Часть из них во время существования Речи Посполитой стала униатской или вообще закрылась под давлением римско-католической церкви, другие прекратили свое существование после вхождения Беларуси в состав Российской империи. По мнению дореволюционного историка Ф. Жудро, после присоединения Белоруссии к Российской империи и утверждения в ней уклада и духа российской церковной жизни указанные религиозные союзы должны были постепенно исчезнуть, так как «идея братств была не знакома русской церкви» [1, 84]. На исчезновение городских братств в Беларуси повлияло и прекращение после вхождения белорусско-литовских земель в состав Российской империи притеснения православного населения, и создание правительственных учебных заведений. В новых условиях данные церковно-общественные союзы потеряли свое исключительное значение по защите интересов православных и передали свои просветительские функции правительственным училищам.

До середины XIX в. сохранились только те братства, которые действовали в местечках, деревнях и селах западной и центральной Беларуси. В конце 1863 г. в Минской и Литовской епархиях насчитывалось 289 братств. В Минской губернии существовало 107 братств, в Гродненской - 159 и в Виленской - 23 [2, л. 8-10], [3]. В Полоцкой и Могилевской епархиях в данный период не существовало братств, но в народе сохранились о них предания.

Не проявляя большой активности, существовавшие в то время братства оказывали влияние на церковные обычаи. Деятельность братств ограничивалась благоустройством своих приходских церквей и помощью в проведении богослужений.

В «эпоху великих реформ» 60-х гг. XIX в. деятельность православных братств стала возрождаться. Эго было связано с несколькими причинами. Во-первых, в ходе буржуазных реформ ослабло влияние православной церкви на общественную жизнь. В адрес церкви стали раздаваться даже критические голоса. В новых сложившихся условиях православная церковь вынуждена была искать новые формы воздействия на общество. Во-вторых, в условиях подъема крестьянского движения и деятельности народников некоторые церковные и общественные деятели видели выход в необходимости возрождения церковной жизни. В-третьих, активизация просветительской деятельности в конце 50-х гг. XIX в. католического духовенства и польских помещиков в западных губерниях Российской империи подтолкнула правящих архиереев белорусско-литовских епархий и некоторых государственных деятелей Северо-Западного края обратить особое внимание на возрождение православных братств. Поэтому в Беларуси с 1863 г. стали интенсивно проводиться работы по созданию новых, восстановлению ранее существовавших и активизации действовавших в то время братств.

Первоначально братства открывались без разрешения Св. Синода, а в некоторых местах без согласования с гражданскими властями. Новизна этих церковно-общественных учреждений, отсутствие законодательных документов, регламентирующих их деятельность, привели к тому, что в Витебской губернии гражданские власти даже препятствовали развитию братского движения [4, л. 13-14]. Эго вынудило архиепископа Полоцкого и Витебского Василия даже обратиться за помощью к Св. Синоду о защите Люцинского братства. А инициаторам учреждения братства при Покровской церкви г. Полоцка пришлось доказывать, что затеваемое объединение «не есть крестовый поход против католицизма» [5, 16].

Идея возрождения православных братств в Беларуси первоначально не вызвала сочувствия и у некоторых россиян. Об этом свидетельствовал попечитель Виленского учебного округа И. П. Корнилов в письме, адресованном в марте 1864 г. М. Н. Каткову. И. П. Корнилов писал: «Удивляюсь, как находятся в Петербурге люди, которые опасаются братств и думают, что эти учреждения склонны принять какой-то политический характер, с которым правительству придется со временем считаться. Думаю, что эти страхи подсказаны польской партией, которая сильно работает в Петербурге» [6, 4142].

Недоверие к братствам было преодолено благодаря разработке братского вопроса журналом «Дух Христианина» и газетами «День», «Московские ведомости». Под влиянием этих изданий возрождение братств стало чуть ли не общероссийским делом. Ряд известных лиц стали членами белорусско-литовских братских организаций. В газете «День» и в журнале «Душеполезное чтение» был организован сбор пожертвований, а также открыта переписка по этому делу. В Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России появились «братчики-сборщики» материальных средств. Особенно значительная помощь белорусско-литовским братствам оказывалась жителями указанных городов.

Сочувствие россиян к деятельности белорусско-литовских братств выразилось не только во вступлении в их ряды, в сборе пожертвований, но и в стремлении создать подобные церковно-общественные организации в других местах России. Так, в начале 60-х гг. XIX в. в г. Москве стало создаваться «Серединное братство».

