При изучении архивных документов об истории своего рода я наткнулся на множество сведений об участии некоторых представителей фамилии в западнорусском движении. Совпадение моего давнего интереса к западнорусизму с историческими данными о причастности к этому течению части Гулевичей побудили меня ещё глубже окунуться в этот вопрос.
История судеб отдельных представителей моей фамилии, а значит моих предков, иллюстрирует трагическую судьбу Западной Руси, долгие века находившейся польско-католическим гнетом. В «Архивах Юго-Западной России» о происхождении шляхетских родов Юго-Западной России указывается о русском происхождении 711 местных родов, большинство из которых, со временем, полонизировались, приняв католическую веру. Там же о Гулевичах читаем, что некая Анна в 1615 г. значится среди основателей православного Киевского братства. 1617 г. – Михаил Гулевич принадлежал к Луцкому братству. Православные братства, появившееся на Западной Руси в период установления церковной унии, в то время стали не только духовным оплотом православия, но очагами русского просвещения и общественной мысли, ставшей истоком дальнейшего развития западнорусизма.
1619 г. – в Луцкое братство записались ещё 6 Гулевичей. Далее: «Многие члены этого рода принимали участие в постановлениях провинциальных сеймиков воеводства Волынского в XVII в. Сильвестр [Гулевич] в 1639 г. был епископом православным Перемышльским». В «помяннике Луцком» приводятся сведения об участии Гулевичей в выборе старосты Луцкого братства, а также о принятии католичества некоторыми представителями рода в 1694-1708 гг. К 1730 г. обратившиеся в католичество Гулевичи замечены среди доминиканцев и иезуитов (1).
Православное Киевское братство появилось в стенах в Киево-Братского монастыря, откуда «братчики» вели упорную полемику с униатами и католиками, служили делу сплочения малороссийского населения перед угрозой полонизации. Они основали Киевскую братскую школу (взяв за образец устав Львовской братской школы, в стенах которой в 1591 г. была напечатана знаменитая грамматика греческого и церковно-славянского языка «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искусства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду»).
Школа работала на повышение уровня православного образования, а ректорами школы в разное время были видные западнорусские деятели – Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий и др. В 1615 г. православная меценатка Елизавета (Галшка) Гулевичевна передала Киевскому братству свой дом и землю в качестве пожертвования.
Это не удивительно, т.к. семья Гулевичевны имела давние православные традиции Её дед (Фёдор Гулевич) был епископом Луцким и Острожским, поддерживал связь с Львовской братской школой, ратовал за восстановление церкви св. Дмитрия в Луцке, которую Гулевичи считали своим родовым владением со времён «древних» русских князей (2). Действовать им приходилось в условиях преобладания польско-католического элемента, как в политике, так и в культуре, что возымело свои последствия. Сын Галшки Гулевичевны, Михаил, перешёл в католичество, в то время как его мать продолжала всеми силами способствовать работе Луцкого братства.
Луцкое братство для волынской православной шляхты играло роль духовно-политического полюса. Его усилиями оказывалась поддержка православной церкви в Галиции, Холмщине и на Волыни. Организаторы братства поддерживали контакты с митрополитом Петром Могилой, некоторые поддержали восстание Богдана Хмельницкого, а из типографии братства вышло две книги - «Лямент по отцу Ивану Василевичу» и «Апостолы и Евангелия». При непосредственном содействии луцких «братчиков» было учреждено православное братство в Кременце. В разных условных формах Луцкое братство просуществовало до 1930-х гг., затем было окончательно ликвидировано польской властью.
История сохранила имя Сильвестра Гулевича-Воютинского, епископа Перемышльского, который в условиях жёсткого противостояния униатов и католиков с православными, принимал самое активное участие в этой борьбе. Известно о его принципиальном противостоянии с униатским епископом Афанасием Крупецким, когда последний не желал уступать вверенный Сильвестру распоряжением короля Спасский монастырь. А. Крупецкий отказывался признавать королевский приказ, и сделал всё, чтобы Сильвестра подвергли «инфамии» (лишению гражданских прав и изгнанию). Православное волынское дворянство ходатайствовало на сейме об отмене приговора, а сам Сильвестр Гулевич посетил с той же целью Варшаву. «Инфамия» была снята, но когда представители Сильвестра отправились в Спасский монастырь, униат Крупецкий приказал заточить их в темницу. Владыка Сильвестр вынужден был применить силу, и в 1644 г. овладел Спасским монастырём. В дальнейшем имя владыки Сильвестра встречается среди участников Собора православного духовенства в Яссах (2).
Также и другой представитель фамилии, Петроний (в миру Петр Гулевич-Воютинский), сделал успешную духовную карьеру. Будучи в 1617 г. архимандритом Почаевского монастыря, «он получил под свое управление, на основании королевского привилея, еще два монастыря в Овруче (Успенский и Васильевский)…. Почаевский монастырь … становится главным защитником Православия в Западной Руси от католиков и униатов» (2).
