"Православие на Белой Руси. Исторические очерки".

На страницах белорусской православной духовно-просветительской газете «Воскресение» с 2003 по 2009 год публиковалась серия статей бакалавра богословия священника Алексея Хотеева "Православие на Белой Руси. Исторические очерки". Вместе эти 53 очерка, составляют  важную и познавательную книгу, в которой очень объемный материал, охватывающий всю историю Белоруссии, изложен  компактно, хорошим  и легким для чтения языком. Давно назрел вопрос о введении в белорусских школах предмета основ Православия, поскольку невозможно рассматривать историю Белоруссии без истории Православной церкви, так как на протяжении веков в условиях польско-литовского национального и религиозного гнета, предки белорусов в своей борьбе за свою веру и свою русскость находили опору в Церкви. Сегодня эта история борьбы продолжается - на ментальность белорусов ведутся постоянные атаки в виде деструктивных националистических идей, замешанных на русофобии, среди которых особо выделяется литвинство. Эти деструктивные общественные течения основной удар нацеливают на Церковь, используя как сектантство, так сатанизм и неоязычество.
Очерки от. Алексея вполне могут быть учебным пособием хотя-бы для внеклассного чтения, потому что история белорусов - есть история Православия на Белой Руси.

Редакция ЗР

 

Отечественная война 1812 года в белорусских вузовских учебниках

«Война 1812 года в истории Минска». Афиша выставки в Национальном историческом музее Республики Беларусь, открывшейся 14 декабря 2011 г..В настоящее время вопрос о том, как отразится в исторической памяти то или иное событие, зависит во многом от ракурса, под которым оно рассматривается в школьных и вузовских учебниках по истории. Времена, когда память о событиях прошлого передавалась из уст в уста и являлась частью фольклора, традиции, скорее всего, более не повторятся.

Происхождение названия «Белая Русь»

Просторы русской цивилизации, сформировавшейся в период существования Киевской Руси, были необычайно обширны. Русь являлась одним из крупнейших государственных образований в средневековой Европе. Краковский епископ Матвей в своём письме от 1153 года к известному французскому проповеднику Бернарду Клервоскому писал: «Руссия велика как бы другой мир земной, а народ русский по несчетному количеству подобен созвездиям».

Почему Беларусь не Литва

«Белорусы — лузеры, то есть, говоря по-простому, полные неудачники, потому что отдали свою историю и даже название другому народу». Примерно под таким истерично-надрывным лейтмотивом проходили многие публикации, посвященные 1000-летию первого упоминания названия «Литва» в хрониках. Этот юбилей дал повод кое-кому превратить старый научный спор о наследии Великого княжества Литовского в настоящую вакханалию с битьем себя ушами по щекам и рассказами в стиле «Беларусь — родина слонов».

Чеслав Мочинский о появлении украинского народа

Обложка книги о полковнике Чеславе Мончинском, начальнике обороны Львова в 1918 г. во время польско-украинской войныАвтор данного текста, полковник Чеслав Мончинский, в сжатой форме излагает процесс появления «из ниоткуда» украинской нации, как очевидец тех событий. Официальная украинская историография, мифологизированная до крайних пределов. Намеренно отрицает русские корни современных украинцев, обходя гробовым молчанием вовлечённость Вены и Варшавы в  процесс «выращивания» украинцев, как отдельного от великороссов народа. Замалчивает историю некогда мощного карпато-русского движения XVIII - XIX в., противостоявшего полонизации и украинизации, порою, ценой жизни своих лучших представителей.

Греко-католическая церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы. (часть третья - заключительная)

Униатская Церковь. Музей белорусской деревянной архитектуры в Строчице.

| Первая часть | Вторая часть |  Третья часть |

Наименее латинизированное приходское духовенство, как единственная надежда унии на сохранение, оказавшись после 1809 г. без иерархического лидера, по определению не имело шансов противостоять существующим угрозам. Для этого у него не было ни должного уровня видения проблем церкви, ни организационных возможностей, ни влияния в высших сферах власти, ни финансовых средств.

Была ли Беларусь колонией?

Французы в 1812 году, пленённые партизанами. Прянишников (1874)Отдельные белорусские историки прозападной ориентации навязали сегодня, казалось бы, абсурдную и неуместную в годовщину двухсотлетия вторжения Великой армии Наполеона в Россию тему дискуссии: «Была ли для белорусов война 1812 года Отечественной»? Понятно, что многие из них, так или иначе, лично заинтересованы в том, чтобы максимально отдалить белорусов от общерусской истории, и  тем поставить под вопрос, активизировавшийся интеграционной процесс на постсоветском пространстве.