Вопросы Институту истории НАН Беларуси.

Автор: Игорь Зеленковский

Ответ Института истории НАН Беларуси на обращение участников конференции «Отечественные войны Святой Руси» с предложением вернуть в белорусские учебники термин «Отечественная война 1812 года» не только не вносит какой-либо ясности, а ставит ряд вопросов уже непосредственно к этому академическому институту.

Составители ответа, отказывая в правомерности термина «Отечественная война 1812 года»,  вместо приведения собственных аргументов ссылаются на российских историков Андрея Попова и Виктора  Безотосного.

 

Сначала приводится сильно сокращенная, с множеством многоточий цитата Андрея Попова, из которой следует, что Отечественная война началась для русского народа только после сдачи Смоленска, а на территории современной Белоруссии «рассчитывать на предание войне такого характера не приходилось».

Но дело в том, что если вольно трактовать Андрея Попова, как это делают авторы письма из Института истории НАН Беларуси, то получится, что и Великая Отечественная не была таковой для белорусов. Ведь название «Великая Отечественная война» впервые прозвучало в речи Сталина 3 июля 1941 года, когда уже началась оборона Могилева как части Смоленского сражения, а партизанское движение стало набирать силу только после битвы под Москвой в 1942 году. Такие процессы не разворачиваются в считанные дни. Но народное сопротивление наполеоновским войскам и его администрации на белорусских землях, пусть и не с таким размахом как на территории восточнее Смоленска, было!!! Кто знает, задержись французы на территории северо-западных губерний до 1815 года, то тогда возможно до подхода русской армии белорусские крестьяне сами бы перебили все французские и польские гарнизоны. Но «история не терпит сослагательного наклонения», также как и вольной трактовки. Этим как раз чрезмерно и увлеклись отдельные белорусские историки, наслаивая на идеологические искажения советской историографии еще и новые. Некоторые историки из националистического лагеря сейчас  даже подбираются к отрицанию термина «Великая Отечественная война». Заместителю директора по научной работе Института истории НАН Беларуси М.Г. Жилинскому, специализирующемуся на периоде Великой Отечественной войны, должно быть это известно.

А вот главная заслуга Андрея Попова и других современных российских историков как раз в том, что они все последние годы расчищают историю от советской мифологии. Это весьма трудная работа, и сначала необходимо поднять сухие факты, освобожденные от идеологических штампов. И самое удивительное в том, что результаты их скрупулёзных исследований и честных выводов другие порой начинают использовать совершенно в обратных целях. Примером этого является цитирование Андрея Попова в письме из Института истории НАН Беларуси.

Однако, радикально урезанная цитата Андрея Попова звучит несколько по-иному, когда читается в целом (нажать курсором на сноску справа -->).

Вообще, в книге Андрея Попова приводится множество фактического материала непредвзято описывающего состояние дел на территории современной Белоруссии в 1812 году, о которых можно судить только после прочтения всей книги. И наряду с фактами участия в войне на стороне французов польско-литовской господствующей верхушки  приведено множество примеров неприятия французов со стороны простого народа.
Вот только некоторые из них:

«19/31 октября после налёта Чаплица на Слоним формируемые литовские полки из Новогрудка и Белицы ушли в Лиду; много рекрутов разбежалось» [333]
#
«В Игуменском повете Л. Даву писал 15 июля, что «крестьяне греческого вероисповедания довольно плохо настроены» [335]
#
«Ген. Дзевановский (польский генерал Великой армии - авт.) о жителях Несвижского повета: «шпионы и евреи изменяли, а обыватели говорили неискренне, всегда заканчивая словами: “не знаем”»
#
В Могилёве Даву высказал удивление, «что не находит в здешней губернии того энтузиазма и польского духа, которые он зрел в прочих губерниях» [338]

Видимо авторы письма из Института истории НАН Беларуси не удосужились просмотреть сайт проекта «Западная Русь», который стал инициатором конференции «Отечественные войны Святой Руси» и обращения в НАН Беларуси. И получилась курьезная ситуация -  как раз перед конференцией на сайте были размещены статьи цитируемых российских историков.

Андрей Попов в статье «Неизвестная война» резко, и даже с издёвкой, критикует книгу популяризатора белорусской исторической мифологии М. Голденкова. Приведем несколько ярких примеров из этой статьи, относящихся к вопросу отношения предков современных  белорусов к французам.