Открываемые религиозные союзы являлись преемниками братств XVI-XVII вв. Они восстанавливались и учреждались здесь как с целью противодействия влиянию католицизма и польской культуры, так и с целью укрепления православия и «русской народности». Имея общие с братствами XVI-XVII вв. задачи, подобные церковно-общественные организации в XIX в. использовали в своей деятельности те же приемы, что и религиозно-оборонительные братства Речи Посполитой. К открытию братских объединений православное население Беларуси подтолкнули не только усилившаяся польская пропаганда, но и восстание 1863-1864 гг.

Больше всего внимания созданию и восстановлению братств уделялось в Минской епархии. С целью упорядочения этого процесса минский архиепископ Михаил (Голубович) утвердил проект киевского братского устава для своей епархии [7]. С целью ознакомления духовенства данный устав был опубликован в № 44 «Минских епархиальных ведомостях» за 1863 г. Устав также предполагалось напечатать в одном из периодических изданий Санкт-Петербурга. На это обратил внимание министр внутренних дел П. А. Валуев, по инициативе которого были разработаны «Основные правила для учреждения православных церковных братств», утвержденные императором Александром II 8 мая 1864 г. [8].

Во время разработки в правительстве вопроса о братствах в Беларуси было приостановлено их открытие. Данные союзы стали учреждаться в белорусско-литовских епархиях только после принятия «Основных правил». Причем не всем открываемым братствам утверждались первоначальные уставы. Обязательно перерабатывались уставы, предусматривавшие передачу братствам права суда и наложения взысканий и денежных штрафов. Издание «Основных правил» содействовало также пересмотру и исправлению уставов бывших униатских братских организаций.

В начале 60-х гг. XIX в. в Северо-Западном крае было предпринято несколько попыток создать региональные братства, которые охватили бы своей деятельностью всю территорию Беларуси. Такие попытки были предприняты в городах Вильно и Витебске. Однако они не увенчались успехом.

В восточной Беларуси братское движение не получило такого развития, как в западных и центральных регионах. Из-за недостатка средств недолго просуществовало Могилевское Александро-Невское братство, а Полоцкое Свято-Евфросиние веко-Николаевское братство не стало епархиальным. Последнее сосредоточило свою деятельность в Полоцком уезде.

Несмотря на то что в Могилевской епархии братское движение не получило широкого размаха, здесь впервые в Беларуси было восстановлено монастырское подобное объединение. В 1869 г. архимандрит Анатолий с разрешения могилевского епископа Евсевия учредил 16 февраля 1869 г. при Пустынском Успенском монастыре православное братство, которое начало свою деятельность с 1870 г. При монастыре была открыта школа с учительским курсом для крестьянских мальчиков. При этом Успенское братство недолго ограничивало свою деятельность территорией монастыря. Используя средства обители, с 1872 г. по 1883 г. оно открыло 49 отделений Пустынской школы в нескольких уездах Могилевской губернии. Большинство школ было создано в Мстиславском уезде. Фактически Успенское Пустынское братство постепенно стало уездным.

Созданные в 60-х гг. XIX в. братства по масштабам своей деятельности делились на несколько категорий: епархиальные, уездные, приходские. Деятельность епархиальных братств (например, Виленского Свято-Духо веко го, Минского Свято-Николаевского) распространялась на территорию целых епархий. Уездные братства охватывали своими действиями уезды, на территории которых они были созданы. Деятельность приходских братств ограничивалась границами приходов. Самыми распространенными в Беларуси были приходские братства.

С начала 70-х гг. XIX в. деятельность братств стала ослабевать. Большинство из них вообще закрылось. Так, в 1879 г. на территории Гродненской губернии остались действующими только 3 городских братства: Брест-Литовское Свято-Николаевское, Слонимское Преображенское иВолковыское Петро-Павловское [9, л. 28].

Сокращение численности братств было вызвано несколькими причинами. Во-первых, на деятельности рассматриваемых религиозных союзов отрицательно сказалось сокращение пожертвований, поступавших из центральных регионов России. Во-вторых, негативно на развитие братств повлияли переводы на новые места службы чиновников, являвшихся активными членами и учредителями братств. В-третьих, закрытию братских объединений в сельской местности содействовало создание новых церковно-общественных учреждений - церковных советов (с середины 60-х гг. XIX в.) и приходских попечительств (с конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в.). Данные учреждения, как и братства, занимались благоустройством церквей. Приходские попечительства заботились также о развитии народного образования и благотворительности в пределах своих приходов. Именно открытие приходских попечительств воспрепятствовало созданию братств, так как у этих учреждений были схожие задачи. Братства отличались от попечительств только тем, что обращали внимание на нравственность прихожан и могли не ограничивать свою деятельность границами прихода. На сокращение количества братских организаций повлияло и требование «Основных правил для учреждения православных церковных братств» об обязательном наличии устава при их открытии.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. в белорусско-литовских епархиях выделялись своей деятельностью только 4 братства: Виленское Свято-Духовское, Полоцкое Свято-Евфросиниевско-Николаевское, Успенское при Пустынском монастыре и Ковенское Свято-Николаевское, распространявшее свою деятельность на территорию всей Ковенской губернии.

