Кадеты и власть: горе от ума?

Карнавал на Фонтанке. 1900. А.Н. БенуаРусский радикальный либерализм сформировался на рубеже ХIХ-ХХ вв. как идейное течение, оппозиционное самодержавно-бюрократическому государственному строю. Радикальные либералы претендовали на первенство в среде освободительного движения в силу представления о своем интеллектуальном превосходстве как над властью, так и над соседями по политическому спектру – умеренными либералами и социалистами.

Свобода совести или веротерпимость? К вопросу о полемике в российской печати в начале XX столетия

«Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860, Павел ЧистяковРоссийский институт веротерпимости в конце XIX - начале XX вв.

В России гражданская «свобода веры», или «веротерпимость», утверждённая в «Основных законах» империи, носила первичный характер и предшествовала исторически введению манифестом 17 октября 1905г. таких политических свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.  Веротерпимость, сформировавшуюся в XVIII ­`первой половине XIX вв. в качестве симбиоза  западноевропейских и византийско-московских правовых норм, можно рассматривать в качестве особого правового института, регулировавшего государственно-религиозные и межрелигиозные отношения в России.

Что русского в русском либерализме?


Хорошая тема для краткой статьи, - извиняющимся тоном скажет скованный рамками автор. Еще лучше она смотрелась бы в пределах пространной монографии, - ответит вовсе ничем не скованный читатель. И правда: вопрос покажется сложным уже при поверхностном взгляде на предмет разговора. Прежде всего, потому что требует нескольких предварительных суждений, которые в глазах многих сделают его бессмысленным.

Основы концепции западнорусизма в творчестве М.О. Кояловича

В обществе до сих пор нет ясного представления об истории Белоруссии. Значительную помощь в выработке многостороннего взвешенного подхода к проблеме представляют труды "классика западнорусизма" профессора М.О.Кояловича. К сожалению, до сих пор его творчество и сам термин "западнорусизм" воспринимается неоднозначно. В работе священника Алексия Хотеева "Основы концепции западнорусизма в творчестве М.О.Кояловича", которая бесспорно нуждается в издании отдельной монографией, обобщены взгляды ученого на историю белорусских земель.

В Минске будет улица «Академика Карского»!

 

13 июля 2012 года на 15 сессии Минского городского Совета депутатов одной из десяти новых улиц Минска присвоено название «Академика Карского».

Научно-просветительский проект «Западная Русь» имеет к этому событию прямое отношение. Корреспонденту БЕЛТА Надежде Радивон начальник управления культуры Мингорисполкома Виталина Рудикова  заявила, что при выборе названия улицы учитывалось мнение общественности города Минска.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть II)

С.С. Уваров. 1840-е гг.Часть I | Часть II

С первых же лет своего царствования император Николай I обратил внимание на то, что «необходимое всем Русским подданным обучение отечественному языку» крайне слабо поставлено в учебных заведениях Остзейского края. В 1827 году после посещения губернских гимназий в Риге и Ревеле он распорядился добавить в каждую из них из числа наилучших выпускников русских университетов по два учителя русского языка и словесности с окладами выше штатных.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть I)

С.С. Уваров. Портрет работы С.Голике. 1833

Часть I | Часть II

Сергей Семенович Уваров (1786–1855), несомненно, принадлежит к числу выдающихся русских государственных деятелей. Он заложил основы самостоятельной отечественной системы общественного образования, значение которых в исторических судьбах русской культуры XIX–XX вв. трудно переоценить. Без многочисленных и высококачественных кадров, подготовленных в уваровское время университетами, пансионами, лицеями, гимназиями не состоялось бы ни одно  из реальных достижений пореформенного времени в области государственного строительства, общественной самодеятельности, науки, литературы, искусства.