Русский Мир в Белоруссии: проблемы, перспективы, угрозы

Автор: Александр Гронский

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

 Термин Русский мир имеет несколько вариантов коннотаций, пересекающихся друг с другом. Под Русским Миром понимают и всех русскоязычных, и носителей русской культуры, и соотечественников, проживающих за пределами России, и лиц, признающих ценность Православия как базы для русской культуры и т.д. Противники Русского мира вкладывают в этот термин обратный смысл: агрессивное стремление России к влиянию на соседние страны, замена высокой европейской культуры русскоязычной попсой, якобы военные вторжения, уничтожение якобы национальных самобытностей соседних народов, унификация на основе силового навязывания русского языка и культуры и т.д. Стоит также отметить, что с этой точки зрения Русский мир всегда связан с Российским государством, а представители Русского мира за пределами России рассматриваются как пятая колонна. При этом термин Русский мир всегда пишется в кавычках и с маленькой буквы. На Украине и в Белоруссии (в основном в оппозиционных прозападных СМИ) даже получило признание такое словосочетание как «агрессивный “русский мир”». Несмотря на изначально нейтральное наполнение термина, он практически не используется в Белоруссии и на Украине в этом нейтральном значении. Даже до украинских событий 2014 г. негативные трактовки встречались чаще, чем нейтральные. В итоге Русский мир стал восприниматься в основном с негативным наполнением, причём даже в России. Некоторые российские эксперты предлагают отказаться от термина вообще, т.к. он воспринимается негативно. Однако нет смысла отказываться от термина. Необходимо вновь ввести его в повседневный интеллектуальный дискурс, для чего стоит увеличить частотность упоминания термина в нейтральном значении в СМИ, науке и публицистике. А для этого нужно всё же более-менее определиться с его наполнением.

Помимо трактовки собственно термина антироссийски настроенными силами, определённую нагрузку ему придают и силы, составляющие Русский мир. Можно рассмотреть это на примере Белоруссии. В Белоруссии Русский мир делится на реестровый или системный, несистемный и стихийный.

К стихийному Русскому миру стоит отнести большинство белорусов, которые слабо интересуются политикой, занимаются обыденными делами, нечасто высказывают собственные предпочтения, и даже не знают, что существует термин «Русский Мир». Но цивилизационно, культурно, эмоционально, психологически они относятся к той огромной общности, которая жила на просторах Российской империи и СССР. Показательно, что инициатива белорусских властей носить на День Победы 9 мая ленточки красно-зеленых цветов государственного флага не побудила белорусских граждан отказаться от традиционной георгиевской ленточки. Сам А.Г. Лукашенко даже попытался совместить обе ленты. Большинство же белорусов попросту не видят никаких противоречий между использованием символа Победы – георгиевской ленты и красно-зелёными цветами белорусского государственного флага.

По оппозиционным соцопросам 66% белорусов уверены, что они вместе с русскими и украинцами составляют единый народ. Белорусы предпочитают говорить и думать на русском языке, смотреть русскоязычное телевидение, читать русскоязычный интернет, рассматривать Пушкина и Лермонтова как своих писателей и т.д. То есть, как минимум, две трети белорусов полностью живут в Русском мире, но даже не подозревают об этом, потому что попросту не слышали такого термина, а если и слышали, то с негативным наполнением. Именно для таких людей стоит расширять сферу применения термина Русский мир, подчёркивая его нейтральную коннотацию, а также то, что Русский мир не является полным синонимом Российского государства, к Русскому миру принадлежат все носители русского языка и русской культуры, проживающие как внутри России, так и за её пределами. Также стоит изучать оппозиционную риторику в отношении Русского мира, чтобы противодействовать её расширению.