С начала 80-х гг. XIX в. наблюдался очередной подъем братского движения. Он был связан с возрождением церковных школ Св. Синода. С целью распространения грамотности и духовного просвещения 13 февраля 1883 г. было создано Могилевское Богоявленское братство, а 8 ноября 1887 г. - Витебское Свято-Владимирское.

Издание «Правил о церковно-приходских школах» содействовало усилению церковношкольной деятельности всех белорусско-литовских братств, прежде всего епархиальных. Согласно примечанию 22 параграфа указанных «Правил» советам епархиальных братств предоставлялось право исполнять обязанности епархиальных училищных советов - епархиальных учреждений, непосредственно управлявших церковными школами Св. Синода. Все существовавшие в то время епархиальные белорусско-литовские братства воспользовались этим правом. Они некоторое время руководили церковными школами, и вся их деятельность в эти периоды была сосредоточена на открытии и благоустройстве школ Св. Синода. Могилевское братство управляло церковными школами с 22 октября 1884 г. до 12 января 1886 г., Минское Свято-Николаевское братство - с 9 мая 1888 г. до 1909 г., Виленское Свято-Духовское братство -с 6 августа 1884 г. до 6 августа 1892 г., Витебское Свято-Владимирское братство - с 8 ноября 1887 г. до 1894 г. Следует заметить, что под влиянием общегосударственной политики по поддержке церковных школ православного духовного ведомства все открытые с середины 80-х гг. XIX в. братства стали обращать внимание на оказание помощи школам Св. Синода.

Передача епархиальным братствам Беларуси прав и обязанностей епархиальных училищных советов, на наш взгляд, было вызвано стремлением епископов привлечь влиятельных членов братства к содействию развитию церковных школ. Как правило, в состав братских советов входили не только священники и преподаватели православных учебных заведений, но и светские лица, в том числе и местные губернаторы. В свою очередь управление церковными школами содействовало укреплению материального положения и росту авторитета в обществе епархиальных православных братств. Братства стали распоряжаться средствами, которые специально выделялись государством с 1887 г. на развитие школ Св. Синода.

Ограничение деятельности братств до одной - церковно-школьной, которая отнимала много времени, средств и требовала неотложного решения большого количества дел, привела к тому, что все епархиальные братства постепенно отказались от выполнения обязанностей епархиальных училищных советов. В то же время братства продолжали оказывать начальным учебным заведениям Св. Синода материальную помощь, выделяя средства на их ремонт, постройку и содержание.

С середины 80-х гг. XIX в. на территории Беларуси стали открываться училищные братства (например, Кирилло-Мефодиевское при Минской духовной семинарии). Они создавались с целью оказания материальной помощи нуждающимся ученикам. Фактически данные религиозные объединения являлись обществами оказания помощи нуждающимся учащимся тех заведений, при которых они были созданы.

К началу 1893 г. на территории белорусско-литовских епархий существовало 33 православных братства. В Литовской епархии действовало 7 братств, в Минской - 22, в Могилевской и Полоцкой - по 2. Существование большого количества православных братств в Минской и Литовской епархиях объяснялось, на наш взгляд, необходимостью противодействия распространению католичества, которого придерживалась значительная часть населения указанных епархий. К тому же в Минской епархии до 1864 г. существовало 11 братств [10, 11]. Все указанные братства продолжали существовать и в начале XX в., когда наблюдался третий подъем братского движения.

Возрождение деятельности братств в начале XX в. было связано с необходимостью активизации религиозно-просветительской деятельности православной церкви после издания 17 апреля 1905 г. закона «О веротерпимости», приведшего к активизации миссионерской деятельности неправославного духовенства.

Для предотвращения переходов православного населения в другие конфессии, ополячивания и окатоличивания белорусов стали создаваться новые православные братские организации, особенно в Литовской епархии. В результате в 1914 г. в Гродненской епархии насчитывалось 9 братств, в Литовской - 54, в Минской - 22, в Могилевской - 4 и Полоцкой - 3 (не считая Режицкого братства) [11,905-907]. Соответственно усиливалась и братская религиознопросветительная и миссионерская деятельность.

