Хочется несколько перефразировать слова латинского писателя Цецилия Стация, сказанные о посаженном дереве, приложив их к памятнику: памятник устанавливается на пользу правнукам. Героям, защитникам отечества издавна сооружали памятники, чтобы их примером воспитывались потомки. Честь и слава защитнику, кто отдал свою жизнь на войне. Но были и те, кто погиб в мирное время, однако и в их память справедливо сказать: они умерли за Родину. Я не имею в виду тех, кто погиб спасая жизни других во время пожара, наводнения или разбойного нападения. Нет, именно за всю страну, за весь народ.
В советское время прославлялись в этом смысле борцы за идею – революционеры. Их именами назывались улицы, им ставили памятники, их пример приводили в назидание юношеству. Но кто были их жертвы? Цари-тираны и их прислужники, т.е. политические враги революционеров — учили тогда. Это не совсем так. Например, во время одного из покушений на П.А. Столыпина погибло около двадцати человек: охранники, чиновники, пришедшие на доклад, просители, искавшие справедливости и помощи. Сколько таких случайных людей было убито революционерами! Идет политическая борьба, а жертвами становятся окружающие, попавшие под пули и осколки. Страшны эти идеи — построить счастье на крови. Многие тысячи жертв положили на алтарь революции ее творцы. Но были, и, думается, всегда будут люди, которые ценят и одну человеческую жизнь. Они не пожертвуют и одним человеком во имя идеи. Не революционными переворотами, а последовательными реформами осуществляют они изменения в общественной жизни.
В девятнадцатом и двадцатом веках в движении модернизации разных стран нередко пересекались две дороги: путь реформ и путь революции. Император Александр II вел Россию по пути реформ. Его царствование — это поворотный момент российской истории. К сожалению, покушение террориста И. Гриневицкого стало толчком в ином направлении. Наверное, всякий революционер, жертвуя собой, надеется, что он осчастливит потомков и о нем будут вспоминать с благодарностью. Хочется сказать евангельское: «Не ведают, что творят». Не знаю, может ли быть в современном обществе неоднозначное отношение к революционеру и его жертвам, но к императору, который всей своей деятельностью стремился реформами сохранить страну от революционной пагубы, неоднозначного отношения быть не должно. Жители Минска, установившие в городе памятник Александру II в год двадцатилетия его смерти, во всяком случае, оценили его реформаторскую деятельность как пример для потомков. Но революционеры в очередной раз принесли в жертву историческую память народа.
Что же современники? Институт Истории НАН Беларуси предлагает посмотреть на проблему с точки зрения укрепления белорусской государственности. Кто же укрепляет государственность: реформатор или революционер? Как оценить по указанному принципу политического деятеля, когда в его время не родилась сама идея белорусской государственности? «Символ российского самодержавия»?! Что за боязнь своей собственной истории…
Да, установка памятников — это в том числе и отношение к своему прошлому. Его невозможно изменить, его можно забыть, его можно исказить. Вряд ли кому-то захочется, чтобы его забыли или неверно поняли. Пристрастия и оценки — дело, конечно, личное, но, ведь, должно же быть и что-то объективное. Высшая оценка. В этом году мне довелось побывать на службе в храме Воскресения Христова на месте убийства императора Александра II (Спас на крови). В приделе храма выделена часть мостовой, где произошла трагедия. После литургии молящиеся собрались здесь для заупокойной литии… Так много лет прошло, и страна изменилась, и люди, а великолепный памятник стоит в назидание современникам, и кто-то прислушается к его урокам…
Священник Алексей Хотеев - настоятель прихода в честь св. Иоанна Кронштадтского в г. Минске <http://kronsh.prihod.ru/> , член редколлегии духовно-просветительской газеты «Воскресение». Отец Алексий принимал участие во многих мероприятиях проводившихся проектом «Западная Русь». Он поставил подпись под коллективным письмом группы белорусских историков и представителей творческой интеллигенции, с просьбой о повторном рассмотрении вопроса восстановления памятника и создании для этих целей расширенной экспертной комиссии с участием общественности города Минска.