Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 3

Костел в г.Борисове.Фотоснимок Яна Болзункевича (нач ХХ ст.)Продолжение | Часть I |Часть II |Часть III |

7. Тайное обучение: новый виток развития и реакция правительства на процесс полонизации белорусов.

Предусмотренное указом 17 апреля преподавание закона Божьего на природном языке учащихся в его светской, а не религиозной интерпретации, вызвало на практике недовольство католического епархиального начальства, духовенства и части мирян. Они предпочитали видеть критерием «природности» языка утвержденное авторитетом Папского престола использование его в молитвах и дополнительном богослужении, а не в семейном общении.

Актуальность вопроса «родного языка» у белорусов

Данные республиканской переписи населения 2009 г. выявили любопытные тенденции в динамике русско-белорусского языкового баланса в среде этнических белорусов.  За период, прошедший с предыдущей переписи (1999 г.) этот баланс существенно сместился в сторону русского языка.

Книга В.А.Артамонова «Заря Полтавской победы – битва при Лесной». (Часть третья)

Пётр I со штабом. Художник Н.В. Овечкин, 1988 г.Продолжение книги Владимира Алексеевича Артамонова «1708-2008. Мать Полтавской победы. Битва при Лесной».

(Предыдущие главы)

В середине сентября кризисная точка для России была пройдена

Как только стало известно о повороте Шведской армии на юг от д.Стариши к Кричеву, Пётр I 15 сентября выехал из Соболева и в тот же день послал фельдмаршала Б.П.Шереметева с тремя пехотными дивизиями, полевой артиллерией и остальной конницей идти параллельно Карлу XII.

Карпатские русины и Великая война

РусиныКарпатские русины — крайняя юго-западная часть обширной восточнославянской этноязыковой общности, населявшая южные и северные склоны Карпат и территорию Восточной и части Западной Галиции. К началу ХХ века все русины проживали на территории тогдашней Австро-Венгрии. При этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции входили в состав австрийской части монархии Габсбургов.

Анатолий Аврутин – лауреат премии имени Бориса Корнилова

Одна из самых престижных российских литературных премий – имени Бориса Корнилова «Дорога жизни» на днях присуждена известному далеко за пределами Белоруссии русскому поэту из Минска Анатолию Аврутину. Высокой награды мастер удостоен за книги поэзии«Свет вечерний» и «Август в декабре», а также за «верность традициям русской литературы за пределами России».

Интересно, что выпущенный еще в 2008 году минским издательством «Литература и искусство» сборник «Свет вечерний» был в свое время подвергнут сверхтенденциозной, «зубодробительной» критике со стороны «свядомых» на страницах учрежденной… тем же издательством газеты «Літаратура і мастацтва».

Российская империя и Католическая церковь: борьба за этническую идентичность белорусов Северо-Западного края (1863 – 1914 гг.) Часть 2

Костел Св. Франциска Ксаверия в Гродно на старой фотографии.

Продолжение |Часть I |Часть II |Часть III |

4. Русский язык в дополнительном католическом богослужении: новая попытка его введения после указа 17 апреля 1905 г.

В начавшемся после издания указа 17 апреля 1905 г. противостоянии с государством, позиции сторонников доминирования польского католической традиции в костеле, казалось, будут вот-вот поколебленными, причем, в своей канонической, дисциплинарной основе.

Идея единства русского народа в Юго-западной Руси в эпоху присоединения Малороссии к Московскому государству.

Вечером 7 января 1654 года, накануне провозглашения малороссийским казачеством своего подданства Московскому царю, боярин В. В. Бутурлин, присланный в Малороссию царем Алексеем Михайловичем, вместе с другими членами московского посольства, в Переяславле, в своем «дворе», принимал гетмана Богдана Хмельницкого и войскового писаря Ивана Выговского. Сказанное на этом приеме Хмельницким и Выговским было записано в статейном списке посольства, т. е. в официальном документе, так: