О современном западнорусизме.

Автор: Administrator

В январе и феврале 2012 года ряд членов проекта «Западная Русь» и постоянных авторов сайта «Западная Русь»  дали  интервью для ИА REGNUM по вопросам западнорусизма и востребованности этого учения для современной Белоруссии. Давно назрела необходимость провести конференцию по современному состоянию западнорусизма. Приводим тексты некоторых интервью как своеобразную постановку вопроса для предстоящей конференции.

 

Валерий Черепица: Настало время обстоятельного разговора об идее западнорусизма.

"Сегодня на самом деле назрела необходимость обстоятельно и всесторонне поговорить о западнорусизме в общественной жизни республики", - заявил 23 января в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, профессор Валерий Черепица, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

По мнению белорусского историка, идеология западнорусизма в учебниках истории "до сих пор представляется некорректно, как якобы мешавшая национальному развитию белорусов и противостоявшая установкам подлинных "друзей народа", т.е. национал-радикалов, а отчасти большевиков". На самом деле, отметил Черепица, западнорусизм выступал с позиций не отрицания "белорусскости", но "спасения самобытности белорусов через единение в рамках православной церкви и единой России".

"Идеология западнорусизма зиждилась с момента ее зарождения в середине XIX века на утверждении триединства русской нации - по аналогии с триединством христианской Троицы. Т.е. русская нация выступала как триединство великороссов, белорусов и малороссов, - пояснил историк. - Большевики же исходили из идей интернационализма, апеллировали к реализации нового проекта, по их мнению - справедливого, отрицавшего установку западнорусизма на триединство русской нации".

"В борьбе с западнорусизмом союзниками большевиков стали представители местной прослойки "полонистов" - узкого течения в среде местной интеллигенции, оторванного от народа, декларировавшего идеи униатства, критически настроенного по отношению к России. Не случайно представители местной радикально настроенной интеллигенции были представлены выходцами из католической и шляхетской среды. Среди них были и достаточно известные люди, включая и создателей газеты "Наша Нива". Все они вели непримиримую борьбу с западнорусизмом, - отметил Черепица. - Представители последнего же, на оборот - незыблемо отстаивали тезис о том, что мы - триединый народ".

В советскую пору это противостояние находилось в подполье, но в период распада СССР и начала формирования суверенной Белоруссии оно опять стало предметом острых дискуссий среди ученых и общественных деятелей, отметил профессор. Белорусский ученый весьма критически отозвался о деятельности в современной Белоруссии так называемых "русских обществ", ориентирующихся на пополнение своих рядов выходцами из Российской Федерации: "Отказ от триединства великороссов, белорусов и малороссов - это узколобость. Нас, представителей восточнославянского, русского народа друг от друга, ничего принципиально не отличает, кроме пережитых исторических обстоятельств, включая величайшую геополитическую катастрофу - крушение единого государства и вынужденные попытки самостоятельного развития".

"Впрочем, поиски не замедлили тотчас же привести к необходимости реализации, извечно живущей среди восточных славян идеи о воссоздании Союзного государства Белоруссии и России, хотелось бы и Украины", - добавил белорусский профессор.

"Так что развитие западнорусизма способствует строительству и укреплению Союзного государства, развитию народной дипломатии, укреплению связей между нашими республиками. Государства разные, народ - один, - подчеркнул профессор. - Не понимая или не желая понимать этого, оппоненты западнорусизма в качестве носителя идеи "незалежности" полностью продолжают ориентироваться не на Российскую Федерацию, а на Запад, который, в свою очередь, боится западнорусизма как огня".

Профессор Черепица является автором ряда исследований по истории западнорусизма, самым известным из которых является монография "Михаил Осипович Коялович: История жизни и творчества" (издана в Гродно в 1998 году). "Первоначально, когда вышла в свет моя книга о Михаиле Кояловиче , многие восприняли сам факт данной публикации резко негативно. Теперь же ряд моих коллег, с которыми я расхожусь во взглядах на западнорусизм, благодарят меня за этот труд, - отметил профессор. - На самом деле, назрела необходимость обстоятельно поговорить о западнорусизме нам, сегодня, здесь - в Белоруссии. Почему критика западнорусизма осуществляется из Вильнюса, Праги, Будапешта на деньги западных фондов - нам понятно. Но вот почему нам не хватает воли здесь самим обсудить "классический" западнорусизм и то, как изменился он в новых условиях, в наше время? Над этим надо поразмыслить".

