Белорусы – «Народ РОСЕИСКИ» (О традициях общерусского этнического самосознания у белорусов)

Автор: Юрий Аверьянов

Размышление над прочитанным. (Вступительное слово к статье Ю. Аверьянова - члена  редакционного совета проекта «Западная Русь», профессора Минской Духовной Академии В. А.Тепловой.)

Одним из недугов, поразившим историческую науку в два последних десятилетия, стало мифотворчество. Причиной этого малоприятного явления следует признать  крайнюю политизированность истории. Группы «ученых» или  отдельные представители «ученого мира», решая  свои политические задачи, пытаются говорить от имени всего общества, а то и человечества,  разумеется, «прогрессивного». Они предпринимают целенаправленные и планомерные усилия навязать свое представление об окружающем мире и способе его переустройства всему окружающему сообществу.

Партизан Великой войны: капитан Степан Леонтьев.

Автор: Вячеслав Бондаренко

Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия III степени.Русский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, учрежденный Екатериной Великой в 1769 г., подразделялся на четыре степени. Чем выше степень, тем сложнее было ее получить, тем почетнее считалась награда. Неудивительно, что за всю историю ордена 1-й степени «Георгия» удостоились всего 25 человек, 2-й – 125. Очень престижной воинской наградой считалась и 3-я степень. За полтора столетия всего 650 защитников Отечества получили этот орден. И в основном этом были генералы уровня минимум начальника дивизии, редко когда офицеры в чине полковника. Во время Великой войны 1914-18 г.г. 3-й степени «Георгия» были удостоены 60 человек.

Религиозно-этнические противоречия и конфликты на территории Северо-Западного края Российской империи (вторая половина XIX - начало XX вв.): истоки и проявления.

Автор: Александр Бендин

Александро-Невская часовня в Вильно, в память русских воинов, погибших во время Польского восстания в 1863 г. Разрушена в 1918 году.К началу XX столетия Северо-Западный край Российской империи характеризовался особенным религиозно-этническим многообразием среди других регионов Российской империи[1]. Отношения, складывавшиеся между приверженцами различных конфессий и общин, нередко приводили к конфликтам, делавшим этот край проблемным религиозным пространством, наряду с Царством Польским, Юго-Западным краем и Поволжьем. Ведущее место в сложной системе межрелигиозных отношений на территории края занимали отношения между католичеством и православием, имевшие долгую историческую традицию.

Подвиг «Святой Риммы»

Автор: Вячеслав Бондаренко

22 сентября 2010 г. исполнилось 95 лет со дня гибели сестры милосердия Риммы Ивановой. Почти век назад шагнула в бессмертие эта 21-летняя девушка – героиня Великой войны, как тогда называли Первую мировую… И этот шаг был сделан ей в Белоруссии, точнее, в Полесье.

Родилась Римма Михайловна Иванова 15 июня 1894 г. в семье казначея духовной консистории. Окончила курс Ольгинской гимназии и стала работать народной учительницей в земской школе села Петровское. С началом Великой войны вернулась в Ставрополь и, как тысячи других русских барышень, окончила курсы сестер милосердия, по окончании которых работала в епархиальном лазарете для раненых воинов.

Платон Николаевич Жукович

Автор: Валентина Теплова

Платон Николаевич ЖуковичВ статье Валентины Тепловой, вышедшей три года назад к юбилею Платона Николаевича Жуковича, с горечью говорится о том, что его имя практически забыто. 26 сентября 2010 года исполнилось 153 года со дня рождения одного из классиков западнорусизма. Проект «Западная Русь» не может пройти мимо этой даты, и размещает статью выдающегося исследователя истории православия на белорусской земле Валентины Тепловой, посвященную Платону Жуковичу.

Конфессиональная проблематика в работах Е.Ф. Орловского

Автор: Виктор Линкевич

Церковь оборонного типа Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке (Щучинский район, Гродненская область)Конфессиональная история Белоруссии привлекала к себе внимание многих исследователей. На протяжении XIX – начала XX века вышли в свет многочисленные труды отечественных историков и краеведов, в которых получили освещение различные её аспекты: конфессиональная политика властей, положение вероисповеданий, храмостроительная, миссионерская, благотворительная и культурно-просветительская деятельность церквей, развитие духовного образования, деятельность церковных братств, межконфессиональные отношения и т.д.

Русское народное движение в Белоруссии (1905 – 1914 гг.)

Автор: Виктор Линкевич

Николай II встречается с членами Союза русского народа.(1907)Одним из наиболее влиятельных направлений в российском общественно-политическом движении начала XX века было консервативное или право-монархическое. Идейные основы российского консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Россию охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти.

Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский

Автор: Иван Мартынов

 

В истории Западной Руси, в её борьбе против польско-литовского гнета и за Православную веру, есть много героических имён, духовных подвижников, философов и выдающихся литераторов.
Архиепископ Могилёвский Георгий Конисский (20.11.1717 - 13.2.1795), одновременно был и ученым, и духовным пастырем, и писателем, и   исключительно мужественным человеком.
А.С. Пушкин сказал о нем: «Георгий есть один из самых достопамятных  мужей  минувшего столетия. Жизнь его  принадлежит истории».

Концепт «литвины» в этнокультурном самосознании белорусов. Свидетельства письменных источников XIV-XVII веков.

Автор: Любовь Левшун

Некоторые из современных белорусов отождествляют себя с потомками «древних литвинов» (отличая их от литовцев) и представляют современную белорусскую нацию прямой наследницей «литвинского этноса».  Это явление может стать большой проблемой для белорусов –  почти десять миллионов людей рискуют заблудиться в трёх соснах в центре Европы.
Белорусы -  народ на ментальном уровне всегда считавший себя частью православной русской цивилизации, вынужденный двадцать лет назад начать строить своё государство, и соответственно -  создавать национальную идею. Но национальное сознание  не появляется вдруг – это длительный и порой болезненный процесс.

Веротерпимость и проблемы национальной политики Российской Империи. (Вторая половина XIX – начало XX в.в.)

Автор: Александр Бендин

Большой Герб Российской ИмперииРелигиозно-этническая ситуация.

Стремительное географическое расширение Российской империи в XVIII–XIX вв., начало которому положили победа России в Северной войне и присоединение Прибалтики, привело к тому, что в ее состав были включены обширные европейские территории, принадлежавшие ранее Речи Посполитой и Османской империи. Завоевания на Северном Кавказе и в Средней Азии, присоединение Закавказья, освоение Сибири и Дальнего Востока завершили территориальную экспансию империи, окончательно придав ей евразийский характер.

Деятельность железнодорожных жандармов Северо-Западного края в период Первой мировой войны

Автор: Александр Гронский

Погрузка русской артиллерии на платформы по проложенной по ним узкоколейке. Первая мировая война, Северо-Западный крайВ 40-е гг.XIX в. жандармерия Российской империи кроме ведения политического сыска, патрульно-постовой службы и обязанностей военной полиции начала исполнять полицейские функции на железных дорогах. Железнодорожные линии уже в то время рассматривались как стратегические путепроводы, по которым в случае войны можно было быстро перебросить значительные военные силы.

Западнорусизм как белорусское национальное движение

Автор: Александр Киселев

Одним из популярных направлений современных исторических и политологических, исследований является изучение национализма. Однако интерпретация фактического материала во многом зависит не только от теоретических представлений специалистов о сущности феномена национального и генезиса нации, но и от их политических пристрастий. В своей работе «Куда идут «нации» и «национализм»?» американский антрополог К. Вердери сформулировала одно из теоретических положений  исследований национализма о том, что «следует рассматривать нацию как символ, а всякий данный национализм - как  имеющий множество значений, выдвигаемых в качестве альтернатив и оспариваемых различными группами, которые маневрируют, пытаясь застолбить свое право на определение символа и его легитимирующие воздействия» [1].

Национальный вопрос на страницах газеты «Наша Нiва» (1910 г.)

Автор: Александр Гронский


Впервые белорусский вопрос появился в публикациях конца XIX в., но в силу различных причин он не получил дальнейшего развития и остался по сути случайным проектом. Некоторые элементы белорусского вопроса были реанимированы в начале ХХ в., и через призму взглядов национальных деятелей этого периода получили свое дальнейшее развитие.

М.О. Коялович и православная историческая школа Белоруссии

Автор: Валентина Теплова

 

Культура Белоруссии конца XVIII-начала XX вв. создала феномен, который составляет одну из наиболее ярких её страниц. Это -- Православная историческая школа. Появление и развитие ее стало возможным вследствие подъема Православия на той части территории бывшей Речи Посполитой, которая вошла в состав Российской империи.

Революционный террор и чиновники МВД белорусских губерний в 1905-1907 гг.

Автор: Александр Киселёв

В настоящее время утверждения о том, что терроризм является одной из основных угроз для национальной и международной безопасности, приобрели характер аксиомы. Однако применение террора в политической борьбе имеет длительную историю, в том числе и на территории белорусских губерний. В частности, в период польского восстания 1863-1864 гг. повстанцами были созданы специальные группы жандармов-кинжальщиков для осуществления терактов по приговорам руководителей польского восстания.

Религиозная ситуация на территории Белоруссии и органы охраны правопорядка во второй четверти XIX – начале ХХ в.

Автор: Александр Гронский

После вхождения в состав Российской империи Белоруссия оказалась регионом, в котором компактно проживало достаточно большое число католического населения. Кроме того, на этой территории располагались достаточно сильные старообрядческие общины. Ни к тем, ни к другим российские власти не имели полного доверия. Хотя старообрядцы оказались достаточно лояльны имперским властям, поэтому с течением времени правительство стало рассматривать их как религиозную группу, на которую можно опираться в своей деятельности.