Воспоминания польского повстанца 1863 года (часть I)

Графиня Б ... славит хоругвью командира добровольцев Арленскага. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г.
Воспоминания эти любопытны уже потому, что автор их был не только современником описываемых им событий, но и принимал в них горячее участие.  Любопытно проследить, как постепенно, незаметно для самого себя, автор начал приходить к убеждению, что он служит ложной идее, что он обманут; как, в конце концов, он из поляка-фанатика сделался русским патриотом и принял православие.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть III)

У нас была самая дурная, самая анархичная, самая смешная в свете конституция, основывающаяся на конфедерациях, избраниях королей, на пактах, ковентах, более и более убивавших монархическую власть, на возмущениях шляхты, на аристократии, на liberum veto, словом на, так называемой, золотой вольности, т. е. - на неурядице. Наши магнаты были всем, и по своей воле потрясали жребием отечества. Король и духовенство должны были льстить им. В Польше король был призраком, тенью, пустым именем, а вместо его господствовало сто тысяч малых круликов.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть II)


Что же вышло из всех этих войн? Та печальная и горькая истина, подтверждающаяся всею нашей новой историей, что религиозный фанатизм, иезуитизм, невнимательность к последствиям сделанных поступков, непамятование о будущем, крайний недостаток дипломатии, упадок просвещения, очевидное неразумие водили отцов наших за руку, пока не погубили отечества, что мы шли назад, когда все около нас двигалось вперед, что, на собственное несчастие, мы постоянно были чужою машиною.

Взгляд на состояние Польши польского философа XIX в. Бронислава Трентовского (часть I)

Борнислав Трентовский (1808—69)Критикуя существующие философские системы, Трентовский осуждает их за односторонность и пытается примирить идеализм с реализмом. Вполне осуществить эту задачу примирения, по его мнению, призваны славяне. Но одним из главных препятствий для осуществления славянами их призвания Трентовский считал разногласия между ними, и прежде всего между двумя самыми великими его представителями - русскими и поляками. Эти разногласия были заложены тысячу лет назад в результате крещением поляков по латинскому обряду. 

А. Миловидов. Рукописное отделение Виленской Публичной Библиотеки, его история и состав.


Одно из самых больших собраний древних западнорусских рукописей и книг сейчас находится в Вильнюсе в Библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских, в которую вошли фонды Виленской публичной библиотеки, существовавшей с 1867 по 1915 г.г.. К сентябрю 1915 г., когда Вильно был занят немецкими войсками во время Первой мировой войны, фонд библиотеки достиг 310 тыс. томов, что позволяло совершенно справедливо отнести ее к крупнейшим библиотекам Российской империи, которая по своим книжным богатствам уступала только Императорской библиотеке в Петербурге и Румянцевской в Москве.

Е.Ф.Карский – ректор Императорского Варшавского Университета

 

До  настоящего  времени  не  было  опубликовано  ни  одной  специальной  научной  работы,  в  которой  бы  детально  рассматривалась  деятельность  профессора  Евфимия  Федоровича  Карского   в  должности  ректора  Варшавского  университета.  Данная  статья,  не  претендуя  на  полноту  освещения  столь  обширной  темы,  имеет  целью  изложить  ряд  достоверно  установленных  фактов  и  наметить  хронологическую  канву  пребывания  ученого  на  этом  ответственном  посту.

Граф Михаил Муравьев-Виленский (из воспоминаний и документов).

 

Профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова подготовила для публикации в разделе сайта «Источники» подборку выдержек из документов и воспоминаний современников о графе Михаиле Муравьеве-Виленском, которые несомненно будут полезны современным исследователям и читателям.  

По страницам неизданной книги «Русский парижанин на Подкарпатской Руси».

Антонин Ладинский
Многие из нас зачитывались историческими романами Анатолия Петровича Ладинского (1896-1961): «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна – королева Франции», «В дни Каракаллы», «Последний путь Владимира Мономаха». Иван Бунин дал высокую оценку его творчеству, в одном из писем он писал Ладинскому: «Я очень люблю вас и как поэта и как прозаика». Увы, в новой Украине  им не оказалось места – другие времена, другая история. В тоже время не одно наше поколение черпало познания и вдохновение из чистого родника его творчества.

Праведный воин Феодор Ушаков - апогей русской морской славы.

На гребне русской державности и мессианизма поднялись два наших национальных героя - А.В.Суворов (1730-1800)  и Ф.Ф.Ушаков  (1745-1817). К концу XVIII века русская нация стала не только сухопутно-военной, но и морской, ни в чём не уступавшей англичанам. С 2000 г. «морской Суворов» - Ф.Ф.Ушаков почитается как святой покровитель Российского военно-морского флота и Стратегических военно-воздушных сила (с 2005 г.). В 2001 году православная церковь канонизировала Ушакова и причислила его к праведникам. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября.

Кирилл Фролов. Сакральные смыслы Новороссии.


К шестой годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в издательстве "Алетейя" вышла книга Главы Ассоциации православных экспертов, заведующего отделом по связям с Русской Церковью и православным сообществом Института Стран СНГ Кирилла Фролова "Сакральные смыслы Новороссии. Церковные и цивилизационные расколы в Новороссии, на Подкарпатской Руси и Украине".

Начало христианского летоисчисления


Всякий человек, открывая перед собой текст Священного Писания, обнаружит в нем первые слова: « В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт. 1,1), — и таким образом заметит, что счет времени библейской истории начинается с сотворения мира. Действительно, на протяжении многих веков у православных христиан было принято считать годы от предполагаемого сотворения мира. Сейчас более привычным на постсоветском пространстве стал другой счет лет — от «нашей эры», заменивший традиционный счет «от Рождества Христова».

Статья о Белоруссии в "Американско-Русском календаре". 1943 г.

 

Историко-географическая статья о Белоруссии из «Американско-Русского Календаря» (Russian Almanac) за 1943 год, который с 1909 по 1956 ежегодно выпускался «Русским братством» в Филадельфии, штат Пенсильвания. Это братство объединяло эмигрантов русинов из Подкарпатской Руси. Календари печатались в типографии газеты «Правда» (Pravda Press), принадлежавшей Обществу Русских братств в Соединенных Штатах Америки «United Russian Orthodox Brotherhood of America».