Александр Андреевич Митрак (16 октября 1837 - 17 марта 1913) - греко-католический священник, просветитель Угорской Руси и будитель русинов.
Сегодня - 17 марта в день памяти Александра Митрака прочтем его, одно из наиболее щемящих русское сердце, стихотворение.
МЫ УБОГИ.
Мы убоги и мало нас,
Велика в нас старость:
Наши диты босо ходятъ
Про вашу немудрость.
Говорятъ вам наши люди:
„Язык свой любите,
И народны права ваши
Никому не дайте." —
Добре им там говорити,
При сытости полной,
И писати статеечки
О жизни народной.
Мы же бидни сговоримся,
Народность продайме;
Панство наше высокое
И нас в ласку прийме.
Отцы наши также смутно
И в тисноти жилы:
Переминов старой виры
Колач приобрили.
Нам же своим наслидникам
Народность лишили;
За ту добру тямку свою
Бодай спочивали!
Свет, 1869
В этом небольшом поэтическом произведении, написанном не на литературном, а простым народным языком, не всегда совершенно срифмованном произведение, заключена вся жизненная позиция, жизненный алгоритм и отношение к происходящему — просветителя русинов Алескандра Митрака.
В этом стихе поэт сожалеет о бедности и немногочисленности родного автору, народа. Недостаток образования, и как следствие бедность. Народная интеллигенция, - вырвавшись из нищего и необразованного окружения, «летает в облаках» литературного романтизма, не соприкасаясь с жизнью простого человека, которую зачастую ошибочно идеализирует. Далее у автора следует ироничный призыв выставить на торги и продать свое народное самосознание, как единственный способ вырваться из своего холопского сословия.
В пятом четверостишье мы с Вами становимся свидетелями глубочайшего понимания унии, (самим униатским, греко-католическим, духовенством,) как наиболее низкого предательства отеческой православной веры и всего за корку хлеба. Униатское духовенство понимает, что единственная причина отхода от Православия в момент ее заключения, и в последующим - это социальный регресс, или проще, - отказ от Православия за деньги.
«Переминов старой виры колач приобрили.» (За измену старой вере, хлеба получили).
Такое описание сути вопроса отхода от православия угро-русского народа, из уст греко-католического священника, как минимум неожиданно, но при более тщательном и глубоком изучении вопроса, оно присутствует у всех без исключения будителей русинов. По их мнению, это во многом было и вынужденное отступление от веры. Вынужденное — ибо вопреки внутреннему убеждению... по безысходности.
Таково было положение угро-руского человека, Русина в просвещенной европейской австро-венгерской монархии. И так было не одно столетие.
В конце стиха мы видим благодарность поэта своим предкам, которые несмотря на всю трудность и безысходность, передали будущим поколениям народность - народное самосознание...
Владимир Пардус,
Ужгород