С целью достижения наибольших успехов в изменившихся условиях, большего сближения и единения православного населения, противодействия «латино-польской» пропаганде белорусско-литовские братства в начале XX в. поставили перед собой грандиозную задачу: объединить своей деятельностью все духовенство и прихожан, сплотить все приходы внутри епархий и скоординировать свои действия на территории Беларуси. Для осуществления этой цели отдельные братства создавали свои отделения. Впервые в Российской империи были проведены региональные съезды, на которых присутствовали представители «западно-русских» православных братств. Первый такой съезд был организован в г. Минске 29-31 августа 1908 г., а второй - в г. Вильно 2-5 августа 1909 г. В западных белорусско-литовских епархиях (Минской, Гродненской и Литовской) были также организованы епархиальные съезды представителей местных приходских братств.

Для усиления своего влияния среди населения и улучшения материального положения православных жителей Беларуси, облегчения условий их жизни белорусско-литовские братства в начале XX в. обратили серьезное внимание на учреждение экономических организаций и учреждений взаимной помощи - потребительских лавок, артелей, ссудо-сберегательных касс, кредитных товариществ.

 

Выводы

Таким образом, на территории Беларуси с целью укрепления позиций православной церкви и развития русской культуры, предотвращения ополячивания и окатоличивания белорусского населения с начала 60-х гг. XIX в. открывались новые и восстанавливались ранее существовавшие православные братства. Создаваемые по инициативе местного населения первые братства Беларуси были открыты без разрешения Св. Синода и даже гражданских властей.

В развитии белорусско-литовских братств можно выделить четыре этапа. Первый этап охватил период с начала 60-х гг. до начала 70-х гг. XIX в. Для него характерно возрождение братской деятельности в основном под воздействием политических причин с целью противодействия восстанию 1863-1864 гг. и ослабления позиций римско-католической церкви в Беларуси. Второй этап длился с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. В этот период происходило сокращение братской деятельности. Этап увеличения количества братств и активизации их деятельности охватил начало 80-х гг. XIX - начало XX в. В 1905-1914 гг. наблюдалось усиление миссионерской и религиозно-просветительской деятельности братств. В этот период предпринимались попытки объединить усилия всех братств Беларуси для укрепления позиций православной церкви и русской культуры.

Восович Сергей Михайлович
Брестский государственный технический университет
Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта
імя І. П. Шамякіна
2009

 

Литература

1. Жудро, Ф. История Могилевского Богоявленского братства / Ф. Жудро. - Могилев : Скоропечатня и литография Ш. Фридданда, 1890. - 112 с.

 2. Рапорты благочинных об учреждении церковных братств в приходах епархии и выдаче книг братчикам для сбора пожертвований //Национальный исторический архив Беларуси. - Фонд 136. -Он. 1.-Д. 30544.

 3. Коялович, М. Список братств /М. Коялович // День. - 1863. - №46. - С. 8-9 ; № 47. - С. 12 ; №52.-С. 4; 1864.-№ 5.-С. 13.

 4. Дело об учреждении в г. Вильно частного общества под названием Западнорусское братство, 15 мая 1863 г. - 9 ноября 1864 г. // Литовский государственный исторический архив. - Фонд 378. - Оп. 71, общий отдел, 1863 г. - Д. 1366.

 5. Русский. Вести из Полоцка/Русский//День. - 1864.-№ 22. - С. 16-18.

 6. Корнилов, И. Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа преимущественно в Муравьевскую эпоху / И. Корнилов. - СПб. : Типография А. П. Лопухина, 1901.-421 с.

 7. Устав для церковных братств по Минской епархии // День. - 1864. - № 18. - С. 14-17.

 8. Указ из Святейшего Синода // Литовские епархиальные ведомости. - 1864. - № 18. -С. 649-655.

 9. Сведения о количестве общественных собраний, клубов, музыкальных и певческих обществ и школ, братств в городах губернии, 8 февраля 1879 г. - 3 декабря 1879 г. // НИАБ в г. Гродно. - Фонд 1. -Оп. 16.-Д. 780.

 10. Палков, А. А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А. А. Пайков. - СПб. : Синодальная типография, 1893. - 146 с.

 11. Введенский, В. Православные церковные братства / В. Введенский // Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. - 1914. - № 17. - С. 794-798 ; № 18-19. - С. 845-856 ; № 20. - С. 903-913.