"100 лет назад известный историк К.А. Военский пришёл к выводу, что в отличие от Литвы, где многие надеялись на возрождение государственности, "в Белоруссии эти ожидания и надежды разделяло лишь верхнее польское и ополяченное сословие. Сам же народ, по вере православный, а по происхождению русский, относился к французам… враждебно и с боязнью потерять религиозную и национальную независимость". "Исторически забитое и угнетенное население не могло, конечно, проявить того патриотического подъема, который так ярко вспыхнул в чисто-русских губерниях, и ограничивалось лишь бегством, уходом в леса без партизанских набегов". "По мнению польского историка М. Кукеля, в Белоруссии, при полной политической пассивности высшего слоя, мало склонного и к выступлению на стороне Наполеона, и к защите русского царизма, на первый план выдвигался крестьянский вопрос, ибо многочисленные бунты, которые ни русские, ни французские власти не сумели усмирить до конца войны, указывали на наличие у крестьян социальной активности".

Здесь следует пояснить, что это не было проявлением гражданской войны на белорусских землях, как это пытаются преподносить отдельные белорусские историки и публицисты с националистической ориентацией, вынужденные признавать многочисленные антифранцузские и антипольских выступлений белорусского крестьянства. На самом деле это были примеры национально-освободительной войны западнорусского населения, угнетаемого инородным и иноверным господствующим польско-литовским меньшинством.  По природе эти выступления были такие же, как и во время крестьянско-казацких войн в ХVI и XVII ст. и гайдамакских восстаний в  XVIII ст., серьезно подорвавших силы Барской конфедерации (на белорусских землях - Каменецкое восстание в Мозырском повете в 1750-е годы). Как проявления национально-освободительной войны "социальные выступления" белорусского крестьянства являлись составной частью Отечественной войны 1812 года на белорусских землях в условиях политического и экономического доминирования польско-литовского меньшинства. Последний всплеск этой освободительной борьбы мы видим в 1863 году, когда  крестьяне белорусских губерний активно помогали царским войскам подавлять польских мятежников, которых в последующем большевики, следуя идеологической конъюнктуре, назвали "революционерами", а  в современной Белоруссии отдельные ученые и публицисты возвели их в статус "национальных героев".

Но вернемся к критической статье Андрея Попова и приведем еще несколько ключевых цитат.

«Во всех источниках написано, что польское население Минска с распростёртыми объятиями встречало наполеоновские войска. Но вопреки очевидности автор (Голденков- авт.) заявил: "Поляков в Минске не было!", по его терминологии это была "местная беларуская шляхта". Всё это беспримерное искажение показаний источников и подмена всего "польско-литовского" на "беларуское" нужны автору для того, чтобы доказать, что белорусы вовсе не были "преданными друзьями Российской империи и извечными союзниками россиян", а, напротив, встали на сторону их противника, и "25.000 белорусов воевали за Наполеона"!»
###
«Главным "открытием" Голденкова стало уточнение географического расположения Белоруссии в начале ХIХ в. и, как следствие, кардинальный пересмотр её роли в войне 1812 г. Там, где во всех без исключения источниках упоминается Литва, Голденков беспардонно заменил это название на Беларусь».
###
«Речь идёт... о беспардонной фальсификации источников со стороны белорусского националиста, который буквально высасывает из пальца историю независимой Беларуси, попирая все мыслимые каноны историописания.»
###
«Страшно даже представить, какой "собственный взгляд на события тех дней" сложится у белорусских школьников, да и у простых обывателей, после ознакомления с подобным новым словом в науке!»

У проекта «Западная Русь» идея обратиться в Институт истории НАН Беларуси с предложением вернуть в школьную и вузовскую программу термин «Отечественная война 1812 года» появилась после прочтения этих строк Андрея Попова...

Если бы сотрудниками Института истории НАН Беларуси была прочтена статья Виктора Безотосного «А была ли война Отечественной?», то они на него вряд ли бы ссылались, поскольку статья начинается готовым ответом на письмо из Института истории НАН Беларуси: «Заданный вопрос отнюдь не праздный. В последнее время находится слишком много любителей от истории, которые хотят поставить под сомнение устоявшийся в литературе термин».

И далее: «Говоря об Российской империи, невозможно не коснуться многонационального и религиозного ее состава. Это очень важные аспекты темы. Историческое ядро страны составляли славяне: русские, украинцы и белорусы, исповедовавшие православие. Для них российский император являлся не только монархом, но и помазанником божьим на земле».

