Старообрядцы и российская веротерпимость в XIX - начале XX в.

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Конец XIX в.Основные государственные законы Российской империи утверждали «свободу веры» для всех неправославных народов, проживавших на её территории.  Все признаваемые законом религиозные организации империи получали статус «терпимых». «Раскольники», включая и сектантов, которые согласно православному вероучению подпадали под категорию «еретиков», рассматривались правительством в качестве «церковных мятежников», вышедших из повиновения архиереям Русской церкви. 

Положение Православия в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в.

Наиболее массовым и влиятельным вероисповеданием в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в. было православие. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года численность православных верующих в пяти белорусских губерниях составляла 5 114,7 тыс. человек или 60,1 % от общей численности населения. По сравнению с 1864 годом она возросла более чем в 2 раза. Православное население преобладало во всех белорусских губерниях, кроме Виленской, где преимущество сохраняли католики.

А.И. Миловидов. Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве.

 Одной из самых избитых тем в русофобской пропаганде литвинствующих белорусских националистов - это, перешедшие им по наследству от большевиков, утверждение, что Российская империя заперла белорусов в крепостной неволе, и, что мол, во времена «белорусского золотого века» (ВКЛ и Речи Посполитой), не было никакого крепостного права, а крестьяне то и делали, что возлежали на кисельных берегах своих молочных рек. Однако, имеется достаточно исторических документов, опровергающих эти мифы. Этому посвящена работа Александра Ивановича Миловидова «Освобождение крестьян Северо-Западного края и поземельное устройство их при графе М. Н. Муравьеве», в которой раскрываются принципы "польской системы землепользования", способствовавшей превращению белорусского крестьянства в одну из наиболее обездоленных социальных групп в Европе.

Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова

Читальный зал Виленской публичной библиотеки, в которой многие годы работал Александр Иванович Миловидов
В текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения архивиста и археографа А.И. Миловидова (6.08.1864—18.12.1935). В течение пятнадцати лет (1901—1915) А.И. Миловидов состоял членом библиотечной комиссии при Виленской публичной библиотеке, директором Музея М.Н. Муравьева при этой же библиотеке. Большая часть его научной и публицистической деятельности была связана с изучением письменных памятников преимущественно истории Западной Руси.

Неоязычество как фактор формирования альтернативных национальных идентичностей в современной Белоруссии

Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтов.Особенно интересной представляется попытка создать новую альтернативную идентичность на основе белорусского неоязычества. Этот проект достаточно амбициозен, поскольку в идеале он стремиться создать такую идентичность белорусов, в которой бы не было место для белорусского дискурса. Этот дискурс должен быть постепенно заменён представлениями о литвинах или кривичах, или ятвягах или ещё кем-то, но лишь бы не белорусах, в названии которых явно угадывается корень «рус», подчёркивающий культурную и духовную связь, т.е. то, что называют цивилизационным единством, с Россией.

Варшава и белорусский вопрос – век ХХ

Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой, как историки часто называют возродившуюся в 1918 году Польшу, возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле такого вопроса не существует. Сами же “польские роды” были довольно сложными. Перед Первой мировой войной появилось несколько проектов восстановления польского государства. Одним из них предполагалось объединить польские земли под эгидой русского царя. Другим был проект немецкого кайзера, но немцы на сей счет высказывались весьма туманно.

Ответ Мингорисполкома на коллективное обращение по вопросу об увековечивании памяти академика Карского в городе Минске.


На адрес координатора инициативы по увековечиванию памяти академика Карского в городе Минске И.Ф. Зеленковского пришло письмо с  ответом на коллективное обращение участников и гостей публичного круглого стола «Актуальность научного наследия Евфимия Карского», прошедшего 16 октября 2014 года в помещении Минской областной библиотеки им. А.С.Пушкина.

Западнорусизм в мире идентичностей межславянского пограничья. Историографические наблюдения


Западнорусизм служит не только предметом исследовательского внимания, но и по сей день важным фактором развития самой науки. Обращение к трактовкам общественно резонансной проблематики западнорусизма позволяет уяснить контекст, неоднородность и траекторию развития белорусской исторической науки.

О польской политике по отношению к белорусской государственности в документах 1919 г.


В настоящее время в отношении белорусского населения, проживаю­щего на Минщине, должен осуществляться следующий принцип: с одной стороны, ускорение естественного процесса полонизации католического населения, с другой стороны — высвобождение православного населения из-под восточного, русского влияния и пробуждение у него чувства нацио­нальной обособленности на основе элементов западной культуры (введение латинского алфавита).

Греко-славянский культурно-исторический тип в публицистике и научном творчестве А.С. Будиловича

Антон Семенович Будилович
В советское время славист А.С. Будилович (1846–1908) характеризовался как идеолог панславизма, причем оценка его взглядов осуществлялась преимущественно в негативном ключе. Такой сугубо отрицательный подход сводил на нет попытки корректного описания воззрений ученого. Вместе с тем его идеи об исторической специфике стран Центрально-Восточной и Восточной Европы представляют интерес, поскольку так или иначе в современной науке признается наличие особенностей развития этносов и культур в этом регионе.

Святая Великая княгиня. К 150-летию преподомномученицы Елисаветы.

 

Представляем ноябрьский  выпуск  2014 года духовно-просветительской газеты «Воскресение» статьей об одной из самых удивительных женщин новейшей истории -святой преподобномученице великой княгине Елисавете Фёдоровне.

Похищение Ядвиги

Ядвига и Ягелло. Группа символизирует литовско-польскую унию. Оскар Томаш СосновскийВ этом году – 17 июля – исполнилось 615 лет, как ушла из жизни двадцатишестилетняя Ядвига – одна из трех наиболее известных на Беларуси польских королев – наряду с Боной и ее невесткой Барбарой Радзивилл. Ее отец Людовик (Лайош) I был королем Венгрии и Польши. Ядвига с детства говорила по-мадьярски, по-французски, знала латынь. Польский стала осваивать после того, как в ноябре 1384 года ее одиннадцатилетней девочкой возвели на польский трон.