Александр Митрак. К 99-той годовщине смерти.

Автор: Владимир Пардус

 

 

Александр Андреевич Митрак (16 октября 1837 - 17 марта 1913) - греко-католический священник, просветитель Угорской Руси и будитель русинов.

 Сегодня - 17 марта в день памяти  Александра Митрака прочтем его, одно из  наиболее щемящих русское сердце, стихотворение.

 

               МЫ УБОГИ.

 Мы убоги и мало нас,

Велика в нас старость:

Наши диты босо ходятъ

Про вашу немудрость.

 

Говорятъ вам наши люди:

„Язык свой любите,

И народны права ваши

Никому не дайте." —

 

Добре им там говорити,

При сытости полной,

И писати статеечки

О жизни народной.

 

Мы же бидни сговоримся,

Народность продайме;

Панство наше высокое

И нас в ласку прийме.

 

Отцы наши также смутно

И в тисноти жилы:

Переминов старой виры

Колач приобрили.

 

Нам же своим наслидникам

Народность лишили;

За ту добру тямку свою

Бодай спочивали!

                                  Свет, 1869

 

 В этом небольшом поэтическом произведении, написанном не на литературном, а простым народным языком, не всегда совершенно срифмованном произведение, заключена вся жизненная позиция, жизненный алгоритм и отношение к происходящему — просветителя русинов Алескандра Митрака.

В этом стихе поэт сожалеет о бедности и немногочисленности родного автору, народа. Недостаток образования, и как следствие бедность. Народная интеллигенция, - вырвавшись из нищего и необразованного окружения, «летает в облаках» литературного романтизма, не соприкасаясь с жизнью простого человека, которую зачастую ошибочно идеализирует. Далее у автора следует ироничный призыв выставить на торги и продать свое народное самосознание,  как единственный способ вырваться из своего холопского сословия.

В пятом четверостишье мы с Вами становимся свидетелями глубочайшего понимания унии, (самим униатским, греко-католическим, духовенством,) как наиболее низкого предательства отеческой православной веры и всего за корку хлеба. Униатское духовенство понимает, что единственная причина отхода от Православия в момент ее заключения, и в последующим - это социальный регресс, или проще, - отказ от Православия за деньги.

«Переминов старой виры колач приобрили.» (За измену старой вере, хлеба получили).

Такое описание сути вопроса отхода от православия угро-русского народа, из уст греко-католического священника, как минимум неожиданно, но при более тщательном и глубоком изучении вопроса, оно присутствует у всех без исключения будителей русинов. По их мнению, это во многом было и вынужденное отступление от веры. Вынужденное — ибо вопреки внутреннему убеждению... по безысходности.

Таково было положение угро-руского человека, Русина в просвещенной европейской австро-венгерской монархии. И так было не одно столетие.

В конце стиха мы видим благодарность поэта своим предкам, которые несмотря на всю трудность и безысходность, передали будущим поколениям народность - народное самосознание...

Владимир Пардус,
Ужгород

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.