Приложение к статье «Константин Васильевич Харлампович (1870-1932): жизнь историка на переломе эпох».

Автор: Валентина Теплова

image022После публикации статьи о Константине Васильевиче Харламповиче ее автор профессор Минской духовной академии В.А.Теплова прислала в реакцию ряд фотографий, которые войдут в иллюстративный ряд будущей книги о Харламповиче, над которой сейчас работает Валентина Анатольевна. С согласия Валентины Анатольевны Тепловой мы размещаем эти иллюстрации отдельным приложением к ее статье.

А.В. Копыстянский и его деятельность в России в годы гражданской войны, 1918-1920 гг.

Автор: Игорь Баринов

23366Среди национальных движений славянских народов Восточной Европы путь галицкого русофильства и поддерживавшей его интеллектуальной традиции был довольно тернистым. Зародившись в начале XIX в. и представляя собой характерный для Европы того времени рост национального самосознания, русофильство находилось во враждебном окружении и испытывало прежде всего неприязнь поляков и венгров-соседей по «лоскутной» Габсбургской монархии.  Русофилы твердо стояи на позиции, согласно которым рассматривали Россию как центр политического тяготения, а себя - в качестве неотъемлемой части русской культурной ойкумены. 

Константин Васильевич Харлампович (1870-1932): жизнь историка на переломе эпох

Автор: Валентина Теплова

18 июля западнорусская общественность отмечает день рождения Константина Васильевича Харламповича - историка церкви, богослова, принадлежавшего к «западнорусской» исторической школе. Константин Васильевич Харлампович родился 18 июля 1870, с. Рогачи, Брестский уезд, Гродненская губерния, Российская империя (ныне территория Польши), умер 21 марта 1932, в Киеве. Являлся Лауреатом Уваровской премии, Член-корреспондентом Петербургской Академии Наук с 1916 года, академиком Украинской Академии Наук с 1919 года, из которой исключен в 1928 году за контрреволюционные взгляды.

Киев в конце 1918 г.: падение режима гетмана П. П. Скоропадского

Автор: Александр Пученков

6 22Поражение Германии в мировой войне сделало положение гетмана П. П. Скоропадского, пришедшего в апреле 1918 г. к власти на Украине при помощи немецких оккупационных сил, крайне тяжелым. В надежде удержать власть гетман обращается за помощью к представителям всех антибольшевистских сил, объявив о федерации с будущей небольшевистской Россией. Однако Деникин отнесся к сближению с Украиной более чем прохладно. По словам Антона Ивановича, «Гетман не желал понять, что между идеологией "Единой, Великой и Неделимой России" и той, которую до последних дней исповедовал он, гетман... лежит непроходимая пропасть...»

Между «Старой Русью» и «Незалежной Украиной»: судьба российской военной элиты в контексте биографии Павла Петровича Скоропадского

Автор: Г. С. Чувардин

skoropadskyК началу военной операции Российской Федерации на Украине, ВСУ полностью обновили свой командный состав, который уже никак не связан со службой в Советской армии. Спустя 30 лет после развала Советского Союза в украинскую армию пришло новое поколение. Но, в 2014 году перед многими бывшими советскими офицерами, служившими в ВСУ, вопрос лояльности Украине встал ребром, и уже было не уйти в сторону от выбора между противоборствующими сторонами. Подобная ситуация в нашей истории была и после краха Российской империи и развала русской армии в результате революции 1917 года. 

Измены украинских гетманов: цели и смыслы

Автор: М.В. Жеребкин

На Переяславской раде 8 января 1654 года гетман Богдан Хмельницкий в своей знаменитой речи произнес слова, на которые мало обращают внимание, но которые в полной мере охарактеризовали не только состояние тогдашнего казацкого народонаселения, но и стали пророческими для всей последующей истории украинской или, как тогда говорили, окраинной территории. Предложение сделать выбор между четырьмя царями - турецким, крымским, польским и русским - он предварил таким словами: «Нам нельзя более жить без государя».

Хазарский этногенетический миф в системе этнических представлений украинской казацкой старшины в конце XVII - начале XVIII в.

Автор: Дмиртий Степанов

Kozak mamaj

В формировании этнического самосознания украинской казацкой старшины в конце XVII - начале XVIII в. особая роль принадлежала легенде о происхождении украинских казаков от хазар, или так называемому «хазарскому мифу». У появление этого старого мифа и современной украинской исторической мифологии о «великих украх» имеют частично сходные причины.

Румынизация или депортация? Судьбы славян и гагаузов Бессарабии и Северной Буковины в планах официального Бухареста. 1941-1944.