К несистемному Русскому миру относятся группы интеллектуалов и отдельные личности, мыслящие себя как Русский мир. Часть их способна создавать качественные научные исследования, заниматься серьёзной публицистикой, вносить большой вклад в русскую культуру в Белоруссии. Подавляюще большинство несистемного Русского мира не имеет официальных структур, а собрано в неформальные группы по интересам, но ряд представителей несистемного Русского мира имеют устойчивые связи с русофилами в славянских государствах Европы, а также с Россией. Отдельные группы несистемного Русского мира связаны с российскими историками по всей территории РФ. Однако несистемный Русский мир серьёзно размыт, он никогда не соберётся вместе, максимум, некоторые группы по интересам смогут официально зарегистрироваться, но они этого не делают по причине отсутствия финансовых и иных возможностей. Россия не обращает на них внимания, поскольку часто несистемный Русский мир конфликтует с реестровым Русским миром, который поддерживается Российским государством. Однако именно представители несистемного Русского мира смогли в 2012 г. провести самое значимое мероприятие, посвящённое Отечественным войнам России (конференция «Отечественный войны Святой Руси»), а в 2013 г. противодействовать антироссийской пропаганде, которая возникла вокруг юбилея польского восстания 1863 – 1864 гг. (конференция «Польское шляхетское восстание 1863 г.: взгляд на события 150 лет спустя»). Все основные требования к белорусским властям – вернуть в белорусский исторический дискурс термин «Отечественная война 1812 г.», восстановить памятник Александру II и т.д. сделаны именно представителями несистемного Русского мира. Именно их приглашает Церковь в комиссии по празднованию церковных исторических юбилеев, именно они профессионально борются с проявлениями антироссийских фальсификаций. Именно несистемный Русский мир в 2017-2018 гг. провёл ряд мероприятий в поддержку Русской Православной Церкви и был сопричастен к канонизации в 2017 г. Могилёвского архиепископа Георгия (Конисского). Именно несистемный Русский мир активно участвовал в организованных РПЦ лекциях, посвящённых раскрытию исторической правды о церковной истории XVIII – XIX вв. В настоящее время он активно выступает в поддержку канонизации митрополита Иосифа (Семашко), вернувшего в 1839 г. униатов в лоно Православия.

К реестровому Русскому миру относятся российские соотечественники, работающие с Россотрудничеством, т.е. попавшие в официальные реестры. Именно российские соотечественники официально представляют Русский мир. К сожалению, вокруг соотечественников формируется огромное количество негатива. Это можно проиллюстрировать несколькими примерами из деятельности российских соотечественников в Белоруссии. Например, белорусская оппозиция нашла в социальных сетях фотографию одного из соотечественников, т.е. представителя реестрового Русского мира, который был одет в майку с цифрами 88 (H – восьмая буква немецкого алфавита, две H – означают аббревиатуру Heil Hitler). А потом нашла его же фотографию, на которой российский соотечественник уже в другой майке раздаёт георгиевские ленты в Минске. Таким образом, георгиевская лента и Русский мир оказались связаны с неонацистами. И это не единичный случай. Осенью 2018 г. на конференции, посвящённой георгиевской ленте, проводившейся в Брестской области с участием Россотрудничества, присутствовал соотечественник, который в интервью начал восхвалять нацистскую свастику, утверждая, что это русский символ, который необходимо сейчас использовать славянским народам. И снова георгиевская лента, и соотечественники как часть Русского мира оказались связаны с нацистской символикой. Отсюда противникам Русского мира легко сделать вывод, что Русский мир связан с пропагандой нацизма, как минимум, через георгиевскую ленту. А то, что распространители этой пропаганды являются российскими соотечественниками, для стороннего наблюдателя лишь добавляет уверенности в агрессивной и антигуманной сути Русского мира, о чём активно говорит белорусская оппозиция и иногда власть. Эти обвинения в неонацизме соотечественники так и не опровергли. Помимо того, ряд радикалов, ранее связанных с реестровым Русским миром, воюет на стороне Украины по причине своих неонацистских взглядов.

Реестровый Русский мир совершенно неспособен к интеллектуальной работе. Отсутствие среди представителей реестрового Русского мира сколь-нибудь большого количества серьёзных учёных заставляет приглашать людей со стороны. Часто приглашённые оказываются белорусскими националистами и противниками Русского мира в принципе. В частности, в 2012 г. реестровый Русский мир провалил все юбилейные мероприятия (юбилей Отечественной войны 1812 г. и юбилей образования Российского государства). Выступающие, приглашённые российскими соотечественниками, заявили, что война 1812 г. не является Отечественной, говорили об оккупации Россией Белоруссии, а на банкете после одной из конференций в виде тостов озвучили лозунги белорусских коллаборационистов периода Второй мировой войны. Один из белорусских националистов, приглашённых на подобное мероприятие, заявил примерно следующее: «У России, видимо, много денег, если она готова тратить их на приглашение русофобов».