"Неопределенность же властных структур по отношению к современному заподнорусизму - это или продукт неведения того, что это такое, или осмысленное желание поиграть в национализм в ситуациях, связанных с нередкими разногласиями между РБ и РФ по экономическим вопросам", - констатировал белорусский ученый.

 

Александр Киселев : Западнорусизм - не идеология, а этническая идентичность

"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих"", - заявил 1 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Александр Киселев, комментируя перспективы развития идей западнорусизма в Белоруссии.

"На вопрос о том, что такое западнорусизм, проще ответить, чем он не является. Так, в белорусской историографии доминирует понимание, сформулированное еще в конце 20-х гг. XX в.  Александр Цвикевичем и подхваченное в начале 90-х гг. в "Энциклопедии истории Белоруссии" литературоведом Алексеем Кавко. Согласно данному там определению, западнорусизм - это "концепция отрицания историчности белорусов как самостоятельной и самобытной этнической единицы, отождествление их с великорусским этносом". Более того: западнорусизм объявляется идеологией, которой руководствовалась советская власть под лозунгами интернационализма, что является просто абсурдным утверждением", - сказал Киселёв.

По мнению белорусского историка, сущность западнорусизма невозможно понять вне исторического контекста, в котором он зародился. "Недостаток такого понимания западнорусизма заключается в том, что оно несет на себе печать идеологической борьбы, которую вели публицисты "Нашей нивы", члены "Белорусской социалистической громады" и активисты "Белорусской народной республики" в начале XX века", - отметил историк.

"Достаточно сказать, что те, кого называют "западнорусами", никогда не отождествляли белорусов и жителей, например, Рязанской или Владимирской губерний в этнографическом плане. Более того: именно такими деятелями как Михаил Коялович и Евфимий Карский белорусы были опознаны и описаны как этнокультурная общность, - отметил Киселёв. - Другой вопрос, что в XIX - начале XX веков белорусские уроженцы православного исповедания, из среды которых и выходили деятели, зачисляемые историками по ведомству "западнорусизма", более чем скептически относились к идее о необходимости отделения от Российской империи, переводу обучения на белорусский язык и тезису о том, что белорусы являются не частью формировавшейся в тот период русской нации, а отдельной славянской нацией по образцу поляков или болгар".

"В современных условиях западнорусизм - это не столько концепция, какая-то политическая идеология, сколько, как думается, этническая идентичность, которая выстраивается исходя из признания русской культуры и языка как "своих". Большинству белорусских граждан достаточно сложно, например, считать, что Александр Сергеевич Пушкин является иностранным поэтом. Отнюдь неслучайно в Республике Беларусь конституционно закреплен государственный статус русского языка. Вопрос о будущем такого типа идентичности зависит от целого ряда факторов, однако определенно можно сказать только одно: он сохранится и будет оказывать влияние на культурную и политическую жизнь государства", - подвёл итог белорусский историк.

 

Александр Бендин: Западнорусизм как идейная основа белорусско-российской интеграции

Поиск национальной идеи, разработка концептуальных основ идеологии белорусского государства сопровождается острой полемикой между сторонниками этнического национализма, апологетами евроинтеграции и "белорусизации" - с одной стороны, с другой - представителями западнорусизма. Западнорусисты являются сторонниками интеграции с Россией и Украиной, апологетами развития Союзного государства. О прошлом и настоящем западнорусизма в интервью ИА REGNUM 3 февраля рассказал белорусский историк Александр Бендин.

Западнорусизм как течение общественно-политической мысли сформировался во второй половине XIX - начале XX вв. Его предыстория связана с православной русской традицией, восходящей к глубокому прошлому белорусского народа. Это был сложный, порой трагический путь становления русского самосознания белорусов, которое вырабатывалось в долгом противостоянии с экспансионистской польской католической традицией.