Автор: Петр Шорников

Romania 1941 1944 OKРежим, установленный правительством Антонеску в Молдавии и юго-западных областях Украины в июле-августе 1941 г., проводил дифференцированную национальную политику. Евреи, а затем цыгане были заключены в концлагеря и большей частью уничтожены. Молдаван захватчики объявили румынами, но обращались с ними чрезвычайно жестоко, как с этнически чуждым и политически враждебным населением. Положение русских, украинцев, гагаузов и даже болгар было ещё тяжелее. Они подвергались более жесткому национальнокультурному давлению. Если язык молдаван румынские власти третировали как «отсталый» и «мужицкий», то публичное использование русского и других языков оккупанты запретили. 

Восточные границы межвоенной Румынии (1918 - 1940 гг.): аспекты международного права

Автор: В. Макарчук, Н. Рудый

Romania 1919 1922 OKОдним из итогов Первой мировой войны стало увеличение территории Румынии более чем в два раза - с 131, 3 до 295 тыс. кв. км, а населения почти втрое - с 6,7 до 18 млн чел. Казавшиеся прежде невероятными приращения территории и населения Румынии стали реальностью уже в 1919 — 1920 гг. Часть приобретённых на Востоке земель Румыния утеряла по итогам второй мировой войны, но по всей видимости надеется опять их вернуть по результатам нынешнего Украинского кризиса.

Межэтнические отношения белорусов и поляков в условиях формирования новой государственной идентичности в 1921-1939 гг.

Автор: Никита Маркелов

3215Западная Белоруссия в первой половине XX в. испытала ряд социальных, политических и экономических кризисов, которые всякий раз приводили к изменению доминирующего культурного центра и влияли на взаимоотношения проживающих там поляков и белорусов. На протяжении указанного периода различные государства неоднократно предпринимали попытки присвоить данную территорию, навязав свои нормы взаимодействия.

И Карпаты, и Киев — ЗЕМЛЯ РУССКАЯ

Автор: Редакция "ЗР"

ROCMAS lapel pinБез всякого основания утверждают изменники русского народа «Украинцы», что земля от Карпат до Киева есть «УКРАИНА». И Карпаты и Киев — ЗЕМЛЯ РУССКАЯ и так записано в первой русской летописи. Русский народ состоит из трёх головных племен:  великороссов, малороссов и белороссов. 

ROCMAS - Календарь на год 1923

Идеологема «Большой русской нации» и складывание научно-православной концепции Брестской унии в конце XVIII - первой половине XIX вв.

Автор: Василий Вивчар

bmvХотя Русская Православная Церковь всегда считала униатов «раскольниками», по существу, «латинянами», официальное отношение светских властей к униатству, как и к католичеству, на рубеже XVIII-XIX вв. отличалось веротерпимостью. Лишь после антирусских восстаний государство перешло к более решительным мерам по защите православия в Западном крае. При этом оформилась православно-историческая концепция Брестской церковной унии, и идеологема о «большой русской нации».

«Западно-руссистское» понимание брестской унии М.О. Кояловича

Автор: Василий Вивчар

К середине XIX столетия белорусская нация еще находилась в формирующемся состоянии. Белорусы, не имевшие собственного дворянства и представленные в основном крестьянским населением, к середине века никаких национальных требований даже на уровне интеллектуальных элит не выдвигали. Более того, в среде интеллигенции белорусского происхождения зародилось такое сложное явление, как «западно-руссизм». Близкое к правительственной идеологеме о триединой «большой русской нации» и славянофильству, он стал вариантом российской точки зрения на белорусские земли, противопоставленной сформировавшемуся в ходе восстаний XIX в. польскому взгляду на прошлое и будущее этих территорий .

Украинский вопрос в середине XVII в.

Автор: Зварцев И.А.

В первой половине XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой. Население, проживающее на этих территориях, подвергалось национальному и религиозному угнетению. Официальным языком там был польский, а церковь - католической. Период с 1624 по 1638 гг. можно охарактеризовать как время казацких восстаний за расширение реестра, прав и свобод православного населения.

Украина на перепутье: казацкое государство в XVII в.

Автор: Кшиштоф Петкевич

LeSphinx1122011T145939Проблема казацкой государственности играет большую роль в украинском национальном сознании и принадлежит к темам, чаще всего поднимаемым украинскими историками. Господствует взгляд, что в 1649 г. завершилось формирование украинской государственной идеи, и это является большим достижением политической культуры народа. С этой точки зрения целью политики Хмельницкого было освобождение украинского народа, и эта идея, вопреки всему, осталась к концу XX в. в сердцах и сознании украинцев .

Гетманщина: особое казачье государство

Автор: Игорь Ерохин

RozvagПервоначально, Запорожская Сечь представляла собой буйную вольницу, организованную на принципах военного братства. Многие историки определяют этот тип организации как военно-духовный орден. Основной чертой организации являлась ее достаточная закрытость, что было связано с угрозами военного, экономического и культурного посягательства чужеродных элементов извне. В рассматриваемый период, о вопросах украинской государственности говорить не приходится вовсе.