Из рядов соотечественников вышли и откровенно антироссийски настроенные лица. Например, Арсений Сивицкий, который с 2014 г. обвиняет Россию в попытках оккупации Белоруссии, выпуская ежегодные доклады и участвуя в антироссийской деятельности белорусских оппозиционных СМИ. Несмотря на это, Сивицкий несколько раз приглашался в посольство России в Минске на приём по случаю Дня России. Это говорит не только о состоянии умов в среде российских соотечественников, но и о том, насколько российская дипломатия не владеет ситуацией.

Есть и другие примеры стихийного белорусского национализма в среде представителей реестрового Русского мира в Белоруссии. В частности, в мае 2018 г. на условно научной конференции, проводимой российскими соотечественниками в Минске, один из них встал на защиту белорусских коллаборационистов, сотрудничавших в годы Первой мировой войны с немецкими оккупантами, желавшими победы Германии.

Также некоторые из российских соотечественников в Белоруссии дискредитируют интеллектуальный потенциал Русского мира своей псевдонаучной публицистикой, ограниченной неоязыческим мировоззрением, неправильно понятыми в силу отсутствия квалификации научными текстами, собственными домыслами и откровенными фальсификациями, выдавая это за объективный русский взгляд на события. Представляя историю сквозь призму неоязычества, выдавая неоязыческие новоделы за традиционную русскую культуру, эта «интеллектуальная элита» Русского мира даёт возможность объективно критиковать себя за антинаучные тексты, выдаваемые под видом исследований, показывая тем самым интеллектуальный уровень реестровых соотечественников.

Среди белорусских интеллектуалов – представителей несистемного Русского мира – наблюдается достаточно резкое дистанцирование от определения себя частью Русского мира. В первую очередь это связано с тем, что эти интеллектуалы не желают, чтобы их ассоциировали ни со сторонниками возрождения свастики, ни с псевдоисследователями, ни с неоязычниками, ни с защитниками белорусского коллаборационизма. Сотрудничество с Русским миром становится токсичным, а самым дискредитирующим для интеллектуалов является сотрудничество с соотечественниками и посольством России.

В целом, термин Русский мир в настоящее время нуждается в более широком и активном распространении с конкретным нейтральным наполнением. Однако это сделать практически невозможно, пока политика в отношении российских соотечественников за рубежом (особенно на постсоветском пространстве) не будет радикально реформирована. Подход к определению, кто является соотечественником, должен быть изменён. Против Русского мира работают не только его противники, но и большое количество лиц, этот Русский мир составляющих. Широкое распространение нейтрального наполнения термина Русский мир вряд ли станет возможным, если в качестве иллюстраций представителей Русского мира будут выступать неофашисты, неоязычники или лжеучёные. В Белоруссии Русский мир находится в дремлющем, стихийном состоянии. Активисты немногочисленны, но та часть из них, которая составляет реестровый Русский мир, часто дискредитирует как интеллектуальные возможности Русского мира в целом, так и представление о традиционной русской культуре. Несистемный Русский мир некоторыми группами очень эффективно проводит противодействие фальсификациям истории, но по причине отсутствия времени, финансирования и реальной консолидации постоянно противодействовать антироссийским фальсификациям несистемный Русский мир не в состоянии. Сама же Россия абсолютно не интересуется состоянием Русского мира в Белоруссии, что вызывает разочарование у многих его представителей.

 

Гронский Александр Дмитриевич,
к.ист.н., доцент, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований 
Национального исследовательского института мировой экономики 
и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (г. Москва).

Доклад на круглом столе «Русский мир: предложение к концепции.
Понятие, структура, принципы, ценности». 20.12.2018. г. Москва.
Постоянное представительство Республики Крым
при Президенте Российской Федерации.

Также, на основании этого доклада вышла журнальная версия статьи
в первом номере за 2019 год научного рецензируемого журнала "Ойкумена",
рекомендованного ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.