Общественный резонанс и политическое звучание западнорусизм получил в результате подавления восстания польских сепаратистов в Северо-Западном крае. Виленский генерал-губернатор, граф Михаил Николаевич Муравьев, в 1863-1865 гг. провел серию глубоких региональных реформ, направленных на социально-экономическую и этническую модернизацию местного русского населения (белорусов и малороссов). В Белоруссии следствием этих реформ стало "западнорусское возрождение" 60-х годов XIX в. Его представители, опираясь на православно-русскую традицию, ставили своей целью сформировать русское этническое самосознание белорусов, которое было подавлено длительным польским господством.

Ведущую интеллектуальную роль в появлении и развитии западнорусизма сыграла российская и местная интеллектуальная и духовная элита. Теоретиками западнорусизма выступили славянофил Иван Аксаков и ученый-славист Александр Гильфердинг, историки, краеведы, этнографы, филологи, педагоги, публицисты, православное духовенство. Главную идею западнорусизма, идею русской этнической, культурной и исторической общности сформулировал выдающийся историк Михаил Коялович: "Русский народ состоит из трёх племен: великорусского, малорусского и белорусского. Это факт русской жизни; давно он существует и, без сомнения, впредь будет существовать, пока в России будет простой народ". Движение светских и духовных интеллектуалов западнорусского направления получило политическое и идеологическое измерение в начале XX века.

С победой большевиков, создавших белорусскую этническую государственность, западнорусское движение, утверждавшее, что белорусы - это народ русский, было уничтожено и предано забвению. Западнорусизм был загнан в подсознание исторической памяти белорусов на долгие десятилетия.

Сейчас мы наблюдаем возрождение западнорусизма, выход его на научную и общественно-политическую арену. Почему же это произошло? В отличие от идеологии белорусского этнического национализма, которая носит искусственный, квазитрадиционный характер, западнорусизм в Белоруссии - это явление органическое, естественное. Он вырос из исторической традиции православия, которое на протяжении столетий формировало основы русского самосознания белорусов.

Теперь, как и прежде, западнорусизм отстаивает идеи общерусского единства, утверждает право белорусов думать и говорить на русском языке, видеть в национальной культуре историческое русское начало и содержание. Западнорусизм - это историческая и ментальная легитимность органической сопричастности белорусов к Русскому миру. Западнорусизм уважает белорусский язык и белорусскую культуру, но отвергает белорусский национализм, этнический и бюрократический. Белорусские националисты, системные и внесистемные, внушают белорусам, думающим и говорящим на русском языке, представление об их культурной и этнической ущербности, второсортности, навязывают им чувство вины из-за отсутствия у них чаемой "нацыянальнай свядомасці" ("национального сознания", - прим. ИА REGNUM).

В противостоянии с воинствующей националистической демагогией западнорусизм дает белорусам твердую историческую, конфессиональную и научную опору. Он утверждает в людях этническое и культурное достоинство, уверенность в своей правоте и чувство гражданственности.

В настоящее время складывается понимание, что существующие процессы белорусско-российской интеграции испытывают трудности не только в результате политических амбиций и борьбы клановых бюрократических интересов. Процессы интеграции буксуют, не в последнюю очередь, из-за практического отсутствия их идейной, ценностной основы. Развивая экономическую и политическую интеграцию, политики упускают интеграцию гуманитарную, на основе которой только и возможно подлинное сближение между двумя частями одного народа, разделенного политическими границами. Но гуманитарная интеграция невозможна на основе бюрократического национализма, который приемлет белорусское чиновничество. Нет понимания исторических основ русской общности и у российской бюрократии. Западнорусизм в качестве интегративной идеологии как белорусов, так и россиян, отторгается бюрократией, преследующей свои интересы. Однако идеи западнорусизма нужны людям как в Белоруссии, так и в России - людям, осознающим свою этническую и культурную принадлежность к Русскому миру.

По материалам ИА REGNUM


У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.