27 февраля 2016 года в Центре евразийских исследований при Минском филиале РГСУ прошло пленарное заседание Международной научно-практической конференции «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур» с прямой видеотрансляцией ее на сайте «Западная Русь».
Институт мировых посредников – временное, в какой-то степени чрезвычайное административное учреждение, основной функциональной обязанностью которого являлась реализация аграрной реформы. Именно это учреждение занималось реализацией крестьянской реформы в Российской империи.
После воссоединения в 1875 г. греко-униатов Холмской Руси с Православной церковью, церковные и светские власти столкнулись с массовым протестом «упорствующих» униатов. Обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев во всеподданнейшем отчете за 1898 г. отмечал, что: «Со времени воссоединения, многие из бывших греко-униатов Холмско-Варшавской епархии, проживающих преимущественно в приходах, пограничных со сплошным католическим населением, стали заявлять о своем нежелании оставаться православными, отказывались ходить в православные храмы и исполнять духовные требы у православных священников”.
После поэтапной инкорпорации Подкарпатской Руси в состав Венгрии (ноябрь 1938 г., март 1939 г.) национально-культурный ландшафт региона изменился кардинальным образом. Поддержку венгерских властей получили те силы, которые считали местное население края – русинов – отдельным славянским народом, а не частью русских или украинцев. Культурное развитие и социально-экономическое благополучие этого народа, по мнению идеологов «угро-русинизма», было возможно исключительно в рамках венгерской государственности.
На пересечении науки и пропаганды, продуцируют миф об отсутствии естественных исторических связей между Западной Русью и Русью Державной, как называли Россию западнорусские жители, и совместную историческую жизнь этих образований объясняют пресловутым российским империализмом, а не фактами исторического и былого государственного единства этих регионов.
Хотелось бы подчеркнуть, что в Закарпатье существуют исторические и современные политические и этнографические реалии, препятствующие свободному и естественному применению слова-определения «Карпатская Русь». И эти реалии в полной мере отражаются в местной литературе и окололитературной жизни.
Роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» по праву считается визитной карточкой не только творчества этого писателя, но и всей чешской литературы ХХ века, а сам Я. Гашек наряду с К. Чапеком давно стал самым узнаваемым и популярным чешским писателем за пределами Чехии. Между тем, в нынешней Чехии бравый солдат Швейк востребован в основном в утилитарно-прикладном качестве как расхожий чешский туристический бренд; более глубокое и адекватное современности осмысление и образа Швейка, и творчества Гашека в целом, судя по всему, еще ждет своего часа.
На сайте «Западная Русь» начинает работу Международная научно-практическая конференция «Исторические судьбы Карпатской и Западной Руси в отражении славянских литератур». Ее организаторами выступают Центр евразийских исследований Филиала Российского государственного социального университета в г. Минске и Сетевой научно-просветительский проект «Западная Русь».