Идея единства русского народа в Юго-западной Руси в эпоху присоединения Малороссии к Московскому государству.

Вечером 7 января 1654 года, накануне провозглашения малороссийским казачеством своего подданства Московскому царю, боярин В. В. Бутурлин, присланный в Малороссию царем Алексеем Михайловичем, вместе с другими членами московского посольства, в Переяславле, в своем «дворе», принимал гетмана Богдана Хмельницкого и войскового писаря Ивана Выговского. Сказанное на этом приеме Хмельницким и Выговским было записано в статейном списке посольства, т. е. в официальном документе, так:

Книга В.А.Артамонова «Заря Полтавской победы – битва при Лесной». (Часть вторая)

Шведская армия в походе. Альберт Эдельфельд. Иллюстрации к поэме Карла Снойльски о походе Карла XII

Продолжение книги Владимира Алексеевича Артамонова «1708-2008. Мать Полтавской победы. Битва при Лесной».

(Предыдущие главы)

«Вольготный поход» графа.

В то время, как главная армия короля собиралась сворачивать в Малороссию, вспомогательный корпус генерала  А.Л.Левенгаупта  еще   медленно полз по  Белоруссии.

Гродно и гродненцы в переписке П.А. Столыпина 1902-1911 годов.

Гродненский губернатор Столыпин в 1902 годуНепродолжительное пребывание П.А. Столыпина в должности гродненского губернатора (с 30 мая 1902 года по 15 февраля 1903 года) получило в последнее десятилетие достаточно полное освещение в научной литературе [1, с.28-38]. Исследователи этого периода жизни П.А. Столыпина сходятся на том, что многогранная деятельность последнего в Гродненской губернии была важным этапом в его становлении как крупного государственного деятеля и реформатора.

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 1

| Часть I |Часть II |Часть III |

 

1.Идентичность Северо-Западного края как проблема целостности Российской империи.

Польское восстание 1863 г. коренным образом изменило приоритеты религиозно-этнической и социокультурной политики российского правительства в Северо-Западном крае Российской империи. Основателем нового политического курса в этом регионе стал Виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьёв[1].

Книга В.А.Артамонова «Заря Полтавской победы – битва при Лесной». (часть первая)

28 сентября 1708 года у деревни Лесная (юго-восточнее г. Могилева) русские войска под командованием Петра I одержали блистательную победу над шведским корпусом генерала А. Левенгаупта. Сам Петр I так оценивал сражение у деревни Лесной, поясняя, почему оно мать Полтавской битвы: "Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом, будучи пред неприятелем, и по истинне оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила и мать Полтавской баталии, как ободрением людей, так и временем, ибо по девятимесячном времени оно младенца щастие принесла...".

Геровские – семья карпатских патриотов

Браться Алексей и Георгий Геровские оставили заметный след в истории карпато-русского движения. Будучи внуками Адольфа Добрянского, выдающегося сподвижника Русской идеи в Угорской Руси, находившейся под мадьярским гнётом, браться Геровские впитали от него любовь к русской изящной словесности, к русскому православию и русской культуре. Несмотря на то, что долгие годы они жили в иноязычном окружении, в семье деда с детьми разговаривали только по-русски, и Алексей и Георгий сызмальства ощущали свою принадлежность к единой русской народности.

Традиции белорусской певческой культуры православной традиции в Польше

Кафедральный собор святой Марии Магдалины Польской Православной Церкви в ВаршавеВследствие русской революции 1917 г., гражданской войны и Рижского мирного договора 1921 г., белорусы оказались разделены по разным государствам. На Западе, в Польше белорусская культура концентрировалась вокруг Православной Церкви и понятие «белорусский» ассоциировалось с понятием «православный». Мы можем уверенно назвать культуру Польской Православной Церкви  белорусской, потому что православное население Польши составляют белорусы. Польские белорусы и в настоящее время любят и берегут свою родную культуру, считая ядром своей культуры Православную Церковь.