Как видим, Безотосный не разделяет православных подданных Российской империи в их отношении к войне. И это абсолютно верно, потому что Отечественная война 1812 г. носила выраженный религиозный характер, о котором после революции 1917 года умалчивалось. «Потерявшие в своем большинстве веру в Бога, разрушившие и осквернившие свои храмы и святыни, изгнавшие духовенство у себя на  родине, наполеоновские солдаты тем более не признавали  религиозных традиций русского народа, грабя и разрушая православные храмы и монастыри»  (доклад кандидата богословия Иерея Михаила Носко). С 1814 года  в течение почти ста лет в первый день Рождества Христова после литургии во всех приходах Русской Православной Церкви совершался особый благодарственный молебен «об избавлении Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесят язык», в конце которого возглашалась и вечная память защитникам Отечества в 1812 г.  Этот молебен совершался и во всех церквях на территории современной Белоруссии. Для белорусов, которые в подавляющем большинстве были верующими православными, значение Отечественной войны 1812 года было известно с малых лет. Здесь возможно попытаются возразить составители ответа из Института истории НАН Беларуси, и в частности Е.Н. Филатова, которая в своих работах пытается доказать «прогрессивную роль церковной унии», что, мол, большинство крестьянства в 1812 году было греко-католиками. Но следует отметить, что это только униатские иерархи стремились в «латинство», а простой народ все равно считал, что вера его русская и при первой возможности, вслед за митрополитом Иосифом Семашко, в 1839 году в основной своей массе воссоединился с  Русской Православной Церковью.

И вот какими словами Безотосный  завершает статью, приведенную на сайте «Западная Русь»: «Именно современники и участники событий назвали войну – Отечественной. Таковой она и останется, несмотря на скептиков».

Авторы ответа из Института истории приводят цитату Виктора Безотосного: «Нужно также отдавать себе отчет, что понятие "эпоха 1812 года" применимо только к российской национальной истории и в рамках отечественной историографии». И далее добавляют, что «использование иных терминов относительно характера войны за рамками российской историографии».

Несмотря на отпускной сезон, нам удалось связаться по телефону с Виктором Безотосным. После того как Виктор Михайлович заслушал текст ответа из НАН Беларуси, он однозначно заявил, что его цитата вырвана из контекста и неверно интерпретирована сотрудниками Института истории НАН Беларуси.

В связи с этой вольно истолкованной цитатой Виктора Безотосного к Институту истории НАН Беларуси возникает вопрос - если белорусская историография, судя из прозрачного намека авторов письма, является уже зарубежной по отношению к «российской», то на какой традиции она произрастает? Не на пустом ведь месте с 1991 года. Как бы кому этого не хотелось, но такого в природе не бывает – на голом месте растет только лишайник. И если белорусскую историографию взращивают не на почве российской, тогда на какой - на французской, немецкой, польской …???

Ведь не собираются же в Институте истории НАН опровергать то, что Белая Русь - составная часть Святой Руси и каноническая территория Русской Православной Церкви, и то, что Белоруссия - составная часть Русской Православной цивилизации, независимо от ее современного государственного деления.


Если изъять из ответа Института НАН Беларуси цитаты, то все сводится к нескольким строчкам с тремя ключевыми фразами:

«Постановка проблемы о том, была ли война 1812 года отечественной для населения северо-западных губерний Российской империи не нова. Как в научном, так и в коньюнктурно-политическом ракурсе. Речь в данном случае следует вести не столько об использовании термина, сколько о его содержании. Научный поиск историка в том и заключается, чтобы как можно ближе подвести друг к другу значения номинальных дефиниций к историческим реалиям». ### « Как показывает практика научного исторического исследования, сделать это чрезвычайно трудно».

Сотрудники Института истории НАН Беларуси признались в том, что им чрезвычайно трудно из-за неких коньюнктурно-политических соображений согласиться с традиционным содержанием термина «Отечественная война 1812 года».
Спасибо за честный ответ!

В июньском выпуске журнала Администрации Президента Беларуси «Беларуская Думка» открыта рубрика «Отечественная война 1812 года», в которой размещены статьи постоянных авторов портала «Западная Русь»,  двое из которых - Лев Криштапович и Сергей Трахименок, участвовали в конференции «Отечественные войны Святой Руси», где было принято обращение к НАН Беларуси вернуть в белорусские учебные программы термин «Отечественная война 1812 года».

Если сотрудники Института истории НАН Беларуси произвольно меняют традиционное для белорусского общества отношение к отечественной истории, руководствуясь коньюктурно-полититческими установками, то возникает вопрос  -  если эти установки не из Администрации Президента (ред. политика «Белорусской Думки»), то откуда они?
Этот вопрос перекликается с поставленным выше - на какой почве Институт истории НАН культивирует белорусскую историографию?

На эти вопросы желательно услышать тоже честный ответ.

 

Игорь Зеленковский

Этот текст будет отправлен в Институт истории НАН Беларуси по почте.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.