Было бы неверно говорить обо всех Гулевичах, как о представителях зарождавшегося карпато-русского движения. Часть рода прочно влилась в лоно католической церкви, приняв, впоследствии, польский язык и польскую идентичность. Мелетий Смотрицкий в «Плаче Православной церкви» (1610), горюя об отторжении от православия видных западнорусских родов, писал: «Где теперь тот неоцененный камень… где теперь дом князей Острожских, который превосходил всех ярким блеском своей древней (православной) веры? Где и другие также неоцененные камни моего венца, славные роды русских князей, мои сапфиры и алмазы, славные князья Слуцкие, Заславские… Вишневецкие, Сангушки, Чарторыйские,… Горские, Соколинские… и другие без числа? Где вместе с ними и другие роды – древние, именитые, сильные роды славного по всему миру силой и могуществом народа русского: Ходкевичи, Глебовичи, Сапеги… Семашки… Гулевичи…» (3).
Западнорусские Гулевичи отныне стояли по обе стороны баррикад, как с польской, так и русской стороны, что нашло отражение даже в польском изобразительном искусстве: кисти художника-баталиста Войцеха Коссака принадлежит картина «Панцирная хоругвь ротмистра Юзефа Гулевича». Происходит разделение рода по религиозно-политическому признаку, и среди членов католических орденов «Общества Иисуса», «Св. Бригитты», «Св. Доминика» мы также видим его представителей.
Обращает на себя внимание тогдашнее отсутствие этнических «полутонов» между поляками и русскими – белорусов и украинцев. Эти этнонимы появились позже, и поначалу не имели политического окраса. Согласно архивным данным об истории рода Гулевичей, первые украинцы и белорусы среди Гулевичей появляются ближе веку к ХХ, да и то, не как оппозиция русским, а в виде региональной специфики Западной Руси. Отсутствие документально зафиксированных в XVI-XVIII вв. Гулевичей-украинцев и Гулевичей-белорусов, при обилии Гулевичей-русских и Гулевичей-поляков, служит дополнительным подтверждением искусственного характера белорусской и украинской нации в политико-государственном понимании этого слова. В прежние века слово «украинец» было синонимом слова «южнорусский», в отличие от политического значения, придаваемого этому этнониму в наши дни. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с трудами карпато-русского учёного Юрия Венелина «Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской в особенности» или «О споре между южанами и северянами насчёт их россизма».
В публикациях современных авторов по истории православных братств на Западной Руси Гулевичей часто относят к украинской или белорусской шляхте (как многочисленный род, Гулевичи одновременно проживали и на Волыни, и в Галиции и в Полесье), хотя большинство Гулевичей той эпохи идентифицировали себя исключительно, как русские, а меньшинство - поляками. Придание Гулевичам украинскости или белорускости – это экстраполяция в прошлое сегодняшних реалий гражданской, а не этнической принадлежности, когда Волынь и Галиция входят в состав Украины, а Полесье – ещё и Белоруссии. Иногда это делается для удобства, но иногда авторы искренне верят в верность древних Гулевичей украинской или белорусской идее, хотя сами западнорусские Гулевичи отдавали свои сердца и души идее русской, а позже некоторые из них польской.
К сожалению, историческое наследие западнорусских Гулевичей не убереглось от украинизации. В XVIII в. Киевская братская школа была объединена со школой Киево-Печерской лавры, образовав Киево-Могилянскую академию. А сегодня, в XXI в., академия превращена в рассадник украинского национализма. Её ректор, Сергей Квит, является почётным членом Научно-идеологического центра им. Донцова, пропагандирующего дикие взгляды гуру украинского интегрального национализма, очень близко стоящего к фашизму, Дмитрия Донцова.
Восстановленное в 1990-м г. Луцкое братство подчиняется раскольническому Киевскому Патриархату, духовно опекающему украинские националистические движения. Некоторые украинские авторы, освещая историю Луцкого братства, подчёркивают, что «в настоящее время братство … способствует становлению и возрождению истинно украинской православной церкви, которая действует в форме УПЦ Киевского Патриархата», т.к. «…инфантилизм подавляющей части верующих, а особенно власти, помогает держать значительную часть населения в духовной оккупации Московской Церкви» (4). Так история приносится в жертву идеологии.
Надеюсь, что этот небольшой рассказ об истории моей фамилии, подтолкнет многих носителей западнорусских шляхетских фамилий с окончанием на «–ич» и «– ский», тоже заняться исследованием своих родословных. Уверен, многие из них, когда докопаются до истоков, увидят, что их предки были русскими православными дворянами.
1) «Архив Юго-западной России»,Часть четвертая. Том I. Акты о происхождении шляхетских родов в юго-западной России. Киев. 1867
2) С. Гулевич «Гулевичи» Часть 6. «Духовенство православное и католическое XVI-XVIII вв». («Гулевичи. Клуб однофамильцев»)
3) М. Коялович «Лекции по истории Западной России»
4) «Православное братство в истории Ковельщини» («О моём самом любимом городе»)