Памяти Олеся Бузины

 

На холодный асфальт покатились горячие красные капли
Прожигая собою пространство до самых заветных глубин.
Жертвой страшной войны в ритуальном кровавом спектакле
Пал бесстрашный герой – одинокий боец-паладин.

День славянской письменности и культуры

Кирилл и Мефодий

 

24 мая во многих славянских странах прошли торжества, посвященные славянским просветителям святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, создавшим глаголицу и перевившим Библию на славянский язык. Празднования Дня славянской письменности в этом году отмечено значимыми юбилеями - 1200-летие рождения (815 г.) и 1130 лет преставления (+6 апреля 885) одного из святых братьев Мефодия.

«Шевченка» или «Шевченко»? О грамотном русском склонении малороссийских фамилий с окончанием на -ко.

Большинство русских людей вследствие почти векового воздействия государственного образования и СМИ воспринимает как норму русского литературного языка несклоняемость малорусских фамилий, оканчивающихся на –ко. Что в именительном падеже, например, «Шевченко», что в родительном или дательном - «Шевченко» - всё едино.

Акция протеста «Против насильственной украинизации Южной Руси», организованная газетой «Киевлянин» в 1917 году.

Киевское население чтит исторические традиции и не забыло, что Киев—колыбель Руси. И даже по признанию самих украинцев Киев - „русский остров среди украинского моря". Кроме того, значительная часть киевского населения, и притом коренного местного, а не пришлого, относится с нескрываемым недоверием к украинцам, видя в них искусственных разрушителей единства русского племени и тайных сторонников Австрии.

Особенности погребального церковного певческого обряда в Столинском районе Брестской области

Деревня Велемичи. Храм во имя Св. прор. Илии – 1881 г. (пример церкви-муравьевки, которые в большом количестве строились в селах Северо-Западного края для укрепления православия и образования сети приходских школ).
Белорусская певческая культура православной традиции представляет собой неиссякаемый источник вариаций музыкально-поэтического толкования библейской образности и учения Церкви. Большое значение для атрибуции стилевой особенности белорусской певческой культуры православного типа имеет анализ интерпретации погребального обряда в различных регионах Республики Беларусь.

Православие в период разъединения Руси (XIII– XV вв.)

икона Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Начавшийся в XII — середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV — начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев — в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково.

Становление литургического пения православной церкви в западнобелорусских сельских приходах в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Церковь Св. Александра Невского в Сокулке Белостокское волеводтсво, Польша.
В 1596 г. в Речи Посполитой между православной и католической конфессиями была заключена уния (Брестская уния), после чего в униатских храмах началось постепенное изменение православного богослужебного обряда. Ко времени включения белорусских земель в состав Северо-Западного края Российской империи в западнобелорусских сельских приходах господствовала практика униатского богослужения, которая сильно отличалась от богослужебной практики Русской Православной Церкви.Начиная со второй половины 1820-х годов богослужебный язык западнобелорусской богослужебной практики приводился в соответствие с великорусской редакцией.

Великая Отечественная война - сборник статей с сайта "Западная Русь"


Ко дню 70-летия Победы в Великой Отечественной войне представляем список статей, опубликованных за последние годы на сайте Западная Русь, в которых рассматриваются различные аспекты, связанные с памятью о великом подвиге нашего народа, осмыслением причин и последствий войны современным обществом, а также вопросы фальсификации ее истории и итогов. 

Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо.

6 мая 2015 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в расположенном на территории комплекса Георгиевском храме-памятнике в честь Великой Победы. В этом году отмечается 20-летие освящения Георгиевского храма.

«Руский язык» и «российский народ» в учебных изданиях Южной и Западной Руси последней трети XVI – I трети XVII веков.

Уже много десятилетий образование и СМИ СССР и продолжающих его национальную политику государств Российская федерация, Украина, Белоруссия рассказывают своим гражданам про «воссоединение Украины с Россией» 1654 года, о «воссоединении украинского и белорусского народа с русским народом» и об их языках, отделившихся к тому времени от русского.

Львов осенью 1939 г. (Из книги Степана Щипачева «Трудная страда»).

Советская техника проходит по улицам г. Львова после окончания работы Народного собрания Западной Украины. 1939В книге воспоминаний известного поэта советского периода Степана Щипачева «Трудная страда (Путь к поэзии)» есть любопытные зарисовки о Западной Украине 1939 года. Они интересны тем, что это не сухой документ, а воспоминания, хотя и партийного функционера, но тем не менее поэта о ситуацию во Львове в 1939 г..