Отказ минских властей в установке памятника Александру II был вполне прогнозируем. Характерна и аргументация, приведенная Институтом инстории НАН РБ – «неоднозначное отношение общества» и то, что памятник Александру II – «символ российского самодержавия на белорусских землях» (что, очевидно, воспринимается как нечто негативное). Отмечается также, что деятельность российского императора не способствовала «возрождению» белорусской государственности.
В истории с памятником Александру, как в зеркале, отражается тот мировоззренческий раскол, который терзает белорусское общество не первое десятилетие (если не сказать – столетие). Самоопределение белорусов сопряжено с рядом трудностей, вызванными парадоксальной неспособностью белорусского общества найти баланс между разными пластами своей культурной и исторической памяти. Это обусловлено пограничным положением Белоруссии, именно здесь всегда пролегал водораздел между православно-русской и западной (в первую очередь, в ее польско-католическом варианте) цивилизациями. Стремление части белорусского общества в угоду превратно понимаемой национальной самобытности отрицать или замалчивать православно-русское наследие Белоруссии, очевидно, является отголоском этого давнего цивилизационного антагонизма.
К сожалению, значительная часть гуманитарной интеллигенции Белоруссии, и в первую очередь ее исторического сообщества, сегодня заражена этим «вирусом». Очевидно, что оценки личности и деятельности Александра II, данные Институтом истории НАН РБ, являются следствием этой духовной смуты. Именно при Александре II начинается интенсивное возрождение русской культуры и идентичности на белорусских землях, что, очевидно, так не нравится функционерам от истории.
Подобное отношение к русскому наследию есть ни что иное, как акт культурно-исторического самооскопления, которое в долгосрочной перспективе не принесет белорусскому обществу ничего, кроме вреда.
Кандидат политических наук, доцент БГУ Всеволод Владимирович Шимов, участвовал в конференции «Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя», на которой была озвучена и поддержана инициатива о восстановлении в Минске памятника Александру II. Также он подписался под коллективным обращением группы белорусских историков и представителей творческой интеллигенции, с просьбой о повторном рассмотрении вопроса восстановления памятника и создании для этих целей расширенной экспертной комиссии с участием общественности города Минска. Всеволод Владимирович помимо своей научной деятельности широко известен в Белоруссии как публицист.